Бетховен, или нелунная сонатаЗаметка Елены Янушевской. Вот что такое Слово. Сегодня я слушал Бетховена, а не Пола) От души поблагодарил Елену, выпускницу музыкальной школы, за моё бесплатное самообразование. Она ответила, что мы все учимся друг у друга. Тут меня и осенила мысля: поэтому, на вопрос - вы где учились? самый точный ответ - я ещё не умер! :) Теперь с радостью ждём Лену в ноябрьских Чтениях.
Вспомним. Соната состоит из трех частей. «Лунно», благодаря арпеджио в правой, звучит только первая. Арпеджио не уникальный для фортепианных миниатюр и сонат прием, но тут оно, и правда, вызывает ассоциации не столько с луной (свет не плещется), а с плеском воды под ее лучами. В этой сонате более, чем в других, лирики. От этого, в отличие от, положим, «Аппассионаты», столь любимой известным вождем, она звучит трагически, эмоционально правдиво и наиболее человечно. Не надличностно-героически – в тон революционным массам и глубоким тектоническим сдвигам истории, а очень интимно. В чем заключается личный героизм, не причастный общественным сдвигам? В изживании экзистенциальных катастроф продуктивным способом. Забивание гвоздей в гроб убитой любви (акценты октавами и аккордами в низком регистре) венчается в заключительной части не "похоронным маршем", однако, а страстным протестным Presto. Между ними можно слегка отвлечься: просветленность в Allegretto связана с образами сладких надежд. Но потом все, закопали… Так что странно, что поэту Рельштабу, если он слушал 14-ю сонату полностью (даже при том, что сам композитор обозначил свое сочинение как «Quasi Una Fantasia») пришло в голову назвать ее «Лунной». Именно Людвиг Рельштаб первым сравнил ее звучание с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. (У романтиков все на свой лад…) Против такой трактовки возражал, к слову сказать, А. Рубинштейн. Да и всякий, кто хоть немного смыслит в истории, понимает. Бетховен, так напугавший дедушку Гайдна своим неистовым даром, был все-таки не так причастен романтикам, чтоб представлять гривастого титана, жующим сопли. Нет-нет, «Лунная соната» - несколько о другом. Это памятник преодолению, и потому исполнительские интерпретации, придающие излишнюю взволнованность первой части не верны, в корне. Здесь не изображается лунный свет, здесь изображается внутреннее содрогание ранимой, но сильной души, внутренний диалог страдания и разумной воли. Разумной – здесь ключевое. Потому и играть это следует сдержанно, без излишних закипаний, не размывая ритм. Бетховен – сын 18-го столетия. Рискну даже сравнить музыкальное содержание первой части с биением сердца, гипнотически утишаемого бесстрастной мыслью. «Соберись, тряпка!». Без истерик, иными словами. Джульетта Гвиччарди, возлюбленная Бетховена, отдала предпочтение графу. Роберт Галленберг, если верить Ю.А. Кремлеву, чей очерк размещен на Бельканто, был «пустым человеком». Так что в каком-то смысле 3 ноября – исторический день. В 1802 году 3 ноября состоялась их свадьба, Джульетты и Роберта. Потом не оценившая гения Джульетта дошла до разврата и шпионажа... Вот так. А соната Бетховена, написавшего в тот же год и свое «Гейлигенштадтское завещание» (депрессивное), - нетленка. Бессмертный шедевр о «гневе души, которой не удается овладеть своими страстями».
© Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|