Эль Мюрид - Разное

Дон Боррзини: литературный дневник

Немного истории. Навеяло вчерашним интервью Токаева, где он категорически заявил о том, что никакого второго срока не будет.


В феврале 2008 года дважды пробывший на своем посту Путин заявил на ежегодной пресс-конференции: «…У меня не было соблазна остаться на третий срок - ни-ког-да…»


Конечно, он солгал. Причем солгал, уже зная, что лжет, так как в 2011 году он заявил, что еще четыре года назад они с Медведевым «достигли соглашения о рокировке» - то есть, в 2007 году. Иначе говоря, после того, как они договорились с Медведевым и были получены гарантии возвращения Путина на третий срок и далее, он с чистым сердцем публично пообещал более никогда не баллотироваться в президенты.


Если в магазине человек купит просроченную колбасу, на которой продавец переклеит срок годности (явно осознавая, что он обманывает), то продавец может получить даже срок, если нанесет тем самым урон здоровью покупателя. Но с президентом и страной такой номер не проходит. Можно переклеивать этикетку сколько угодно раз, но ущерб стране от этих нехитрых манипуляций никого не заинтересует. Хотя и то, и другое друг от друга ничем не отличается.


//////////////


Российское министерство обороны отчиталось о поражении десяти украинских ракет над Крымом.


Ракетная перестрелка не утихает, в ответ на удары одной стороны вторая немедленно атакует сама. На таком фоне любые разговоры о переговорах попросту лишены смысла, хотя именно они парадоксальным образом и являются целью этих ударов.


Вопрос лишь в условиях, на которых они могут начаться. При этом эскалация выглядит интересной для обеих сторон. В Кремле готовятся к «выборам», и главный кандидат, который продвигает идею безопасности и себя, как ее гаранта - такое положение дел вполне может его устроить. С него уже никто не требует победы и марша на Варшаву, всё превратилось в рутину и скукотищу. В Киеве своя проблема - там, наоборот, требуется обоснование для того, чтобы выборы не проводить, и в этом случае тоже всё идет как надо. Со стороны смотрят на эти упражнения организаторы мероприятия, и для них всё пока складывается очень даже неплохо - Россия истощается в бесплодных телодвижениях, из которых нет выхода.


В общем, у всех всё хорошо на самом деле. А потому нет никаких причин, чтобы как-то менять столь удачно складывающееся положение дел. В минусе, понятно, люди, по которым всё это прилетает, но кому до них какое дело?


/////////////


Ночной прилет одиночного БПЛА в Новороссийск - это, скорее, проверка береговой системы ПВО. Так как Новороссийск становится последним российским портом на Черном море, куда вынужденно перебазируется Черноморский флот, то постепенный перенос внимания на него - вопрос времени. Уже озвучена возможность создания места базирования (скорее, якорная стоянка) в Абхазии, но это тоже мало что даст - БПЛА можно запускать и непосредственно в море, с проходящих судов.


Балтийское море уже стало фактически внутренним морем НАТО, теперь дело идет к тому, что и Черное море станет таким же. 300-летняя история российского флота на Балтике и Черном море может внезапно стать именно историей.


Вообще, Кремль пока держит курс на ликвидацию всех достижений российской политики начиная с петровских времен. Если он удержится во власти еще какое-то время, то неизбежно возвращение к временам Золотой Орды. Не зря Путин так нахваливал Александра Невского, что тот ездил кланяться ордынским ханам. По всей видимости, это тот идеал, к которому нам теперь предписано стремиться. Да и новая Орда уже в наличии в виде наших китайских хозяев.


/////////////


Сообщают, что в Электроуглях встала очередная «Ласточка». Хорошо, что морозы вроде бы на время заканчиваются. Если они продлятся еще пару-тройку недель, то никаких бомбардировок не надо - все рухнет само.


Есть, конечно, вариант объявить происходящее применением американского климатического оружия, но тогда встает вопрос - по кому наносить удары возмездия?


/////////////


Вслед за «новым» Москвичом заявлено о «возрождении» автомобиля «Волга». Хотя есть нюанс - выпускать ее будут в партнерстве с неким зарубежным автозаводом.


По всей видимости, речь идет о той же схеме - поставка машинокомплектов из дружественного Китая с переклеиванием шильдиков, изготовленных в том же Китае. Другого автопрома у нас для вас нет.


Кстати, вчера натолкнулся на видео какого-то китайского поделия, у которого педаль газа выполнена из пластика, и, соответственно, на российском морозе она отвалилась вся сразу и целиком. Изолентой тут не обойдешься.


В самом Китае это не фатально, у них северные районы тоже есть, но только там почти никто не живет, основное население живет на широте Сочи и южнее. Поэтому пластик - а почему бы и нет? Вот для России такая опция выглядит совсем иначе. Обнаружить на трассе отвал педали - удовольствие так себе. Да, в общем, в любом месте. И таких нюансов у китайских машин пруд пруди.


/////////////


И снова о морозах и коммунальных авариях. Пишут, что буквально с 1 января и по сей день в Подмосковье, в том числе и в так называемом «ближайшем» - Химках, Подольске - аварии продолжаются и пока неясно, когда будет восстановлено нормальное снабжение теплом. На улице, между тем, хорошо за минус 20.


Как известно, поток автомобилей движется со скоростью самого медленного. На трассе груженая фура может собрать внушительную колонну. С сетями история та же - устойчивость сетей определяется их самыми уязвимыми участками.


Проблема аварий купируется созданием распределенных (или как модно говорить, диверсифицированных) сетевых решений. Однако здесь же кроется и риск: если вся система находится, что называется, на грани, перенаправление потоков на неаварийные участки повышает нагрузку на них, и уже на этих участках может возникнуть критическая ситуация. Возникает риск так называемых каскадных аварий, «сыпаться» начинает вся сеть.


Это, в свою очередь, приводит к сбоям и перегрузкам в работе уже генерирующих мощностей - и неважно, тепловых котельных или электрических подстанций, а потому каскадная авария в сети очень быстро (особенно, если с квалификацией в управлении всем сетевым хозяйством неважно) может обрушить всю инфраструктуру


Именно по такой модели разрушалась энергосистема Венесуэлы. Собственно, она и сейчас примерно в таком же положении, но я уже писал, что решение было найдено стихийным образом - из страны бежало 20 процентов населения, и нагрузка на энергетику страны резко снизилась, что позволяет ей пока функционировать относительно устойчиво. Причем Венесуэле «повезло» в том смысле, что в самом начале энергетической катастрофы поток беженцев просто зашкаливал, поэтому ситуация как-то выровнялась относительно быстро - примерно за год-полтора.


В России инфраструктура коммунального хозяйства, безусловно, уже выработала свой ресурс, «проела» запас устойчивости и сейчас существует только благодаря тому, что погодные условия держатся в относительно комфортном диапазоне. Лютые зимы стали редкостью, но периодические погодные катаклизмы все равно неизбежны, что и приводит всю систему в предкатастрофическое состояние. И дело не в морозах - они были и раньше, и даже покрепче. Дело в полностью выработанном ресурсе, на который дополнительно ежегодно навешиваются всё новые и новые квадратные метры.


Я могу судить по тому месту, где мы живем в Петербурге - достаточно было отремонтировать один дом по улице и поставить несколько новых корпусов Нахимовского училища буквально в трехстах метрах от нас, как давление во всех системах ощутимо упало. И подача воды, и газ, и тепло - по сравнению с тем, что было лет 5-7 назад сильно отличается. У меня нет приборов, я могу судить лишь по ощущениям, но они вполне однозначны, и это при том, что на 300-летие при Матвиенко в районе как-то, но подлатали часть сетей и даже поставили новую котельную.


Коммунальное хозяйство - один из наиболее вероятных триггеров общей катастрофы в стране, так как трудно нажимать на патриотизм человеку, сидящему без тепла и света. И запугивать его тоже будет крайне проблематично, так как ужаса страшнее смерти в ледяной квартире власть все равно не сможет создать.


При этом прогнозировать развитие событий в коммунальной сфере сейчас почти безнадежно: если вся система подошла к пределу, то где именно и когда начнутся уже каскадные обрушения, предполагать бессмысленно. Да где угодно. И когда угодно. Если не сейчас, то через месяц. Или в следующий сезон. Но вариантов уже почти нет: морозы играют роль «коронавируса», который в обычное время прошел бы по разряду инфекционной вспышки, но когда оптимизированная система здравоохранения столкнулась с такой тривиальной, в сущности, вспышкой, она точно так же каскадом рассыпалась.


При этом на юге, где морозов таких нет, дела обстоят примерно так же. Просто не морозы, а ливни могут точно так же запустить цепочку катастрофических событий. Периодические потопы в Сочи и вообще на побережье, где водоотводные участки застроены глухой стеной, и воде просто некуда уходить - любой сильный ливень может просто смыть целые районы в море.


(2) Когда всё дышит на ладан, то уже неважно, что и как произойдет. Важно лишь - когда.


Понятно, что решение есть. Оно скучное и неинтересное - нужно восстанавливать инфраструктуру по всей стране. Но это задача, которую российское руководство просто не в состоянии осмыслить, так как слово «развитие» для него - это что-то из инопланетного словаря.


////////////


Снижения цен на яйца уже точно не произойдет. Разве что под камеру и сугубо символически. И дело даже не в жадности производителей - они вынуждены жить в реальном пространстве, где подорожало всё. А потому цена на яйца лишь отражает общее положение дел, которое невозможно понять по докладам Росстата, рисующего благостную картинку для начальства.


А вот по ценам на те же яйца - как раз понять можно.


Поэтому произойдет то же самое, что и с ценами на заправках - вроде бы топливный кризис позади, но цена осталась той, которая установилась именно в ходе кризиса. Та же история и с куриным мясом - уже год, как его вроде бы преодолели, но цены к докризисным больше не вернулись. Рынок работает именно так.


Дефицит в рыночной экономике - это аномалия, которая преодолевается изменением цены. Это касается любого товара - мяса, яйца, топлива. Дефицит рабочих рук, кстати - тоже абсурд и аномалия. Он решается через повышение зарплат и изменение структуры занятости. Если людей не хватает, то у работодателя возникает «вилка» решений - либо повышать зарплаты, либо повышать производительность труда. Через внедрение новых технологий, роботизацию или снижение ресурсоёмкости.


Если это не работает - тогда через деградацию. Что, кстати, мы сейчас и наблюдаем повсеместно по всей экономике. Другой вопрос, что деградация приводит к экономике более низких укладов, которые гораздо «прожорливее» в плане требований к рабочей силе, но за счет того, что в ходе деградации исчезают целые отрасли, высвобождаются рабочие руки, которые и идут в выжившие отрасли.


В любом случае система приходит к равновесию, а уж «вверх» или «вниз» - здесь, конечно, всё зависит от условий, которые целиком и полностью являются прерогативой правящего режима. В России режим создает условия, благоприятствующие упрощению и деградации, а вот усложнение и развитие в таких условиях практически невозможны. Неудивительно, что мы валимся в средневековье - системе наплевать, она лишь ищет новую точку баланса. И если эта точка находится в 19, 18 или местами даже в 15 веке - значит, мы будем скатываться туда.


/////////////


Фактически это итог «газовой войны», которую Путин объявил Европе своей Мюнхенской речью, поставив ультиматум - либо вы допускаете нас к принятию решений, либо мы отключим газ. А давайте, - сказали в Европе. Итог - приближение краха Газпрома, который теперь будут спасать через резкое повышение цен на внутреннем рынке. В июне этого и следующего года цены на газ внутри страны существенно вырастут. Так что поражение в газовой войне оплатит российское население, ну не Миллер же будет отвечать за него. И не политическое руководство.


(Telegram, Родионов:


;;Экспорт «Газпрома» в ЕС сократился на 58%


Экспорт «Газпрома» в страны ЕС в 2023 г/ снизился на 58%, достигнув 28,1 млрд куб. м (против 66,6 млрд куб. м в 2022 г.), следует из данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG) ).



Другие статьи в литературном дневнике: