ПографоманствуемВ понедельник 13-го будем жестоко графоманствовать :) Мне эта "памятка" живо напомнила 10 требований к написанию сочинений на курсах юного журналиста в далёком 1989 году. Я не соответствовал почти ни одному. И получил пинок от строгой тётеньки в очках :) Наслаждайтесь:
1. История создания (для классики) и место в творчестве автора. Особенности произведения, которые позволяют его стилистически определить (акмеизм, футуризм и пр.). Значение в творчестве автора. 2. Жанр, жанровые особенности. Тема (пейзажная лирика, философская, любовная, гражданская и почему). 3. Тема (узко) и идея. Сюжет произведения и композиция с точки зрения содержания (пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог и пр.). 4. Лирический (герой, его роль, место, ракурс и пр.). Эмоция в произведении, её передача, сила, уместность и пр. 5. Художественные средства, художественные приёмы, раскрывающие тему, идею, использование тропов, стилистических и риторических фигур. Их роль. 6. Лексические особенности (разговорная лексика, высокая, низкая, архаизмы и зачем использованы). 7. Синтаксические особенности, синтаксические приёмы (инверсия, градация, парцелляция, анафоры, эпифоры, рефрены, повторы, риторические вопросы, аллюзии, умолчания и пр.). 8. Фонетические особенности (звуковые повторы, аллитерации, ассонансы, звукоподражания и пр.). 9. Размер, ритм, рифма, сбои (намеренные - пиррихии, спондеи - и ненамеренные), особенности строфы (амбажеман, ёмкость строфы, синтаксические переносы, параллельные конструкции и пр.), формальная композиция (рисунок строф, внутренняя рифма и пр.). Все технические особенности. 10. Аргументированная оценка произведения (не в цифрах).
Вот я очень живо представил себе поэта Кочеткова, который на выдохе сотворил нетленку "Баллада о прокуренном вагоне" (С любимыми - не расставайтесь). Сидит он часами (неделями?) ночами на кухне и размышляет: так, вот здесь инверсия и градация - хорошие, парцелляций - не хватает, и... боже, я забыл про эпифоры! Надо бы позвонить знакомому критику, уточнить правомерность синтактического переноса при риторике. С неделю назад вот так, по десяти пунктам, разбирали на запчасти мой рождественский опус о Трамвае. Ехал он и ехал (потихоньку), а когда тормознули и развинтили на мелкие запчасти - почему-то, встал намертво. Да и рельсы, собственно, унесли :) Но вот что интересно. Те же самые люди, что любят глаголить об "условности форм", пафосничать о "выходе за пределы", проповедовать о стихах "над", мигом цепляются к правомерности переноса смысловых ударений или слову "рельс" во множественном числе родительного падежа. Это порождает банальный вопрос: кто из нас графоман? Устаёшь сражаться с ветряными мельницами безжизненного формализма. Ведь в поэзии он особо режет - и слух, и душу. PS О качестве "жюрейства" тех, кто выдвигает подобные идеи, умолчу. Потому что понедельник 13-го - и без того трэш :)
© Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|