Чему можно поучиться у Чехова?

Анна Дудка: литературный дневник

Поговорим о деликатности Чехова.


· Чехов просил извинения у своих друзей за то, что не берет у них денег взаймы. «Как-то в Париже за обедом, - писал он одному из своих богатых приятелей, - Вы, уговаривая меня остаться в Париже, предложили мне взаймы денег, я отказался, и мне показалось, что этот мой отказ занять у вас денег огорчил и рассердил вас… Быть может, я и ошибаюсь. Но если я прав, то уверяю Вас, голубчик, что отказался я не потому, что мне не хотелось одолжаться у Вас…»


· Он пытался избавить своих должников, не спешивших вернуть деньги, от чувства неловкости и успокаивал их тем, что он сам неаккуратный должник.


· Даже умереть писатель хотел так, чтобы не причинить другим никакого конфуза. Когда в апреле 1894 года он вдруг у себя в усадьбе почувствовал, что падает в обморок, ему пришла мысль, которая при таких обстоятельствах, кажется, не приходила еще никому: «Как-то неловко падать и умирать при чужих».


И в других Чехов высоко ценил деликатность.


«Хорошее воспитание, - писал он, - не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».



Другие статьи в литературном дневнике: