Осторожно, субъективно!

Константин Жибуртович: литературный дневник

Регулярно читаю о том, что в приходах насущно организовать общинную жизнь. Об этом пишут люди совершенно разных взглядов – сейчас, в неспокойные дни, сделать это равно зажечь свечу во мраке.


Звучит красиво. В самом деле, ты приходишь в круг единоверцев и приступаешь к таинствам рядом с созвучными душами. И сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18:20).


Примерно представляя (из Истории) довлеющее устройство таких возможных общин, понимаю: всё вдребезги разбивается о человеческий фактор. А иногда и калечит психику неофитов.


Вопрос не в несоответствии. А в нашем укладе. И язычестве, давно и прочно пустившем корни в каждом, безотносительно конфессиональных ценностей.


Как устроена идеальная община с точки зрения неофита, который воспитан в «правильной» церковной семье? Батюшка-харизмат (и хорошо, если не Бог!). Очень большой начальник по имени «благочинный». Староста, которого выбирают прихожане «по совокупности мирских заслуг» (если общо). Активные члены общины и исправно приходящая массовка.


Что дурного в этой иерархии, спросите вы. Ничего. Вполне себе земное устроение. Для корпорации. Или спортивной команды. Или закрытого акционерного общества, решающего прагматичные земные задачи.


Так люди с удовольствием приходят в свободное время в клубы по интересам. Пообщаться, нащупать общие темы и согласие в них, подзарядиться взаимной эмпатией, совершить определённый набор действий (ритуал) и просто провести время там, где хочется, и с кем хочется.


Это может быть клуб любителей классической музыки. Или собрание литераторов. Или фан-сообщество спортивной команды.


Ничего дурного, повторюсь, в этом нет. Просто не нужно переносить земные представления об устройстве того или иного сообщества на Христа, апостолов и сегодняшнюю Тайную Вечерю.


Христос омывает ноги ученикам, разбивая внешнюю иерархию. Христос не ищет взаимно интересные темы для беседы, чтобы вызвать отклик и эмпатию. Христос не говорит о том, что собравшиеся здесь избраны по особым достоинствам, не обнаруженным в иных «мирских». Христос не обещает «прекрасной Византии будущего», только для этого, мол, надо духовно потрудиться энное число лет.


Тайная Вечеря – не круглый стол, не философский диспут и не собор богословов. И даже не встреча созвучных людей во главе с Христом.


О каком – не то, что созвучии – а понимании Учителя можно вести речь, если во время моления Христа в Гефсиманском саду Иоанн, Яков и Пётр задремали. Умный Фома до последнего не верит во всё случившееся в финале Страстной. Пётр произносит безответственные неофитские слова. Иоанн прозревает, обретая дар пророчеств, лишь после Вознесения.


Тайная Вечеря (повторюсь) – не общинное собрание созвучных людей, и не философский дискус прекрасно образованных богословов. Для меня это свидетельство: зная всё о вас вне прикрас с иллюзиями, и не обещая вам земного счастья, Я не предам и не покину вас до скончания дней этого мира.


Благая весть – в этом. Скажите, вам ещё важно, насколько точен был Леонардо да Винчи в своей фундаментальной росписи последней трапезы Христа с учениками? Иерархия мест и споры об особом протекционизме Учителя к Иоанну Богослову?


Земная общинная жизнь содержит один изъян: деление людей по принадлежности, заслугам и степени этих заслуг. А также – всенепременно! – единство во взглядах. И, как неизбежное следствие, создание взаимных иллюзий о нашем благочестивом сообществе.


Апостолы шли в Мир, а здесь, в нашей общине, чужие не ходят. Ибо они светские и хуже нас, и это даже не обсуждается.


В этой схеме налицо банальная подмена. Христианская общность, которая в качестве дара иногда возможна, не про собрание в определённых стенах два раза в неделю. Она не создаётся для разрешения личных проблем и укрепления самооценки о моей «благочестивости». Или даже для глубокого общения с целью ощутить неодиночество.


В таком случае, правильнее – и просто честнее – сходить к психологу. Позвонить любимому человеку или созвучному другу. Уделить время семье. Остаться в одиночестве, если это пока невозможно и нырнуть в личный микрокосм. Всё перечисленное предпочтительней, да и духовно полезней формального коллективного собрания с произнесением благочестивых слов.


Это не значит, что подлинно общинная жизнь сегодня невозможна. Возможна – при достаточном светском кругозоре, отказе от неофитства и более трезвом осознании реальности.



PS: Когда несколько лет назад я смотрел видеоролик о пасхальной трапезе прихожан храма отца Алексия Уминского в Хохлах, я увидел признаки общины. Объясню, почему.


Людей объединяет не философия, общность взглядов, внешние симпатии или уровень культуры. А только благая весть, в центре которой Христос.


С послевкусием: никто не поругался – например, из-за политики? Никто не искал особого расположения пастыря? Никто не беспокоился о том, где именно его усадят за пасхальный стол? Никто никого не покалечил словом?


Вполне достаточно, для общины. Позже все разошлись по своим мирам – и к более созвучным людям – со взаимным уважением и вне мыслей об «избранности нашего сообщества».


Имея право произнести: «Христос посреди нас».





Другие статьи в литературном дневнике: