Красота - это страшная сила!

Анна Дудка: литературный дневник

Как появилась эта фраза?


Это шутливо-ироничное выражение. Часто так говорят о ком-то очень красивом, а порой такое можно сказать о человеке, которого красота возлюбленной заставляет совершать необычные поступки. И даже тот, кто иногда не очень хорошо выглядит, может в свой адрес услышать: «Красота - это страшная сила».


Но каким образом она может быть страшной? Ведь это же - красота…


Заглянем в энциклопедию
Толковый словарь Ожегова гласит: «Красота - это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Второе толкование слова «красота» - оценка чего-либо как восхитительного и замечательного.


Излюбленным выражением всех россиян эта тирада стала в конце 40-х годов XX века, после того, как эту фразу сказала Маргарита Львовна - комический персонаж, сыгранный великой русской актрисой Фаиной Раневской в фильме «Весна». Сказала она её, примеряя шляпку и глядя на себя в зеркало.


Фильм «Весна» был снят в 1947 году режиссёром Григорием Александровым по собственному сценарию. И тирада про красоту стала невероятно популярной. Но это ещё не всё!


Оказывается, эту крылатую фразу создатели фильма «Весна» позаимствовали. Маргарита Львовна, героиня Фаины Раневской, была довольно образованной дамой. Она читала Достоевского и была знакома с творчеством Семёна Надсона, поэта XIX века. Петербургский поэт ещё в 1883 году написал стихотворение «Дурнушка», в оригинальном названии - «Ах, красота - это страшная сила!»


...Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, -
Не наделила одним - красотой...
Ах, красота - это страшная сила!..


Это придавало фразе несколько иной, более грустный и самоироничный оттенок. В наше время это крылатое выражение обрело множество народных вариаций:


«Красота - страшная сила, но с годами она становится ещё страшнее!».
«Красота - это страшная сила, особенно по утрам».
«Красота - это страшная сила! А сила есть, ума не надо...»


***


Как враждовали русские поэты (Из рубрики "Дети Даля")


Напрасно романтические любители поэзии думают, что, если бы государствами руководили не политики, а поэты, мир стал бы раем. Вероятно, мир находился бы в ежедневном состоянии мировой войны.


Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский после поэмы «Двенадцать» называли Блока «продавшимся большевикам».


Трибун революции Маяковский однажды получил на выступлении записку с вопросом о стихах Гумилёва, которого расстреляли как контрреволюционера:


- Не считаете ли вы, что поэтическая форма у Гумилёва всё-таки хорошая?


В ответ на это Маяковский издевательски ответил:


- И форма у него белогвардейская – с золотыми погонами.


Есенина Маяковский называл «коровою в перчатках лаечных». Есенин на это ответил таким определением Маяковского:


«…Но он, их главный штабс-маляр, поёт о пробках в Моссельпроме».


Когда Маяковский застрелился, замечательный поэт-эмигрант Ходасевич, отличавшийся, однако, политической желчностью и нетерпимостью, даже некролог о великом поэте превратил в ядовитое издевательство.


Прекрасный поэт Бродский однажды не посоветовал американскому издательству печатать роман замечательного писателя Аксёнова, влюблённого с юности в его стихи.


Аксёнов в интервью немедленно заявил, что Бродский перестал быть прекрасен, стал невыносимо скучен, как Джамбул, - полусумасшедший-полухитрый седой казах-импровизатор, который сонно трясся по солончаковой степи и, увидев какую-нибудь засохшую кучу верблюжьего дерьма или ревматический саксаул, хватал свою домбру и начинал завывать, фиксируя всё увиденное.


Поэты, как и обычные люди, иногда болезненно самолюбивы, нетерпимы, гордо недооценивают друг друга и переоценивают себя. Но все они одинаково ценны в сердцах поклонников поэзии и помирены читательской любовью к ним.



Другие статьи в литературном дневнике: