О психологии подростка ведь я особенный

Максим Гулин: литературный дневник

Особенность подростка в том, что у него уже достаточно развиты мозги. Достаточно для элементарного обобщения, для усвоения общих жизненных принципов. То есть речь не идет о том, "что такое хорошо и что такое плохо" из стихотворения В. Маяковского, но о добре и зле в целом. Подросток уже умеет "ведати доброе и лукавое", по крайней мере умозрительно.


Познание идет поначалу по пути сравнения сходного. Каждая жизненная ситуация требует осмысления, сравнения со сходными ситуациями, после чего можно выводить общее. Таким образом, у человека с жизненным опытом этот последний участвует в осмыслении всех жизненных ситуаций наравне с идеалами.


Однако жизненного опыта у подростка нет. Опыт подростка касается лишь его повседневности - покамест нет реального материала для сравнения. Не накоплен.


Эту недостачу и восполняют общие принципы и идеалы. То есть занимают не только свое "психическое помещение", но и соседние. Начинают работать там, где должно происходить сравнение с реальным опытом.


Вот и получается, что любую мелочь подросток оценивает с точки зрения самых высоких идеалов - соответствует, не соответствует...


Возникает резонный вопрос: но почему подросток не занимает позицию смиренного школяра, и не просто учится жизни, но пытается сам её учить, подходя с завышенной меркой? Здесь всё ещё проще. Детеныш вырос и имеет (почти) взрослое тело - физиологически уже может заняться сексом (только пока не знает, зачем:) для него это будет не продолжение "взрослого" общения, а способ самоутверждения, желание быть на них похожим), имеет массу взрослых навыков - способность приготовить себе еду, использование транспорта, банковских карточек и прочее, ну, и те самые умеющие обобщать мозги. Пора начинать занимать подобающее место в стае. Пора начинать работать локтями. В традиционных культурах обряд инициации, включение в сообщество взрослых проходил именно в подростковом возрасте. У нас же каждый вынужден делать это сам.


Так что стимулов пытаться прогнуть под себя жизнь у выросшего детеныша вполне достаточно. Для этого всегда потребна некоторая излишняя вера в собственные силы, избыточная самоуверенность. Хотя бы в плане осуждения мира взрослых. Типа, "у меня всё будет иначе, ведь я особенный". Понимаю.



Другие статьи в литературном дневнике: