403 Ядро неоплатонизма - В. Семенов

Ььььь: литературный дневник

Неоплатонизм, центральные понятия:
1. Единомногое,
2. Бытие (ум),
3. Иное (душа)


1-я гипотеза говорит о том, что исходной категорией логики является единое. Платон показывает, что если единое есть только единое, то есть не имеет предикатов, то в реальности такое «…единое никоим образом не существует», а из этого следует, что речь идёт о некоем обобщающем абстрагировании.
«Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в её чистой неопределённости» – писал Гегель. И подчёркивал в этой связи: «Субъект без предиката - это то же, что в явлении вещь без свойств, вещь-в-себе, пустое неопределённое основание ...» Вот почему в этом случае «не существует ни имени, ни слова для него, ни знания о нём, ни чувственного его восприятия, ни мнения». Единое, представленное только как обобщающее понятие – пустой звук, ибо и чувственная данность, и диалектический смысл в нём отсутствуют. Но Платон понимает, что, как момент идеи (субстанции), единое совпадает с ней и потому в себе содержательно; внутри себя абстрактно-всеобщее на деле является истинным единым. Поэтому вопрос Платона по поводу подобного «ничто» не выглядит странным: «Но возможно ли, чтобы так обстояло дело с единым?» И сам отвечает: «Нет».
Гегель, следуя за Платоном, пишет в связи с этим: «Начало - есть логическое начало, но природа такого начала требует, чтобы оно было бытиём и больше ничем.» У Гегеля здесь чистое бытие и ничто есть первые определения бытия. Заметим при этом, что диалектическое «ничто» это омоним обыденного понятия «ничто» - понятия из мира мнения. Платон говорил, например, что небытие существует и указывает лишь на любое «иное по отношению к бытию», следовательно, «мы по праву можем назвать всё без исключения небытиём».
Итак, первое определение идеи абстрактно-всеобщее и хотя само содержание понятия её находится ещё в состоянии потенциального, оно тем не менее уже содержит в себе в снятом виде все моменты содержания этого понятия, то есть всю логику (т.е. вневременность понятия и логики). Нужно всё-таки согласиться с тем, что это открытие не Гегеля, а Платона, хотя последний и не пользуется категорией «снятие». И не важно, что Гегель начинает исследование идеи (субстанции) с категории бытия (субъекта логики), а Платон с единого. Это, как мы ещё увидим, различием и не является, тем более, что в диалоге «Софист», в своём, как представляется, первом варианте логики, Платон субъектом этой логики определяет бытие.
Таким образом, первая гипотеза логики «Парменида» отвечает на очень важный и принципиальный вопрос: каким диалектическое единое не должно быть (а должно оно быть содержательным), или каковым оно оказывается, не будучи диалектическим. Единое не может существовать как изолированное понятие, оно - целая концепция, которая раскрывается в последующих гипотезах. И Платон и Гегель опираются на диалектику тождества противоположностей с их самодвижением, интуитивно понимая, что только такая логика способна объяснить причину единства мира и причину его существования.


2-я гипотеза. В ней рисуется начало движения самой логики, которая развёртывается из единого, содержащего в снятом виде субъект и все его предикаты. Платон начинает диалектическую логику с анализа её субъекта, обозначив его категорией «единое». («…Если единое существует, надо принять следствия, вытекающие для единого…» - написано в «Пармениде»). Как содержательная идея единое имеет субъект и предикаты, а в процессе развёртывания тождества противоположностей субъект и предикат оказываются лишь его моментами (выступают то как противоположности, то как тождества). Поэтому разница, с чего начинать, не принципиальная. На то и существует в диалектике фундаментальная идея, называемая «круг в определении понятия идеи». Любая связь «субъект - предикат» или «предикат - предикат» рефлексивна и рассматривается в три ступени: тезис - антитезис - синтез. Эта триада - основа диалектики Платона и Гегеля. Платон начинает с субъекта - единого и рассматривает его свойства как тезис и антитезис, которые в синтезе вновь определяют субъект (то есть опять же единое), но уже как более конкретный. Круговое движение понятий реализуется через субъектно-предикатную структуру логики!!! В непрерывном круге развёртывается понятие. «Каждый момент понятия сам есть целое понятие... положенное как тотальность, а атрибут - это абсолютное в простом тождестве с собой». В диалектической логике «предикат есть субъект», «согласно понятию, они тождественны» и это не формальное тождество, а единство различённого, это моменты, снимающиеся в умозаключении, в движении понятия. И «субъект и предикат суть в себе одно и то же содержание».
В логике единого все его определения (процесс конкретизации) реализуются либо через тождественное, либо через иное (противоположное). «…Оно должно быть тождественно самому себе и отличным от самого себя и точно так же тождественным другому и отличным от него…» У Гегеля это начало движения от абстрактного к конкретному. Принято считать, что Гегель начинает развёртывание логики с предиката (и такой вариант правомерен, ибо предикат, как момент, тождествен субъекту), однако в начале раздела «Учение о бытии» он говорит, что это чистое «само бытие» рассматривается как определение абсолютного, то есть логика, как и у Платона, начинается с субъекта. Бытие есть «сфера логической идеи», «тотальность определений» её и изображение абсолюта.
Платон развёртывает диалектику тождества противоположностей. Платоновское единое как субъект раздваивается на опосредовавшие себя в едином предикаты тождественности/нетождественности, причастности/непричастности, части/целого, единого/многого, ограниченного/бесконечного и др. Любая категория может выступать не только в качестве предиката, но и в качестве субъекта (т.е. виден круг в определении понятия, идеи, субстанции). Называя одну, мы в принципе имеем ввиду все остальные. Плотон подчёркивает, что в восхождении от абстрактного к конкретному единое не имеет никакого развития, оно вне времени: «...единое было, есть и будет; оно становилось, становится и будет становиться». Но самый главный вывод из диалектики тождества - если субъект обозначен как «единое», то «все, что относится к другому, относится и к единому». И наоборот.

В 3-й гипотезе Платон объясняет динамику тождества противоположностей в самом ином, т.е. в антиномии единого. «…Что должно испытывать другое – неединое, если единое существует»? Речь идёт о диалектической противоположности единого. Иное, как утверждаемая полярная противоположность, отрицает единое и потому не есть единое. Естественно, что единое отрицается иным как своим иным (такова логика тождества противоположностей), поэтому «другое не вовсе лишено единого, но некоторым образом причастно ему». Эту причастность Гегель рассматривает как «снятую противоположность». Естественно, что иное раскрывается в рефлексии отрицания единого (то есть снятой противоположности). «Части другого в отношении единого тождественны себе самим и отличны друг от друга, движутся и покоятся и имеют все противоположные свойства, коль скоро обнаружилось, что они обладают упомянутыми свойствами». В утверждении ранее отрицаемого иного Платон привлекает категории части и целого, единого и многого, предела и беспредельного, подобного и неподобного, тождественного и нетождественного. В своей взаимной полярности всё перечисленное будет подобно и неподобно себе самому и друг другу. Аналогия с действиями над предикатом, противоположным единому, будет полная, ибо каждая из противоположностей содержит в себе другую и одна пара предикатов связана с другой через тождество их в субъекте (тезис - антитезис - синтез), то есть через то же снятие. Всё это «дело ясное», ибо опирается на принцип идеи «круга в определении понятия», которая взята на вооружение Гегелем.


В 4-й гипотезе Платон показывает, что любой предикат единого можно развернуть точно так же, как и само единое «…если есть единое, окажется ли другое в отношении единого в совсем ином положении или в том же самом?» Как выясняется, в том же самом, усвоил это и Гегель: «предикат есть субъект» подчёркивал он. Платон фактически ещё раз напоминает о том, что все перечисленные свойства иного, а равно и отношения тождества противоположностей с единым, будут иметь место лишь при условии, что единое не родом из мира мнения, то есть не является обобщающей абстракцией, пустым бессодержательным множеством. Если единое есть исключительно лишь единое, то оно не существует не только для себя (о чём говорится в первой гипотезе), но и для иного. Более того, если единое таково, то в логике не должно существовать и этого иного. Главное для логики - сохранение постоянного субъекта (идеи, субстанции). Субъектом в данном случае (в умозаключении) является единое. Если же этого единого нет, тогда непрерывная цепь умозаключений прерывается, и всякая диалектика иного становится бессмысленной или искусственной. «...Положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным точно так же обстоит дело с отрицательным».



Вторая часть логики гипотез обычно обозначается как отрицание единого. В ней следующие четыре гипотезы отражают особенности второго этапа развёртывания логики, они имеют общую предпосылку: «Единого не существует». Противоречие первой и второй части логики только кажущееся, вернее, оно возникает из-за метафизической (недиалектической) трактовки платоновской логики.


5-я гипотеза - это следующий этап развертывания логики единого (идеи, субстанции), этап вроде бы вовсе «несуществующего единого». Субъект логики – единое – не только снимается здесь, но и обозначается иной категорией. Однако несуществующее единое не лишено перечисленных ранее предикатов, и несмотря на своё отрицание, функционально должно претерпевать все прежние изменения (взаимодействия предикатов и субъекта). Есть единый принцип снятия категорий (через посредство тождества противоположностей) в каждой сфере (или системной категории) диалектической логики, но сами сферы, как этапы логики, соединены по принципу простого тождества в субъекте со сменой названия этого субъекта (другой вид снятия). Цикл завершился, единое как субъект логики исчерпало себя, следовательно, должен смениться субъект логики, новый субъект тоже должен раскрыть себя как противоречивый!!! Между этими двумя субъектами нет полярности, нет тождества противоположностей, хотя в сущности оба субъекта тождественны, так как имеют один и тот же денотат. То же самое и у Гегеля. Первый субъект логики «бытие» в движении от абстрактного бытия к конкретному исчерпало себя в своих определениях и Гегель говорит по этому поводу: «Каждая сфера логической идеи оказывается некой тотальностью определений и неким изображением абсолюта». У него это новый, очередной тип снятия - снятие «сфер идей», системных категорий, каждая из которых развёртывается от абстрактного к конкретному: бытие снимается сущностью, сущность – понятием. «Несуществующие» бытие и сущность присутствуют в снятом виде в диалектике понятия. У всех у них один и тот же субъект (денотат) логики – идея, субстанция.

У Платона еще не возникла сама категория «снятие», он более интуитивен, чем Гегель, но четко следует логике снятия. Единое, исчерпав все свои определения, уже не определяет дальнейшую рефлексию в качестве субъекта, но некоторым образом неявно продолжает присутствовать. Меняются определения субъекта, неизменным остаётся его денотат. По этому поводу Платон говорит: «А разве изменяющемуся не нужно становиться другим чем прежде, и гибнуть в отношении прежнего своего состояния, а неизменному - не становиться другим и не гибнуть? - И сам отвечает - Нужно». Именно это и происходит с единым как субъектом. «...Чем должно быть единое, если не существует? Оно, прежде всего, должно быть познаваемым...» Поскольку «гибнет оно только в отношении прежнего своего состояния».


6-я гипотеза уточняет, что единое, как субъект логики, — это момент живой идеи, субстанции, оно поддерживает ее жизнь и жизнь понятия даже после того, как становится «несуществующим». Оно изменяется и не изменяется, становится и не становится, гибнет и не гибнет, приобщается к бытию и утрачивает бытие. Вся особенность денотата, субъекта логики, то есть идеи, субстанции, состоит в том, что он, как тотальность, в снятом виде присутствует в каждом этапе развёртывания логики, в каждой её категории, присутствует не как нечто мёртвое, отработанное и складированное, а функционально, постоянно и вневременно. Если этого нет, то ничего нет: ни логики, ни причины существования мира. Если несуществующее единое не имеет взаимодействующих предикатов, то такое несуществующее единое ничего не претерпевает. Однако нет отсутствия бытия у того, что мы называем несуществующим. Единое, как субъект логики, - это момент живой идеи, субстанции, оно и отражает эту жизнь. Без этого единое никак не существует и не имеет никакого бытия. Если снятое не будет таковым (полноценным, функциональным), то не будет никакой логики и никакой диалектики иного.


7-я гипотеза рассматривает законы нового этапа логики, как законы «иного не-единого». Платон берёт категорию «иное», но это не «иное единого» из тождества противоположностей первой части логики. Порой внешняя похожесть категорий сбивает с толку читателя, но нужно понимать, что в отличие от Гегеля, Платон описывает только схему (конструкцию) логики и берёт такую категорию, чтобы показать лишь сам принцип построения логики. В данном случае не так важно, как конкретно будет называться следующий субъект (или «сфера логики», как его обозначает Гегель), куда важнее объяснить правила развёртывания логики, законы её движения. Так как произошло снятие (и изменение названия) субъекта логики, исходным пунктом нового движения от абстрактного к конкретному (новым этапом развёртывания логики) оказывается не единое, а иное - это и идея, и абсолют, и субстанция. И своей противоположностью это иное должно иметь не единое, которое являлось субъектом логики, а другое иное. «Следовательно, оно иное по отношению к себе самому, ибо ему остаётся только это, или оно не будет иным по отношению к чему бы то ни было». Иное в качестве утверждаемого и отрицаемого, как в случае с единым, опосредуется полярными предикатами. Для утверждения и конкретизации (синтеза) иного (в движении его от абстрактного к конкретному) используются категории единое и многое, беспредельное и имеющее предел, тождественное и различное, подобное и неподобное, соприкасающееся и разделённое, движущееся и покоящееся, возникающее и гибнущее и т.д. Другими словами, вся рефлексия иного есть отношение не с единым, как субъектом логики, а с самим собой (с иным). Точно также и у Гегеля: этап бытия, пройдя путь от абстрактного к конкретному, исчерпал возможности рефлексии («если в сфере бытия не-что стало другим, то тем самым нечто исчезло»), а сущность уже есть понятие, положенное как «отношение с самим собой» в своём восхождении от абстрактного к конкретному (хотя, конечно, отражая вместе с бытием один и тот же денотат, истинно, в сущности другой она никогда и не сможет быть).


8-я гипотеза – это заключительное объяснение особенностей нового типа снятия, то, что Гегель назвал впоследствии снятием «системных категорий», или «сфер идеи». Сам Платон в «Софисте» называл их главнейшими родами, а в «Пармениде» этот тип снятия проанализировал на отношении единого и иного неединого. «Вернёмся в последний раз к началу и обсудим, чем должно быть иное в отношении единого, если единое не существует». Логика прошла путь от одного субъекта, то есть единого, до другого – иного (иное не-единого). Между ними нет рефлексивных отношений, т.е. единое «решительно никак не мыслится иным», но при этом, «если единое не существует, то и иное не существует и его нельзя мыслить ни как единое, ни как многое».


Алгоритм циклического движения категорий в «Пармениде» представлен исчерпывающе, законы логики даны. Платон заканчивает её изложение повторением самого важного момента всей логики: «если единое не существует, то ничего не существует». Нет реальности без идеи, субстанции, как нет логики субстанции без общего, единого субъекта, который возникает в самом начальном её этапе и в снятом виде существует до конца. Диалектическая логика воспроизведена, невыразимое выражено, неизречённое изречено.



Другие статьи в литературном дневнике: