Ничто не ново под луной...

Анна Дудка: литературный дневник

Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,

писал Н. М. Карамзин


Чем закончилась антикоррупционная компания в Петровскую эпоху


Первая грандиозная попытка победить коррупцию и казнокрадство в стране была предпринята Петром I. Закоренелой российской болезнью – воровством и взяточничеством – были больны не только «мелкие сошки», но и самые крупные вельможи.


В воровстве был замешан даже «милый дружок» Петра Александр Меньшиков. «Николи б я того от вас не чаял…»,- писал ему Пётр, - «…Прошу вас не оскорбится о том, ибо первая брань лучше последней; а мне, будучи в таких печалях, уже пришло до себя и не буду жалеть никого».


С целью прекратить «похищения лукавые государственной казны» Пётр издаёт указ, направленный «на удержание оных злых вымыслов и лукавых корыстей и граблений», назначает А.А. Курбатова обер-инспектором Ратушного правления, обязанностью которого было выявление экономических преступлений в стране. Раскрыв громкие дела о взяточничестве, Курбатов сам попадается на том же: «...12 000 рублей, причиталась за взятые им из казны без указу деньги; остальное — за передаточное без торгу подрядчикам из-за взяток; взяток оказалось на 1085 рублей, при этом 15 дел не было решено за справками по разным губерниям». Оправдание его было простым: «…запамятовал их отослать в канцелярию на содержание школ и шпиталей».


В 1711 году к борьбе с казнокрадами подключаются так называемые фискалы. Особенно прославился Алексей Нестеров, который уличил в кражах и преступлениях самых знатных людей в государстве. Например, сибирского губернатора, бывшего московского коменданта князя Матвея Гагарина: «Проведал я в подлиннике, что князь Гагарин свои и других частных людей товары пропускает в Китай под видом государевых с особенными от него назначенными купчинами, отчего как сам, так и эти его приятели получают себе превеликое богатство, а других никого к китайскому торгу не допускают; от этого запрета и бесторжицы многие пришли во всеконечное оскудение». В марте 1721 года Петр приговорил Гагарина к виселице. Петр это сделал демонстративно, дабы преподать урок всем остальным. К сожалению, А. Нестеров повторил судьбу А. Курбатова. Но с ним Пётр обошёлся более изощрённо: сначала были отрублены головы трёх подчинённых Нестерова, потом ему поочерёдно раздробили конечности и отрубили голову, а затем все четыре головы водрузили на высокие шесты в назидание другим.


На этой волне в России началась настоящая антикоррупционная лихорадка: посыпались доносы и анонимки. Виднейший историк дореволюционной России С.М. Соловьёв в своём труде «История России» опубликовал одну из них: «Купечества весьма мало и можно сказать, что уже нет, ибо все торги отняты у купцов и торгуют высокие персоны… Бедный Строганов! Где он ныне и ему подобные, и кто ныне может возрастить толикое многое число отраслей в интерес вашего величества, т.е. произведение бедных в богатые купцы? Иностранные купцы высылают серебро и золото из России, что запрещено в чужих землях. Вельможи кладут деньги в чужестранные банки, Меньшиков, Куракин, комиссар князь Львов. Львов в Голландии получал по 1000 ефимков жалованья, на секретаря и священника по 400, но сих персон при себе никогда не имел, а жалованье брал, … брал грабительски из определённого жалованья навигаторам и матросам, бывшим в Англии и Голландии, отчего многие из матросов разошлись в службы других государств… Салтыков послан для самых нужных дел в Лондон, прибыв, сделал банкет про нечестных жён и объявил свой характер и своё дело, и многие корабли были от сего остановлены; имеет метрессу, которая ему втрое коштует, чем жалованье».


8 сентября 1727 года уже во времена царствования Петра II Меншиков был обвинен в измене и хищении государственной казны и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов. Все имущество Меншикова было конфисковано.


Не смотря на радикальные меры, которыми Пётр пытался бороться с коррупционной системой в России, воз и ныне там: спустя 300 лет ситуация мало изменилась в лучшую сторону. Поживём, увидим, удастся ли нынешней власти переломить ситуацию.



Другие статьи в литературном дневнике: