Мой любимый стоик

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из беседы о Бродском с поэтом Виктором Кривулиным:


— … Дело в том, что мы все, вероятно, исходили из какого-то фундаментального понятия пустоты человеческого существования, пустоты, которая как бы является центром. Потом этот центр стал заполняться каким-то образом. Для одних это был религиозный поиск, для других — социальный, а Бродский остался поэтом, остался в этом метафизическом колодце, где человек один на один со Вселенной.


— Почему, как вы думаете, из всей «великолепной семерки», если не десятки, великих русских поэтов XX века Бродский выделяет Цветаеву? Чем она так важна для Бродского?


— Вы знаете, я думаю, что нужно разделять для Бродского степени литературной искренности. Скажем так, для него Цветаева должна быть великим поэтом. Должна быть, а не является. То есть для него существует категория долженствования, чисто имперская категория. Бродский в принципе поэт империи. И вот это имперское начало проявляется прежде всего в его отношении к литературе как к некой иерархии. Цветаева — мастер. Цветаева, как говорили древние греки, технэ. Бродский человек не греческого плана, а скорее римского. И в римской культуре вот это технэ, умение выстроить, умение подогнать блоки, проявить силовое отношение к материалу — особенно ценилось. В русской поэзии Цветаева, пожалуй, наиболее техничный автор. Это первое. Второе, у Цветаевой необыкновенно важно личное начало, индивидуальное, индивидуалистическое. Ну, Маяковского как бы неудобно любить, хотя он работает в том же ключе, но это дурной тон. А Цветаева с ее судьбой, с ее трагедией оправдывает и собственный индивидуализм. Но если говорить о метафизическом ядре ее поэзии и поэтики, оно совершенно иное, чем у Бродского. И Бродский представляется мне поэтом более глубоким и просто другого класса, другого плана.


И для Бродского, и для Цветаевой в начале пути присутствовал, что ли, остервенелый романтизм, то есть предельная утопичность поэтического видения. Если взять ее строки «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед» и ранние стихи Бродского «Он верил в свой череп. Верил», где художник добивается всего, то это одни и тот же мотив, мотив утверждения личности через материал поэтического слова, через технэ. Но дальше тот слом, который произошел в его поэтике, особенно после ссылки, мне кажется, увел Бродского от Цветаевой.


И еще одно отличие от Цветаевой. Бродский всегда ощущал свою еврейскость как религиозное качество, хотя он все-таки поэт христианский. И эта вот его «еврейскость», этот его комплекс неполноценности, который особенно сильно проявился вначале и нуждался в том, чтобы голос как бы забивал эту внутреннюю слабую струну, вот этого лишена была Цветаева. Это просто разный масштаб, на мой взгляд.


— Что, по-вашему, в поэзии Бродского наиболее опасно для начинающего поэта?


— Бродский очень заразителен. Я знаю много молодых поэтов, которые после чтения Бродского пытаются писать так же, как он. Их привлекают две вещи, на мой взгляд. Во-первых, абсолютизация идеи личной судьбы. И эта первая волна совсем молодых поэтов, 15-17-летних юношей, которые отказывались поступать в университет, осознавали себя великими поэтами, шли в кочегары и часто плохо кончали. В принципе, из этой волны я не знаю ни одного настоящего поэта. Но я знаю несколько десятков молодых людей, для которых Бродский был как бы путь. Есть великий поэт, стало быть, надо делать так, как делал он для самоутверждения. Но для этого у них не хватало ни энергии, ни личности, да и время изменилось. То есть уникальность судьбы Бродского рассматривалась как некая закономерность, что, с точки зрения литературы, весьма опасно. Второе, вот эта самая метафизическая пустота, о которой я уже говорил. В поэтике она выражается в том, что у Бродского есть несколько ключевых приемов, которыми в принципе несложно овладеть, но которые как раз исходят из уникальности чувства дискретности существования.


— Не могли бы вы их назвать?


— Это прежде всего анжамбеман. Это ощущение непрерывности текста. Поскольку бытие дискретно, бытие прерывно, бытие бессмысленно, постольку текст не бессмыслен, текст — это порядок для Бродского. Порядок, который преодолевает хаос жизни с его Броуновским движением ситуаций, то есть этот прием у Бродского имеет метафизическое обоснование.



******



Это беседа из другой жизни, январь 1990 года, но её суть вне времени. Виктор Кривулин давно изучает Бродского, с вниманием критика и пристрастием литератора, поэтому он помог мне доформулировать несколько вещей о себе, а главное – осознать источники моей ценностной иерархии, в которой Бродский – крупнейший поэт ХХ века, причём с прочным отрывом от остальных.


Я человек греческой эстетики и римского права. Мне претит чрезмерная чувственность «на разрыв» и стихи вне философской подоплёки для меня чужды – безотносительно литераторской техники. Яркий пример – Сергей Есенин. Но этот же мировоззренческий упрёк относится и к Марине Цветаевой. А у Шарля Бодлера любимое – о мимолётном и несбывшемся; оттого он, скованный сюжетом, не даёт волю полноте чувств:


Я встретил женщину. Средь уличного гула
В глубоком трауре, прекрасна и бледна,
Придерживая трен, как статуя стройна –
Само изящество, – она в толпе мелькнула.


Я вздрогнул и застыл, увидев скорбный рот,
Таящий бурю взор и гордую небрежность,
Предчувствуя в ней всё: и женственность, и нежность,
И наслаждение, которое убьёт.


Внезапный взблеск – и ночь... Виденье Красоты,
Твои глаза на миг мне призрак жизни дали.
Увижу ль где-нибудь я вновь твои черты?


Здесь или только там, в потусторонней дали?


Не знала ты, кто я, не ведаю, кто ты,
Но я б тебя любил – мы оба это знали.


(Шарль Бодлер, «Прохожей», перевод В. Левика).


Что мне ещё близко у Бродского – трезвое осознание сути Вселенной. Это бесконечная пустота, дзен, чистый лист. Или ты ищешь собственный голос, пытаясь что-то произнести и выстроить «новообразование личности», или сливаешься с ландшафтом, независимо от внешней событийности. Маяков – немного, но достаточно, равнодушных – миллиарды, сочувствующих – тысячи, понимающих – сотни.


Способность не обольщаться относительно истинного положения вещей и переносить данность стоиком без плача в форме чрезмерной лиричности, воздействующей на чувственность столь же одиноких по своей природе читателей – свойство духа. Способность отыскать нечто утешающее без манипуляций суммой человеческих инстинктов – свойство гениальности:


Уж если ощущать сиротство
То лучше в тех местах, чей вид
Волнует, нежели язвит…


В лучших стихах Бродского поэзия не терпит пустот и малосущественных отступлений. Это схоже с мастерским монтажом фильма: ничего второстепенного в кастинге, сценарии и декорациях. Хаосу возможно противопоставить не силу и талант, а собственный путь. Кривулин, лично знакомый с Бродским, подмечает: в любом пространстве он ощущал себя хозяином помещения, от избушки в Архангельской области до съёмных апартаментов в Нью-Йорке. То есть, развеивая хаос и наполняя пространство осознанностью бытия как в поэзии, так и в быту.


И лишь изредка позволяя себе устроить эмоциональный релакс, который я именую «сегодня можно»:


Представь себе вечер, свечи. Со всех сторон — осьминог.
Немо с его бородой и с глазами голубыми, как у младенца.
Сердце сжимается, как подумаешь, как он тут одинок...»
(Здесь обрываются письма к Бланш Деларю от лейтенанта Бенца).


(Бродский, «Новый Жюль Верн»)



Я хочу поблагодарить страницу в ВК об Иосифе Бродском за публикацию интервью, о котором не знал до недавнего времени.




Другие статьи в литературном дневнике: