Александр Русин - Дело Гастронома No 1

Дон Боррзини: литературный дневник

Фильм не новый, 2011 года, но наверное не все его смотрели. А посмотреть стоит. В фильме, если внимательно и вдумчиво смотреть, показаны причины упадка и ликвидации Советского Союза. Да и про наше время можно многое понять заодно.


Конечно, фильм не лишен определенных натяжек. Проблематика показана несколько однобоко. Да и вообще, похоже, что целью создателей картины было показать не причины ликвидации Союза, а несправедливость советской системы по отношению к заслуженному работнику торговли Георгию Беркутову, который много лет трудился, чтобы всеми правдами и неправдами построить капитализм в отдельно взятом гастрономе, а его взяли и поставили к стенке, как бы непонятно, за что.


Поэтому фильм нужно смотреть внимательно и вдумчиво, чтобы увидеть в кадре не только заслуженного героя каптруда, любящего жену, детей, своего заместителя и секретаршу, попеременно и одновременно, в перерывах между дачей взяток и взячей даток, но и всё остальное, что показано на заднем плане и как бы за кадром, но что как раз и является самым важным для понимания, почему был ликвидирован Советский Союз и как давно всё началось.



Фильм рассказывает о событиях 81-84 годов. В первых сериях еще жив Брежнев, он даже появляется в кадре (правда актера подобрали неудачно и загримировали бездарно, но не суть). В последних сериях место Брежнева занимает Андропов и в самом конце, когда Беркутову выносят приговор и расстреливают, на дворе уже 1984-й год.


История основана на реальных событиях - деле о хищениях в Елисеевском гастрономе, главным фигурантом которого был директор Юрий Соколов, которого в фильме почему-то зовут Георгий Беркутов. Роль исполняет Сергей Маковецкий.


Судьба директора Елисеевского гастронома показана достаточно подробно и очень близко к реальности - у героя фильма, как у его реального прототипа, двое детей и он возглавляет гастроном 10 лет. Его связи с московским партийным руководством, передача дефицитных товаров и взяток - тоже соответствуют материалам уголовного дела. И расстрельный приговор тоже был реально вынесен и приведен в исполнение. И обстоятельства, при которых этот приговор был вынесен - тоже соответствуют реальной истории.


Таким образом, фильм в значительной степени биографический и местами почти документальный.


В связи с этим возникает вопрос, почему героя фильма зовут Георгий Беркутов, а не Юрий Соколов, как в реальной истории. Скорее всего, это связано с тем, что реальный исторический персонаж - Юрий Соколов - никак не тянул на положительного героя, был проворовавшимся негодяем, подлецом и если бы создатели фильма показали его таким, каким он был на самом деле - зрители вряд ли стали бы сожалеть о его расстреле. А задача видимо была в другом.


Авторам картины, насколько можно судить, хотелось создать образ положительного героя, рачительного хозяина, эффективного менеджера, пионера российского капитализма, энтузиаста торговли, который всё до последней копейки вкладывал в развитие магазина и улучшение качества обслуживания, просто в условиях советской системы не мог делать это без взяток и пострадал только потому, что попал в жернова системы и стал жертвой борьбы за власть в верхах партаппарата.


Видимо поэтому герой фильма и стал Георгием Беркутовым, чтобы можно было показать его лучше прототипа, в нужных местах обойти самые неприглядные страницы биографии и вылепить на экране образ приличного бизнесмена и порядочного предпринимателя.


Существует старая мудрость, что истина всегда где-то посередине. Скорее всего здесь тот самый случай. Реальный Юрий Соколов действительно стал жертвой развернувшейся политической борьбы в верхах партаппарата, его сделали козлом отпущения его же подельники, подставили. В каком-то смысле он стал жертвой своего времени. Живи он в наше время, возможно стал бы очень успешным бизнесменом.


По меркам советского времени начала 80-х расстрельный приговор тоже выглядел очень суровым. За экономические преступления и взятки почти никогда не расстреливали. Однако прецеденты все-таки были. Юрий Соколов был далеко не единственным, кого приговорили к высшей мере за валютные операции и хищения в особо крупном размере. Таких дел было несколько. Поэтому Соколов (Беркутов) должен был понимать, на что идёт и в какую игру играет.


В этом как раз и состоит натяжка и однобокость фильма.


В фильме показана история, которая для современного зрителя, не заставшего советскую эпоху, может показаться крайне жестокой и совершенно несправедливой - деловой человек ведет бизнес, зарабатывает деньги, а его в итоге расстреливают, причем за смешные по современным меркам суммы.


В кабинете у Беркутова при задержании нашли 18 тысяч рублей в конвертах. Позже на даче нашлось еще 40 тысяч, которые он добровольно сдал. Еще 20 тысяч он успел передать сыну.


Суммы для современного зрителя могут показаться до смешного незначительными. Даже если умножить их на тысячу, чтобы привести в соответствие с современными деньгами - получится в пределах 100 миллионов рублей, так ли это много по нынешним меркам? После дел Васильевой, Захарченко и других, где размеры похищенного исчислялись миллиардами - сто миллионов не выглядит такой уж фантастической суммой. С махинациями Мавроди и Березовского вообще ни в какое сравнение.


Но здесь надо понимать, что такие суммы, которые были найдены у Соколова (Беркуторва) на момент начала 80-х были поистине гигантскими и одними из самых крупных, наверное даже рекордными.


Масштабы хищений в конце 70-х и начале 80-х были еще не такими большими, как в 90-е и нулевые, когда воровали вагонами, заводами и целыми отраслями, оперируя миллиардами, причем не рублей.


Но самое важное - именно из таких хищений и махинаций, которыми занимался Соколов (Беркутов), выросли в конечном итоге махинации Березовского, Васильевой, Захарченко и всех им подобных.


Начиная с 70-х, когда Соколов (Беркутов) оперировал сначала тысячами, а потом десятками тысяч рублей, стала стремительно расти система теневой экономики, которая к концу 80-х оперировала уже миллионами и десятками миллионов, а хотела оперировать миллиардами - потому и был ликвидирован Советский Союз, который стал препятствием для дальнейшего роста системы хищений, махинаций и присвоения доходов.


Соколов (Беркутов) воровал на товарных остатках, оптимизируя потери в процессе хранения и реализации продуктов питания и выводя в тень доход от продажи "излишков". В фильме даже назван размер этих "остатков", которые Беркутов выводил в тень - 20 процентов.


Кстати, если посчитать 20 процентов от оборотов такого крупного магазина как Елисеевский гастроном - получится очень большая сумма. Далеко не 18 и 40 тысяч, обнаруженные при аресте и обысках. Такие суммы у Соколова-Беркутова при хищении 20% оборота должны были набираться каждый месяц или даже каждую неделю. Поэтому общая сумма похищенного за 10 лет работы может быть раз в сто больше. Просто деньги распределялись по десяткам участников хищений на протяжении многих лет и потому на момент ареста при Беркутове (Соколове) находилась лишь малая часть.


Но дело не только в огромном ущербе, который нанес стране Соколов (Беркутов) и его непосредственные подельники.


Дело в том, что к началу 80-х это превратилось в систему и Соколов (Беркутов) с его Елисеевским гастрономом №1 был далеко не единственным. Он был одним из многих.


Практически все крупные магазины по всей стране стали работать подобным образом, различались только масштабы, суммы хищений, но принцип почти везде был один - класть себе в карман "излишки", возникающие в результате оптимизации торговли.


На прилавки выбрасывался наименее ценный товар, порой откровенное гнильё, которое полагалось списывать, а наиболее качественный товар продавался через столы заказов, из-под прилавка, в рестораны.


Именно поэтому в большинстве магазинов на прилавках лежали кости, дешевые консервы, мороженый минтай, любительская колбаса и грузинский чай, а вырезка, икра, лосось, сервелат и кофе - торговались из-под полы, со служебного входа, через стол заказов, по блату.


Вся система советской торговли к началу 80-х перешла на такой принцип работы, когда наиболее качественный и ценный товар всеми возможными способами переводился из открытой продажи в теневую систему реализации, доход от которой раскладывался по карманам.


И не только крупные магазины так работали - почти все. Только в провинциальных гастрономах масштабы были в десятки раз меньше, но принцип тот же.


И началось это давно. Это высмеивал еще Райкин.


И не только в торговле продуктами питания было так - одеждой и обувью торговали похожим образом, только были свои особенности, потому что одежду нельзя было списывать по нормам усушки и утруски, принятым для продуктов питания, однако способы воровать находили и там.


Точно так же было с электроникой, один из эпизодов даже показан в фильме "Берегись автомобиля", а это на минуточку 1966 год - уже там герой Миронова (Семицветов) выписывает импортный магнитофон по завышенной цене. В том же фильме прозвучала фраза "Воруют и много воруют".


Воровали в 60-е и раньше. Но если при Сталине это было эпизодами, то в дальнейшем объем хищений и доля работников торговли, вовлеченных в теневой сбыт продукции, быстро росла и к началу 80-х проблема приняла такой размах, который показан в деле о Елисеевском гастрономе.


К началу 80-х в хищения и теневую торговлю оказались вовлечены не только работники магазинов, но и члены партии, что и показано в фильме.


Сам Соколов (Беркутов) был членом партии. И покрывавшие его работники горкома, которым он отвешивал дефицитные товары и передавал конверты с деньгами - тоже были членами партии.


Ниточки тянулись на самый верх, вплоть до Брежнева.


Лично Брежневу никто конвертов с деньгами, конечно, не передавал, но ему тоже делали своего рода подношения в виде дорогих подарков. И пели дифирамбы, услаждали высокопарными речами, проявляли лояльность, за что Леонид Ильич отвечал взаимностью и не давал ход расследованиям против "уважаемых людей", которые давно уже погрязли в хищениях и теневой торговле.


В фильме, если смотреть внимательно, очень хорошо показано, как партработники прикрывают Беркутова (Соколова) и друг друга, как они ходят наверх "замолвить словечко", как обещают друг другу за рюмкой коньячка "держаться плечом к плечу".


Верхушка советского партаппарата прогнила и превратилась в сплошную клоаку покрывающих друг друга подхалимов, которые обслуживаются через спецраспределители и столы заказов, живут на дачах и получают либо взятки от директоров магазинов и предприятий, которых они прикрывают от проверок и уголовных дел, либо сами занимаются подпольной торговлей и производством (так называемые цеховики).


К началу 80-х эта ситуация стала повсеместной.


Значительная часть советской торговли уже тогда ушла в тень и контролировалась нечистыми на руку директорами и партработниками, которых постепенно стало большинство, потому что честных работников постоянно вытесняли такие, как Соколов (Беркутов) и Семицветов из "Берегись автомобиля".


По существу, советская торговля перешла от государства в частные руки и это случилось задолго до Перестройки, уже в начале 80-х.


В фильме про дело Елисеевского гастронома показано, как именно это происходило, просто показано на примере одного конкретного гастронома, но надо понимать, что примерно такая же ситуация была во всей торговле.


Именно это и привело к упадку и ликвидации СССР.


Работники торговли превратились в частных предпринимателей, а члены партии превратились в новых буржуа.


Со временем им всем стало тесно в рамках советской системы, теневая торговля начала доминировать над открытой и руководство, понимая, что больше не в состоянии с этим бороться, да и не было у них никакого желания с этим бороться - просто решило легализовать сложившееся положение дел.


Сначала при Горбачеве создали систему кооперативов, но это была полумера и вслед за этим при Ельцине решили полностью перейти на рыночную модель и передать в частные руки не только всю торговлю, но и вообще всю экономику, все предприятия, а заодно и банковскую сферу.


Начинали с того, что присваивали себе доход от торговли остатками и "излишками" продуктов через столы заказов, как это делал Беркутов (Соколов), как показано в фильме и что составляло по его словам 20% от оборотов. В итоге дошли до того, что присвоили себе всё, вплоть до нефти и газа, приватизировали целые министерства, превратив газовую отрасль в корпорацию Газпром, атомную - в Росатом, а Сбербанк сделали частным коммерческим банком.


Вошли во вкус еще в 70-е и далее решили не останавливаться, ни в чем себе не отказывать.


Кстати сказать, катастрофа на Чернобыльской АЭС случилась из-за попытки руководства станции продавать "излишки" энергии по системе хозрасчета и складывать прибыль к себе в карман. Взрыв реактора случился из-за "концевого эффекта", когда с него получали неучтенную энергию. Это было ровно то же самое, что делал Беркутов (Соколов) в своем гастрономе. Просто Беркутов (Соколов) наживался на реализации неучтенного мяса, а руководство ЧАЭС делало то же самое с неучтенной мощностью, когда реактор формально останавливался, а выработка энергии продолжалась. Но в материалах дела по катастрофе на ЧАЭС это названо неудачным экспериментом, чтобы не бросать тень на систему хозрасчета как таковую. Только это был не эксперимент - это было хищение энергии, прикрытое партийным руководством и приведшее к самой крупной в истории ядерной катастрофе.


И хищения в системе торговли, прикрывавшиеся партийным руководством по всей стране на протяжении многих лет, тоже привели к самой крупной в истории катастрофе, только геополитической - ликвидации Советского Союза, за которой последовали войны в Югославии, Чечне, Приднестровье, Ираке, Ливии, Сирии, а теперь и на Украине. Миллионы человек не вписались в рынок и сгинули, миллионы проснулись в другой стране, миллионы стали беженцами. И неизвестно, сколько погибнет в конечном итоге в украинском конфликте. Вот такая получилась успешная торговля.


В свете этого расстрельный приговор для директора Елисеевского гастронома Соколова (в фильме Беркутов) лично мне не кажется таким уж суровым.


Беда в том, что дело против Соколова (Беркутова) начали расследовать слишком поздно, когда хищения приняли всеобщий характер, охватили всю систему советской торговли и приговор отдельно взятому директору ничего уже не изменил.


Расследовать хищения в Елисеевском гастрономе и по всей системе советской торговли надо было как минимум на 10 лет раньше, возможно тогда еще был шанс исправить ситуацию.


И саму систему торговли, как и всю экономику, конечно же, надо было вовремя реформировать, потому что она провоцировала хищения и теневую деятельность - и над этим тоже надо было задуматься гораздо раньше, не в конце 80-х, когда весь партаппарат превратился в класс буржуазии и нуворишей, а в начале 70-х, когда среди партработников еще было достаточное количество честных и порядочных людей.


Но в 70-е годы партийной братии слишком нравилось думать, что она живет в самой лучшей стране, всех победили, всё в порядке и страной управляет самый лучший в мире руководитель дорогой Леонид Ильич. И поэтому предпочитали петь дифирамбы, награждать друг друга, холить и лелеять, жить и радоваться, чествовать и праздновать. И сами не заметили, как упустили ситуацию и потеряли страну. Спохватились, когда было уже поздно, когда Ельцин разогнал КПСС и по Верховному Совету ударили из танков.


В фильме, если внимательно смотреть, всё это показано. Беркутов (Соколов), его заместители, жена, покрывающие его работники горкома - все они искренне считают, что ничего плохого не делают, что каждый из них действует на благо окружающих. Беркутов (Соколов) считает, что он создал образцовый магазин. И по документам у него всё в порядке. И все вокруг довольны. И его мнение разделяют заведующие, заместитель, жена, друзья.


Еще очень показательный эпизод, который дополняет картину происходящего в начале 80-х - жена майора КГБ, который расследует дело Беркутова (Соколова) читает Солженицына. И дает эту книгу почитать студенту, у которого преподает. Потом обижается на мужа, который ночует на службе и изменяет ему с тем самым студентом.


Вот так и был потерян Советский Союз.


Его многие годы растаскивали по кусочкам, причем делали это сами партработники. И даже тех немногих, кто пытался это остановить, бросали самые близкие люди, просто потому, что им было скучно и хотелось праздника, веселья и подарков.


Так и променяли страну на колбасу...


Хороший на самом деле фильм. Если внимательно и вдумчиво смотреть, показывает очень многое, пусть и не всё.


И еще можно провести параллели между тем, что происходило в СССР при Брежневе и показано в фильме и тем, что происходит в стране сегодня. Очень многое похоже. Как тогда, так и сейчас руководство предпочитает закрывать глаза на все существующие проблемы и петь друг другу дифирамбы, награждать само себя и говорить, что мы живем в самой лучшей стране, которой управляет самый лучший в мире руководитель. И всё-то у нас делается правильно и все-то работают хорошо. Все цели и задачи выполняются, продвигаемся вперед и занимаем всё более выгодные рубежи...



Другие статьи в литературном дневнике: