О критике... PS.Интересный разговор о критике с читателями и литераторами получился в моем личном блоге на ресурсе Author Today (Автор Сегодня). Вчера попытался отобразить суть словами из личного опыта: Современный ритм жизни спрессован. Позапрошлый - прошлый века, когда творили классики - как видео в замедленной записи. А еще - тонны информации, доступной одним кликом в сети. Сейчас многие читают произведения по принципу: у вас есть один-два абзаца, чтобы меня заинтересовать (а в музыке - 10-15 секунд от вступления к песне). Потому автор, зачастую, и стремится быстро "схватить быка за рога" - без длительных завязок и вступлений. Я считаю, если кто-то уделил на чтение твоего опуса 2-3 часа - это уже успех. А уж откликнулся рецензией - признание :) Конечно, немного утрирую сознательно. Но сути это не меняет. Сам я не научился и не стремлюсь писать "в современном формате". С другой стороны, вроде не ворчу на объективность безжалостного времени. Это - данность. И второй момент... Конечно, когда стихи и прозу читают те, кто знаком с тобой лично, это (чаще всего) искажает оценки. Симпатии - враг объективности. Хотя, именно друзья - знающие тебя и твой путь, могут по-настоящему глубоко понять некоторые строки с подтекстами. Но (в целом) личные симпатии критику вредят. А вот эмпатия (вживание в образ, сопереживание, попытка взглянуть на вещи и мир глазами выведенного автором персонажа) - отбросив все личные эмоции и несогласия - качество, насущно необходимое подлинному критику не менее, чем актеру и даже поболее, чем писателю. Это, в некотором смысле, - дар. Та самая "беспристрастность химика", работающего с таблицей элементов - о которой писал еще Чехов. Я вот не критик. Мне эта беспристрастность не дана. И еще (как всякий пишущий человек) - творческий эгоцентрик. Увы :( Поэтому, о других произведениях могу рассуждать лишь на уровне "нравится - не нравится". Пусть и конкретизируя - что именно и почему. Но профессиональная критика - это нечто иное. https://author.today/post/3183?sorting=recent#comments © Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|