О созвучном

Константин Жибуртович: литературный дневник

Александр Генис:*


«Старожилы знают, что американцам позволяет ужиться тактика умолчания. Этикет запрещает обсуждать три вопроса. Во-первых, зарплату, во-вторых, религию, в-третьих, политику. Важно и то, что последняя меньше всего волнует.

Стоит чуть отъехать от больших городов и университетских кампусов, как Вашингтон кажется далёкой, даже чужой столицей.

– Чем её меньше, тем лучше, – искренне считают не только избиратели Трампа. Предпочитая местную власть общей, американцы живут сами по себе сколько могут и сколько им дают».


(из новой книги «Амеррика. Новый Свет с акцентом»).



******



Вопросы о зарплате я всегда слышал только от «демократов» родного производства. Они варьировались: от деревенщины в лоб «ты скока получаешь?» до «философии» на тему «только лох будет сидеть в офисе за 100 тысяч рэ». (Я понимаю, родовая травма 90-х).


Американцы всегда общались со мной иначе. Они ставили вопрос безупречно-умно: ты доволен своим контрактом? (в США не понимают, что такое зарплата). Если нет, поменяй юриста. Я кивал, как в разговоре с посланниками иной цивилизации.


О религии, опять-таки, мне «заливали», особенно лет до 30-ти, родные неофиты, внезапно ставшие верующими (чаще – после комсомольского или полубандитского прошлого). Перед предметным разговором, если его не избежать, например «интервью с…», я неизменно изучал человека, чтобы хотя бы приблизительно представлять его гуманитарно-душевный уровень и пройденный путь. Так было и в реале, и в соцсетях: звезда это или нет – меня не волновало, поскольку интересный тебе человек круче любой знаменитости.


Неофиты из юности не утруждались хотя бы поверхностным анализом моей личности – они изрекали книжные истины, ожидая немедленного преображения и отклика. Надо ли говорить, что неоднократно встреченные мной мормоны штата Юта (до примерно 2020 года) воплощали миссию намного тоньше, начиная с просто «а поговорить?» и прощупывая собеседника. Апогеем проповеди было не «Христос умер за всех нас!» с упрёком, словно я Иуда и Пилат, а «в воскресенье у нас собрание; если придёшь, будем очень рады видеть».


С политикой всё настолько худо, что не хочется об этом писать. Уже раз 10 я услышал от ельцинских комсомольцев мантру – повтори без запинки «Ахматова, кошки, кофе». Их не устраивал не только мой ответ «Пастернак, собаки, чай», но даже если я соглашался с двумя пунктами из трёх. В контексте нынешнего коллективного безумия обнаружился новый упрёк: случилось то и сё, а вот этот чёрствый автор не написал ни строчки (заметьте: не в СМИ, а на личной странице, где он сам себе главред, писатель и редактор).


Отдыхая от родных комсомольцев, я лишь раз спросил «за политику» друга Энтони, с которым мы обсуждаем хоккей (для соцсетей) и радости семейной жизни (приватно). Он ответил, что в 2016-м воздержался, но сейчас голосовал за Трампа по принципу «меньшее из зол» (мы оба презираем неолибералов, считая их паразитами, готовыми на всё ради того, чтобы не работать). – А вообще, сказал он, самого умного кандидата, Никки Хэйли, республиканцы задвинули в праймериз ради старого Трампа. Что мне жутко не понравилось, но отдавать свой голос за Хилари Клинтон или Камалу Харрис я никогда не стану.


Я подумал, что будь я байденистом или даже неолибералом, это никак не повлияло бы на качество нашего общения. Чему, безусловно, следует поучиться у американцев взамен родному нарушению личных границ – просто так, походя и от скуки.


Как и ещё одной вещи: «Каждый раз, пишет Генис, когда я слышу “Америка считает, Вашингтон полагает, Соединённые Штаты настаивают”, мне приходит в голову, что так говорят те, кто не жил в стране достаточно долго, чтобы понять абсурдность подобных фраз, облегчающих жизнь журналистам.


Никто не способен говорить от лица Америки, потому что его у неё нету. И дело не только в том, что одна половина американцев никогда не может договориться с другой. Важнее то, что они умудряются жить рядом».



*Признан иноагентом согласно закону РФ




Другие статьи в литературном дневнике: