Сердце и голова. Русофобия. Он был... Самойлов

Максим Гулин: литературный дневник

У того, кто в 16 лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к 60, нет головы.


Бенджамин Дизраэли


Русофобия – явление не политическое и не националистическое. Оно не связано с определенной партией или определенным этническим выбором. Прежде всего, русофобия – это политическая оболочка дикости и необразованности.


Вазген Авагян


Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, — если, конечно, это правда, что он умер.


Вольтер


* * *


Когда-нибудь я к вам приеду,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда почувствую победу,
Когда открою новый путь.


Когда-нибудь я вас увижу,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
И жизнь свою возненавижу,
И к вам в слезах паду на грудь.


Когда-нибудь я вас застану
Растерянную, как всегда.
Когда-нибудь я с вами кану
В мои минувшие года.


(с) Давид Самойлов


От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остается не так уж много.
"Поэзия - та же добыча радия"(Маяковский). Отбор этот производят читатели
- все виды читателей, которых нам посчастливилось иметь.
Несколько слов о себе.
Я 1920 года рождения. Москвич. Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган,Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, БорисСлуцкий. Учителями нашими -- Тихонов, Сельвинский, Асеев,
Ауговской, Антокольский. Видел Пастернака. Встречался с Ахматовой и Заболоцким. Не раз беседовал с Мартыновым и А. Тарковским. Дружил с Марией Петровых. Поэтическая школа была строгая.
Воевал. Тяжело ранен.
Печататься начал после войны. Первая книга вышла в 1958 году. У меня восемь поэтических книг ("Ближние страны", "Второй перевал", "Дни", "Волна и камень", "Весть", "Залив", "Голоса за холмами", "Горсть"), Наиболее полно мои стихи
Представлены в сборниках "Избранное" (1980) и "Стихотворения" (1985).
Много переводил. Из больших поэтов -- Рембо, Аполинера,Лорку, Брехта, Незвала, Тувима, Галчинского, Бажана, Эминескуи многих других. Мои стихи переведены на главные европейскиеязыки. Выходили отдельными изданиями в нескольких странах.



Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.


Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.


Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.


Как валенок мерзлый валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
СОРОКОВЫЕ



Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!..
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
* * *
СТАРИК ДЕРЖАВИН



Рукоположения в поэты
Мы не знали. И старик Державин
Нас не заметил, не благословил...
В эту пору мы держали
Оборону под деревней Лодвой.
На земле холодной и болотной
С пулеметом я лежал своим.


Это не для самооправданья:
Мы в тот день ходили на заданье,
А потом в блиндаж залезли спать.
А старик Державин, думая о смерти,
Ночь не спал и бормотал: "Вот черти,
Некому и лиру передать!"


А ему советовали: "Некому?
Лучше б передали лиру не коему
Малому способному. А эти,
Может, все убиты наповал!"
Но старик Державин воровато
Руки прятал в рукава халата,
Только лиру не передавал.


Он, старик, скучал, пасьянс раскладывал.
Что-то молча про себя загадывал.
(Все занятье -- по его годам.)
По ночам бродил в своей мурмолочке,
Замерзал и бормотал: "Нет, сволочи!
Пусть пылится лучше. Не отдам!"
Был старик Державин льстец и скаред,
И в чинах, но разумом велик.
Знал, что лиры запросто не дарят.
Вот какой Державин был старик!
* * *


Тогда я был наивен,
Не ведал, в чем есть толк.
Купите за пять гривен,
А если надо -- в долг.


Тогда я был возвышен,
Как всадник на коне.
Не знал, что десять пишем
И держим два в уме.


Тогда я был не этим --
Я был совсем другим.
Не знал, зачем мы светим
И почему горим.


Тогда я был прекрасен,
Бездельник молодой.
Тогда не падал наземь
Перед любой бедой.
* * *
Л. Ч.



Полночь под Иван-Купала.
Фронта дальние костры.
Очень рано рассветало.
В хате жили две сестры.


Младшая была красотка,
С ней бы было веселей,
Старшая глядела кротко,
Оттого была милей.


Диким клевером и мятой
Пахнул сонный сеновал.
На траве, еще не мятой,
Я ее поцеловал.


И потом глядел счастливый,
Как светлели небеса,
Рядом с этой, некрасивой,--
Только губы и глаза.


Только слово: "До свиданья!" -
С легкой грустью произнес.
И короткое рыданье
С легкой грустью перенес.


И пошел, куда не зная,
С автоматом у плеча,
"Белоруссия родная..."
Громким голосом крича.
* * *
СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА



Когда среди шумного бала
Они повстречались случайно,
Их встреча, казалось сначала,
Была не нужна и печальна.


Он начал с какого-то вздора
В своем ироническом тоне.
Но, не поддержав разговора,
Она уронила ладони.


И словно какая-то сила
Возникла. И, как с палимпсеста,
В чертах ее вдруг проступила
Его молодая невеста.--


Такой, как тогда, на перроне,
У воинского эшелона,
И так же платочек в ладони
Сжимала она обреченно.


И в нем, как на выцветшем фото,
Проявленном в свежем растворе,
Вдруг стало пробрезживать что-то
Былое в лице и во взоре.


Вдвоем среди шумного бала
Ушли они в давние даты.
-- Беда,-- она тихо сказала,--
Но оба мы не виноваты.


Меж нашей разлукой и встречей
Война была посередине.
И несколько тысячелетий
Невольно нас разъединили.


Но как же тогда, на вокзале,
Той осенью после победы,--
Вы помните, что мне сказали
И мне возвратили обеты?


-- Да, помню, как черной вдовою
Брела среди пасмурных улиц.
Я вас отпустила на волю,
Но вы же ко мне не вернулись...


Вот так среди шумного бала,
Где встретились полуседыми,
Они постигали начало
Беды, приключившейся с ними.


Все, может быть, было уместно:
И празднества спад постепенный,
И нежные трубы оркестра,
Игравшего вальс довоенный.
* * *


Дай выстрадать стихотворенье!
Дай вышагать его! Потом,
Как потрясенное растенье,
Я буду шелестеть листом.


Я только завтра буду мастер,
И только завтра я пойму,
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому --


Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук,
Шептать, дрожа от изумленья
И слезы слизывая с губ.
* * *
ПАМЯТЬ


Е. Л.



Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.


И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с "однажды".
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.


Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
* * *
ИЗ ДЕТСТВА



Я -- маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: "Как ныне
Сбирается вещий Олег..."


Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
* * *
ВЫЕЗД



Помню -- папа еще молодой.
Помню выезд, какие-то сборы.
И извозчик -- лихой, завитой.
Конь, пролетка, и кнут, и рессоры.


А в Москве -- допотопный трамвай,
Где прицепом старинная конка.
А над Екатерининским -- грай.
Все впечаталось в память ребенка.


Помню -- мама еще молода,
Улыбается нашим соседям.
И куда-то мы едем. Куда?
Ах, куда-то, зачем-то мы едем!


А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А потом -- купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.


Звонко цокает кованый конь
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.


Папа молод. И мать молода.
Конь горяч. И пролетка крылата.
И мы едем, незнамо куда,--
Все мы едем и едем куда-то.
* * *
ЦЫГАНЕ



Нас в детстве пугали няни,
Что уведут цыгане.
Ах, вы, нянюшки-крали,
Жаль, что меня не украли.
Бродил бы с табором лунным
(Странно-туманно).
Кони под месяцем юным.
Запах тимьяна.


Где вы, мои цыгане,
Плясуны, конокрады?
Где вы, мои цыганки,
Где вы, сердца отрады?


В поэзии нашей великой
Есть цыганская нота.
И звучит эта нота,
Когда уж жить неохота.


("Странно-туманно.
Расстались нежданно.
На сердце рана,
И жизнь нежеланна".)


Пока луна не погасла.
На свете будет цыганство:
Песня, обман, лукавство,
Скрипка и постоянство.


Я помню цыгана Игната
В городе Кишиневе.
Он мне играл когда-то
О давней моей любови.


("Странно-туманно
Вечером рано.
Расстались нежданно,
И на сердце рана".)


Узел моей печали,
Скрипка, стяни потуже...
Ах, если б нянюшки знали,
Как спасать наши души!
* * *
ВЕЧЕРОМ



Мальчик играл в оловянных солдат,
Девочка куклу качала.
Этот тысячелетний обряд
Весь повторялся с начала.


Девочка спела свое: "Ай-люли!"
Мальчик заснул героем.
Ветки качались. По небу шли
Тучи сомкнутым строем.


Глаз не смыкая, кукла спала.
И на ночном привале,
В кучу сбившись у края стола,
Стоя солдатики спали.
* * *


Мне снился сон. И в этом трудном сне
Отец, босой, стоял передо мною.
И плакал он. И говорил ко мне:
"Мой милый сын! Что сделалось с тобою?"


Он проклинал наш век, войну, судьбу.
И за меня он требовал расплаты.
А я смиренно говорил ему:
-- Отец, они ни в чем не виноваты.


И видел я. И понимал вдвойне,
Как буду я стоять перед тобою
С таким же гневом и с такой же болью...
Мой милый сын! Увидь меня во сне!..
* * *


Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.


Года пускай хранятся,
А нам храниться поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.


Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.


Ждут снега. Листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.


И все, что было зыбко,
Растрепанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнезда.


И вот ноябрь на свете,
Огромный, просветленный,
И кажется, что город
Стоит ненаселенный --


Так много сверху неба,
Садов и гнезд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних.


О, как я поздно понял,
Зачем я существую!
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую.


И что порой напрасно
Давал страстям улечься!..
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься...
* * *
Д.К.



Кто устоял в сей жизни трудной,
Тому трубы не страшен судной
Звук безнадежный и нагой.
Вся наша жизнь -- самосожженье,
Но сладко медленное тленье,
И страшен жертвенный огонь.
* * *


То осень птицы легче
Опустится на плечи
Осиновым листом...
Но это все потом.


И графика пейзажей,
Изображенных сажей
На воздухе пустом...
Но это все потом.


А что было вначале?
Какие-то печали,
Вошедшие в мой дом..
Нет! Это все потом!
* * *
В. Б.



И ветра вольный горн,
И речь вечерних волн,
И месяца свеченье,
Как только стали в стих,
Приобрели значенье.
А так -- кто ведал их!


И смутный мой рассказ,
И весть о нас двоих,
И верное реченье,
Как только станут в стих,
Приобретут значенье.
А так -- кто б знал о нас!
* * *


Выйти из дому при ветре,
По непогоде выйти.
Тучи и рощи рассветны
Перед началом событий.


Холодно. Вольно. Бесстрашно.
Ветрено. Холодно. Вольно.
Льется рассветное брашно.
Я отстрадал -- и довольно!


Выйти из дому при ветре
И поклониться Отчизне.
Надо готовиться к смерти
Так, как готовятся к жизни...
* * *
3. Г.



Повтори, воссоздай, возверни
Жизнь мою, но острей и короче.
Слей в единую ночь мои ночи
И в единственный день мои дни.


День единственный, долгий, единый,
Ночь одна, что прожить мне дано.
А под утро отлет лебединый --
Крик один и прощанье одно.
* * *


Перед тобой стоит туман,
А позади -- вода,
А под тобой сыра земля,
А над тобой звезда.


Но в мире ты не одинок,
Покуда чуешь ты
Движенье моря и земли,
Тумана и звезды;


Покуда знаешь о себе,
Что ты проводишь дни,
Как неживое существо:
Такое, как они.


А большего не надо знать,
Ведь прочее -- обман.
Поет звезда, летит прибой,
Земля ушла в туман.
* * *


Примеряться к вечным временам,
К бесконечным расстояньям --
Это все безмерно трудно нам,
Вопреки стараньям.


Легче, если расстоянье -- пядь,
Если мера времени -- минута.
Легче жить. Труднее умирать
Почему-то.
* * *


...И тогда узнаешь вдруг,
Как звучит родное слово.
Ведь оно не смысл и звук,
А уток пережитого,
Колыбельная основа
Наших радостей и мук.
* * *


И всех, кого любил,
Я разлюбить уже не в силах!
А легкая любовь
Вдруг тяжелеет
И опускается на дно.


И там, на дне души,
Загустевает, как в погребе зарытое вино.


Не смей, не смей из глуби доставать
Все то, что там скопилось и окрепло!
Пускай хранится глухо, немо, слепо,
Пускай! А если вырвется из склепа,
Я предпочел бы не существовать,
Не быть...
* * *
АЛЕНУШКА



Когда настанет расставаться --
Тогда слетает мишура.
Аленушка, запомни братца!
Прощай -- ни пуха, ни пера!


Я провожать тебя не выйду,
Чтоб не вернулась с полпути.
Аленушка, забудь обиду
И братца старого прости.


Твое ль высокое несчастье?
Моя ль высокая беда?..
Аленушка, не возвращайся,
Не возвращайся никогда.
* * *
НАЗВАНЬЯ ЗИМ



У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.


Еленою звалась зима,
И Марфою, и Катериной.
И я порою зимней, длинной
Влюблялся и сходил с ума.


И были дни, как шерсть и мех,
Как теплый пух зимы туманной..
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.
* * *


Была туманная луна,
И были нежные березы...
О март-апрель, какие слезы!
Во сне какие имена!


Туман весны, туман страстей,
Рассудка тайные угрозы...
О март-апрель, какие слезы --
Спросонья, словно у детей!..


Как корочку, хрустящий след
Жуют рассветные морозы...
О март-апрель, какие слезы!
Названья и причины нет.


Вдали, за гранью голубой,
Гудят в тумане тепловозы...
О март-апрель, какие слезы!
О чем ты плачешь? Бог с тобой!
* * *


Пахло соломой в сарае,
Тело -- травою и ветром,
Губы -- лесной земляникой,
Волосы -- яблоней дикой.


Были на раннем рассвете
Легкие, свежие грозы.
Мы просыпались. И снова
Сном забывались, как дети.


Утром она убегала,
Заспанная и босая,
С крупных ромашек сбивая
Юбкой раскосые капли.


Да! Уже было однажды
Сказано: остановиться!
Сказано: остановиться!
Остановиться мгновенью!
* * *
"ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ"



Стояли они у картины:
Саврасов. "Грачи прилетели".
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.


Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
-- Саврасов. "Грачи прилетели" -
Хорошая это картина.--


Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она -- из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.


Ее проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос, и поздно.


Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чаю.
-- У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю...


Два дня она драила, терла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.


Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить --
"Грачи прилетели". Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.


Семь, восемь. И девять. И десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.


Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: "Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен!.."


"Наверно, забыл. Или занят.
Известное дело -- мужчина..."
А все же "Грачи прилетели" --
Хорошая очень картина.
* * *


У меня пред тобою вина.
И ее не смывает волна.
Не смывает прошедшего горя
Благодать полунощного моря.
У меня пред тобою вина,
Что осталась на все времена,
Времена, что белей и короче,
Чем короткие белые ночи.
* * *


Тебя мне память возвратила
Такой, какою ты была,
Когда "Не любит!" говорила
И слезы горькие лила.


О, как мне нужно возвращенье
Из тех невозвратимых лет,
Где и отмщенье и прощенье,
Страстей непроходящий след.


И лишь сегодня на колени
Паду. Ведь цену знаю сам
Своей любви, своей измене.
Твоей любви, твоим слезам.

* * *
ПЕСЕНКА БЕЗ СЛОВ



Хотел бы сказать тебе:
"Радость моя!" --
Но радость мне не по годам.
Хотел бы сказать тебе:
"Сердце мое!" --
Но сердце тебе не отдам.


Хотел бы сказать тебе:
"Счастье мое!" --
Но счастьем я не дорожу.
Раскланяюсь молча
При встрече с тобой.
И молча вослед погляжу.
* * *


А помнишь, ты была тогда
Беспамятней воды --
На светлой глади ни следа,
Ни складки, ни черты.


Мы не останемся нигде
И канем в глубь веков,
Как отраженье на воде
Небес и облаков.
* * *
СЛОВА



Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.


И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.


Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
* * *
МАСТЕР



А что такое мастер?
Тот, кто от всех отличен
Своею сивой мастью,
Походкой и обличьем.


К тому ж он знает точно,
Что прочно, что непрочно,
И все ему подвластно --
Огонь, металл и почва.


Суббота, воскресенье --
Другим лафа и отдых,
Копаются с весельем
В садах и огородах.


А он калечит лапы
И травит горло ядом
С миниатюрным адом
Своей паяльной лампы.


Когда заря над морем
Зажжется, словно танкер,
Он с мастером таким же
Готов бы выпить шкалик.


Но мастеров немного
Ему под стать придется.
И если не найдется,
Он выпьет с кем придется.


Не верь его веселью,
Ведь мастера лукавы
И своему изделью
Желают вечной славы,


А не похвал в застолье
Под винными парами.
Зачем? Ведь он же мастер,
И смерть не за горами.
* * *



Другие статьи в литературном дневнике: