405 Ещё несколько слов к вопросу о мате

Ььььь: литературный дневник

Всем известно, что значения матерных слов в русском языке невероятно широки и размыты. Нет, естественно нецензурная лексика имеет и конкретное, описанное словарями значение, но сам тот факт, что она может служить заменителем практически любых слов говорит о том, что по своим свойствам мат соотносим с самыми общими понятиями, наподобие "Красоты" или "Бога" и может их заменять. Это и происходит каждый раз, когда вместо того, чтоб воскликнуть "Красота!" мы говорим "О...ительно!", вместо "Боже мой!" и "П...ец на..й!" и так далее.


Со времён Платона (и даже раньше) самые общие понятия или, по-другому, идеи наделялись священным статусом. Размышлять, говорить об идеях - значило быть устремлённым ввысь. Русские имяславцы, - гениальные о. Сергий Булгаков, Флоренский, Лосев - вообще считали, что Бог непосредственно присутствует в своём имени, как непостижимая энергия. Ими разработана даже богословская формула: "Бог не есть имя, но имя есть Бог". И поэтому монахи через усердные молитвы напрямую получают благодать Божью.


Соответственно, если мы используем мат вместо общих понятий, то какие энергии мы привлекаем? Во-первых, мы призываем не только не божественные энергии, но и даже и не духовные, потому что нецензурная лексика в основном строится на 4 корнях "х..й", "п..зд", "ебл", "бл..д", которые все связаны с половыми органами и отношениями, с тем, что ещё называют материально-телесным низом. Во-вторых, несмотря на то, что матерные слова с успехом заменяют общие понятия, сами они не являются общими. Этимологически, эти корни ведь обозначают очень конкретные осязаемые элементы человеческой плоти. А общие понятия определяют самый высший, абстрактный уровень мышления. Человек, избегающий общих понятий в речи, недоразвит.


При систематическом употреблении мата, особенно в тех случаях когда мат играет роль скрепляющей основы речи, сознание говорящего оказывается замкнутым на телесности, духовная сфера вообще исключается из его жизни. За ненадобностью.



Другие статьи в литературном дневнике: