Аминь

Константин Жибуртович: литературный дневник

Интересно, что по наблюдениям за жизнью, я давно вывел один объективный закон. О пользе аскетизма, тотальной несвободы и слепого послушания по БУКВЕ любят пофилософствовать те, кто имеют достаточную человеческую свободу (в делах, финансах, поступках и решениях), либо - надеются стать волками, а не овцами в тоталитарной системе. И живут вполне себе по западным и "бездуховным" меркам потребления благ.


Человек, добровольно вставший на путь аскез, послушаний и земных ограничений, практически никогда не распространяется об этом, даже если его спросят - и, тем паче, не проповедует. Осознавая, что это его личный выбор. Всё иное - т.е, недобровольное, а навязанное извне ради прихотей другого человека (под любым высоким предлогом) идёт абсолютно вразрез с самим естеством человеческой природы и приводит к жутким искажениям.


О теоретиках-ограничителях разумных человеческих свобод афористично изрек экс-президент США Рональд Рэйган (правда, на примере абортов, но сути это не меняет).


- Я заметил, что сторонниками абортов являются уже рождённые люди...


Вот-вот)



***



В минувший четверг вышло эссе о моём прочтении Анны Карениной. Собственно, в великой русской литературе есть всё - не нужно никаких богословских споров, достаточно взять, к примеру, Анну Каренину и Настасью Филипповну (как тест на неосуждение), Татьяну Ларину и Марию Троекурову (как тест на болезненную романтизацию тотальной несвободы), Марию Гринёву и Лизоньку Муромскую (как образец здорового свободолюбия при внешней легковесности).


В комментариях я предсказуемо скрестил шпаги с романтизатором тотальной несвободы Татьяны Лариной, на которую он соскочил после прямого осуждения Анны. (К сожалению, в наш век редкость диалог, подобный тому, что случился у меня с православным литератором Алексеем Блиновым, когда мы (в итоге) пожали друг другу виртуальные руки и разошлись, задумавшись об аргументации оппонента).


Тут всё обстояло иначе: "носитель истины" (они всегда себя позиционируют так, и никак иначе) навешал школьные штампы Онегину (мажор и прожигатель жизни), Лариной (деревенщина, начитавшаяся французских романов), затем прикрылся иронией (я пошутил!) и, наконец, финал: "Татьяна, милая Татьяна" нашла своё счастие с "надёжным" человеком.***


За месяц до появления эссе "Перечитывая Анну Каренину", предсказал хозяйке ЛГ Иве подобные диалоги и пропасть непонимания. Оно тебе и нам надо? Кого и в чём мы переубедим? Этой матрице тотальной несвободы во всём - пять сотен лет, если и сейчас появляются памятники тиранам.


- Эссе очень хорошее. Я хочу, чтоб люди это прочли, задумались. А если тебе за него "прилетит" - ты ж знаешь, что я вижу, понимаю и чувствую схоже с тобой. Разве этого мало?


Я пожал плечами: ладно, сестра, - как скажешь...



Я, всё же, пустился в безнадёжный диалог. Терпеливо объясняю, что Онегин - не мажор, он лишь защищается иронией и цинизмом от скуки и глупостей перевёрнутого мира, а когда подобные люди обретают цель и смысл - равных им находится немного. И Татьяна - не деревенщина, а изумительный Цветок, проросший в сухой почве родных зашоренности и предрассудков. Её душа даже в наивные годы обладает чуткостью (даром различения), и она безошибочно узнаёт в Онегине родственный дух. Будь Евгений пуст - ничего подобного не случилось бы; но в том-то и дело, что она способна разглядеть его Настоящего.


Финал Лариной (после краха первой влюблённости, способной перерасти в любовь) - трагичен. Её брак - это не только свидетельство язычески-неравного положения женщин в том обществе, но и внутренний надлом. Всем "восхищателям" я неизменно отвечаю одно и то же: примерьте схожую участь к себе на ближайшие ...надцать лет. Или - пожелайте подобное собственной дочери. Т.е, ежедневное (от постели до обедов) общение с нелюбимым человеком столь тонкой душе. Быть может, тогда вы лучше поймёте и Каренину...


В одной из тем поэтического сайта один из литераторов написал о "пагубности влюблённости" и "ложности страстей". В ответ один из участников темы поделился, что женился по взаимной любви 12 лет назад и вполне счастлив (пускай, и не без сложностей, присущих всякой семейной жизни). В ответ на него накинулись с почти остервенением, обвиняя в неискренности, приукрашивании и даже лжи. Скажите, это - здоровое общество?


Когда реальность безжалостна, а данность (пока что) - непреодолима, лишь у единиц хватает сил, души, ума и духа (в совокупности) на внутреннюю эмиграцию. Большинству проще оправдать и воспеть перевёрнутую действительность, убедив себя в её правоте и даже праведности. А религия - благодатнейшая почва, чтобы искажать и паразитировать на подобной несвободе, которую Творец не пожелает ни единой душе.


Я думаю о том, что со многими "православными" нам совершенно нет нужды говорить о догматах или нюансах Писания. Достаточно обсудить понимание историй тех же Карениной и Лариной. И всё становится на свои места. Творец всемогущ, и под Его крылом однажды успокоятся все.


Но Он ещё и милосерден. И вот, совершенно безошибочно я чувствую: с романтизаторами несвободы воли (исключительно ради прихотей иных людей!) и фанатичными ревнителями Буквы нам будет не о чем общаться в любом измерении. Он это устроит к нашему общему удовольствию, ибо - милостив.


Аминь.



***Кстати, человек, инициировавший диалог, день спустя стёр все свои комменты и мои ответы к ним. Вероятно, от ощущения личной правоты :)





Другие статьи в литературном дневнике: