ИдиотБлистательный монолог князя Мышкина так достоверен, потому что пропущен Достоевским сквозь себя самого: он был приговорен к смертной казни и в последний момент помилован. Думаю, это сказалось на болезненности множества героев произведений Достоевского: у меня (как рядового читателя) к Федору Михайловичу всегда была одна-единственная претензия, назовем ее сюжетно-содержательной. Практически каждое произведение Достоевского выводит одну и ту же Истину: всяк человек без Бога - дрянь. Только показать это можно по-разному... Например, Пушкин и Лермонтов это делали куда тоньше (а значит - достовернее) - без кровавых топоров, удушений, сумасшествий и синусоидного поведения главных героев. Тот же Печорин был красив, умен и адекватен, не хватался за топор, никого не удушил, даже Грушницкого не желал убивать до последнего; по вечерам вел дневник небанальных мыслей; и падение его оттого еще страшнее, чем пропасть героев Достоевского с нелюбимым мной литературным приемом - УКРУПНЕНИЕМ подробностей и страданий. Князь Мышкин, впрочем, всегда стоял для меня особняком в ряду персонажей Федора Михайловича. Хотя (обратите внимание!) Достоевский и тут - вместо того, чтобы вывести его личность живым, неравнодушным, мыслящим, "тонкокожим" человеком - добавил ему банальную медицинскую болезнь. И закончил Лев Николаевич в швейцарской клинике - обязательный трагичный финал героев писателя... Хотя Достоевский прекрасно понимал, что идиот и сумасшедший вовсе не Мышкин, а напрочь перевернутый Мир вокруг. Об "идиотизме" Мышкиных этот Мир судит по статистике: НАС больше, значит МЫ - нормальные :) Очень люблю монологи Евгения Миронова, да и саму картину (в 2003 году просмотрел все 10 серий фильма залпом). Живой, чувствующий, мыслящий человек врывается в эдакое респектабельно-сытое дворянское семейство. Папа - достопочтеннейший генерал (и подкаблучник супруги по совместительству) + хлопающие глазками дочки-цветочки на выданье. Гоняют чаи, устраивают приемы, разговаривают светские разговоры, ходят на балы. И тут - Лев Николаевич Мышкин... Почти как Пришествие в сыто-респектабельно-скучный мирок, только никто уж давно не бодрствует и "жениха" не ждет... © Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|