404

Ььььь: литературный дневник

Согласно христианскому вероучению, грань между сотворённым миром и миром запределья непроходима с нашей стороны. Человек может только молиться, взывать к Богу, дабы он обратил на него внимание из своего непостижимого мира. Потому что, хотя непознаваем сам Бог, его энергии познаваемы и их нисхождения можно и должно желать для себя.
Для символистов Серебряного века, разбуженных интуициями Вл. Соловьёва, написание текстов было своего рода молитвой, способом переместиться в то место, где Бог мог бы тебя заметить. Каждый раз, отдаваясь сочинительству, они пытались переместиться в такое вот место и ощутить прикосновение Божества.
Этим христианский неоплатонизм Дионисия Ареопагита, Вл. Соловьёва и А. Лосева отличается от языческого неоплатонизма Плотина, Ямвлиха, Дамаския и, например, Дугина. Дугин в книге "Постфилософия" обрушивается с критикой на Платона и христианство, ставя им в вину главные беды современности, ядром которых является выхолащивание духовной жизни.
Но и языческий неоплатонизм, настаивающий на проходимости границы между мирами, имеет ещё более страшного врага - врага в лице неоплатоников-дуалистов. К ним традиционно причисляются гностики и манихеи, из нынешних мыслителей - Гейдар Джемаль.


Дуалисты, принимая восьмеричную систему гипотез Парменида, концентрируются на её раздвоенности, считая первые 4 гипотезы - достойными существования, а вторые 4 гипотезы - ошибкой, подлежащей исправлению. Соответственно всё, что связывается с материей и небытием должно быть по их мнению уничтожено. Но занимаясь приведением материи к состоянию должного небытия, они тем самым уничтожают и первые 4 гипотезы. Потому что без диалектического взаимодействия противоположностей никакая Жизнь и Истина невозможны.

Недуальные неоплатоники же в отличие от гностиков видят в материи лишь милые сердцу копии Оригинала. Они в 8-частной системе Парменида концентрируются на единстве противоположностей, а не на борьбе. Потому, например, отцы-пустынники защищали от нападок материалистическую философию Эпикура.



Битва м/д подлежащим и сказуемым


История философии начиналась с онтологии. Центр тяжести в философиях Парменида, Платона и неоплатоников, Гегеля, Соловьёва был смещён в сторону бытия: "Я есть, следовательно я мыслю."
Затем - во времена Ньютона и Декарта - произошло смещение центра тяжести на само действие: "Мыслю, следовательно существую".


Если это перенести на языковые отношения, то получается битва м/д подлежащим и сказуемым за право первенства.


Соответственно, центр тяжести может быть смещён и на другие части речи. Например, на обстоятельства: "В пригороде вчера резвый."





Другие статьи в литературном дневнике: