***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

ДНЕВНИК БАРЫШНИ С УЛИЦЫ АСИНКРИТОВСКОЙ


1. Мартовский ветер


За ночь на карнизе над моим окном выросла громадная, свисающая до самой фортки сосулька. А поутру с этого ледяного сталактита срывались капли и с клавесинным звоном падали в лужу. Я ещё спала, но именно благодаря этому я слышала гулкие флажолеты падающих капель, хотя, окна были ещё не распечатаны после того, как на них намерзали льдистые пальмы и кажется ещё вчера в тёмных зеркалах стекол отражались шары-планетки и трепетали свечи рождественской елки, остатки которой уже давно сжёг в печи дворник и домовой истопник Кузьма, живущий в каморке цокольного этажа нашего дома с мезонином. Я проснулась от светящего в щель между шторами луча солнца, он слепил, сверкая на деке скрипки, оставленной мной с вечера поверх нот с "Серенадой" Шуберта на софе, с которой свисала кистями мамина шаль. Рядом со скрипкой на нагретом мартовским Ярилом ложе из козьего пуха нежился наш рыжий кот Арамис, прозванный так за свои мушкетёрские усы и молитвенные мартовские псалмопения в чердачных чертогах, где среди стропил и голубиного помёта солисту подпевали хористки весенних кошачьих концертов.


Вскочив с жаркой постели и уронив на пол забытый с вечера сборник стихов- босыми ногами по коврику и паркету-я подбежала к окну.Шторы загремели кольцами по гордине, как якорные цепи снимающейся с рейда каравеллы, паруса шторной ткани тут же вздулись от струи ворвавшегося в отпахнутую мной фортку пахнущего осевшими сугробами и паровозным дымом воздуха. Чирикание воробьёв перекрывал колокольный звон, сзывающий на заутреню прихожан собора, краснеющего кирпичом богатырской кладки чуть в стороне от ажурных переборок железнодорожного моста и насыпи, по которой двигался кажущийся игрушечным паровоз. Солнце дробилось искрами на куполе,рассыпалось игривыми зайчиками по кресту. Ворвавшийся ветерок наделал переполоха, взъерошив страницы тетрадки на столике рядом с трюмо.( Этот дневник я начала писать совсем недавно.)Ах этот ветер! Такой же шаловливый проказник, как и мой братик Лёвушка!Этот неправдашний ураган с шумом распахнул двери из моей спальни в гостиную да так,что разбуженный кот прыснул вон. Теребя страницы читанного братишке на сон грядущий оставленного на крышке рояля романа "Одиссея капитана Блада", он продолжал шуршать стихами упавшего на коврик томика:


Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!


Хлопая створкой фортки, ветер отбивал ритм в такт стихам и мне казалось, - я уже слышу голос самого БальмОнта!Неужели! Неужто сегодня вечером я увижу моего кумира?Но это не грёза -это так же реально, как доносящейся с кухни запах рыбного пирога, на который и рванул, разбуженный утренним "бризом", птичьим гвалтом и колокольным звоном Арамис: меж страниц стихотворного томика трепещет от гуляющего по полу воздуха билет на концерт в Деловом собрании.
- Катя! Ты устроила сквозняк! - улыбалась, стоя в дверях, мама.- Хотя -ну и духотища тут у тебя! Говорила же я Кузьме - не топи так жарко? Или у него дров и угля избыток?
Подняв с пола томик и закрыв форточку,я объявила:
- Мама! Сегодня вечером я играю Шуберта в Коммерческом собрании...
-Знаю. Мне вчера успел сказать Яков Абрамович.Я вернулась со своих уроков поздно, но столкнулась с ним на крыльце. Кузьма как раз отдалбливал намёрзший за ночь лёд и я его попросила не топить так усердно.Но заставь дурака...


2. Симфония улиц


Когда со скрипочкой в футлярчике я иду по улочкам Новониколаевска,
я читаю названия улиц на жестяных вывесках домов , как партитуру симфонии. В названии улицы Асинкритовской мне слышатся слова "санскрит" и "Крит". В подковобразной надписи ГУДИМОВСКАЯ- гул паровозов на перегонах от станции к станции Транссибирской магистрали и пароходов на Оби. Улица Межениновская рифмуется со словами "не жени" , "Нина" и "буженина". И хотя имена оборотистых купцов и инженеров-путейцев в честь которых , как объяснял мне папа,были названы эти улицы не имеели никакого отношения ни к языку индусов, ни к оставившей археологам столько статуэток, наконечников копий и амфор ????крито-микенской культуре, между ними есть какая -то связь.Мама вообще считает , что связь есть между всем. Между прошлым, настоящим и будущим. Между миром живых и мёртвых. Она не только даёт уроки на фортепиано, но и участвует в спиритических сеансах. А папа не только служит в геологическом ведомстве, но и увлекается древними культурами Алтая, шаманизмом и археологией. Из своих геологических экспедиций он вместе c образцами руд полезных ископаемых привозит и археологические находки. Однажды он подарил мне кристалл кварца, в другой раз амулет из скифского кургана, в третий маленького Будду...Кристалл я поставила на трюмо рядом с шкатулкой для шпилек и пуговиц, а амулет - повесила на шнурок рядом с крестиком ...

Я согласна с мамой в том, что между всем существует незримая связь, и всё же мне не совсем понятно -почему вывески улицы Межениновской так настоятельно советуют не женить Нину , ведь Нина всё-таки не мужчина и её бы следовало выдавать или не выдавать замуж! Ну а при чём тут буженина? -это и вообще всё равно, что в иных стихах Хлебникова "бэобэби пелись губы".Абсурд!
Я брала скрипичные уроки у Якова Абрамовича, музыканта из цирка - шапито на улице Михайловской. Он приходил к нам откуда-то из-за Каменки и давал уроки за еду, выпивку и немного денег. Бывало после урока он надолго задерживался на кухне, журча из горлышка бутылки в рюмку, и пока под мамин аккомпанемент на рояле, я повторяла до тошноты запиленную "Аве Марию"- он не выходил с кухни, а потом появлялся оттуда с красным клоунским носом. И волосы его были похожи на космы клоуна. И шляпа. И печальные карие глаза с длинными ресницами. И постоянно улыбающиеся припухлые фиолетовые губы в трещинках.
Но сегодня, 17 марта 1916 года, я иду не в цирк, чтобы за спинами акробатов, всадников на лошадях, дрессированных обезьян, медведей и факира-иллюзиониста отыскивать глазами в оркестре лысину моего уткнувшегося подбородком в деку скрипки Якова Абрамовича, а на лекцию -концерт Константина БальмОнта и в антракте буду играть.
Я иду мимо осевших сугробов, купеческих лобазов и их особняков в рюшах резных ставен. Это моё движение сопровождают целые капеллы капелей: сосульки хрустальными гребёнками украшают карнизы. Закатывающееся за переборки железнодорожного моста солнце окрашивает их в цвета монпасье и петушков из жжёного сахара-ярмарочных лакомств детства. Я иду , а в ушах звенит его голос:
-Я буду ждать
Я буду ждать тебя мучительно,
Я буду ждать тебя года,
Ты манишь сладко-исключительно,
Ты обещаешь навсегда...



Конечно, перед тем , как , застегнуть на все пуговицы драповое пальто, зашнуровать ботинки, и нахлобучить поверх моей незамысловатой причёски меховую шапочку, я повертелась перед зеркалом трюмо, любуясь на дымно-русую волну волос, сверкающие зрачки, обрамлённые синей радужкой, я даже подушилась мамиными духами и подкрасила губы её губной помадой. Возможно, я походила на какую-нибудь ритуальную маску племени Папуа Новой Гвинеи,картинку которой можно было увидеть в иллюстрированной этнографической энциклопедии из "запретного" папиного книжного щкафа, ключ от которого он прятал, а может на балерину Ксешинскую. Кто знает! И вот горящие щёки, учащённо стучащее сердце- я прохожу сквозь полукружие колонн дворца Делового собрания.



3. БальмОнт


На сцену вышел тощий мужчина чем -то напомнивший мне Дон -Кихота с гравюры Доре из читанного перечитанного тома Сервантеса."Сервантес из серванта,"- иронизировала мама по поводу подобного рода богемных типов. Те же торчащие по бокам щёк усы, бородка шильцем и космы по сторонам головы.Вместо ржавых доспехов, правда, на нём блистал пуговицами белый костюм -тройка светского денди. Толстячок конферансье в коротком фраке вполне мог сойти за оруженосца Санчо-Пансу. Не хватало только коня с ослом,копья, щита и медного тазика для бритья на голове, хотя, как выяснилось позже, БальмОнт в такую пору, явно перестраховываясь по поводу сибирских холодов, оставил в гримёрной -бобровую шубу и лисью шапку. Это делало его больше похожим на Шаляпина: ведь на фотографиях сборников Константин БальмОнт щеголял в белой шляпе. Копьё для сражения с великанами и ветряками ему заменяла трость. Вначале я не могла понять-зачем он её потащил на сцену-мог бы оставить в гримёрной, на какое-то мгновение мне даже показалось, что это орудие самообороны понадобится ему для того, чтобы если не острием, то набалдашником отбиваться от разочарованных поклонниц, большую часть которых составляли совсем юные обожательницы поэтического гения и дамы бальзаковского возраста, среди которых я увидела много знакомых лиц.Здесь была и Ася с Асинкритовской и её не имеющий никакого отношения к крито-микенской бронзе пытавшийся неуклюже ухаживать за мной её кретин брат. И то, что слово "кретин!", вырвавшееся у меня в момент когда он силой пытался меня поцеловать, как самая маленькая матрёшка внутри больших пряталось внутри названия нашей улицы, не казалось мне случайным. Чего общего было между пописывающей скрипачкой и боровом-купчиком, расчёсывавшимся на прямой пробор, носившим выпускные рубахи поверх шароваров и козырявшим смазными хромовыми сапожками. Ну и что с того, что его сестрёнка училась со мною в одной женской гимназии и даже прекрасно успевала по домоводству! Федя и на этот-то концерт припёрся скорее всего затем чтобы либо насладиться поеданием меня глазами, либо освистать заезжего гастролёра, ежели тот опростоволосится.
Встреченный аплодисментами поэт раскланялся на манер циркового факира -и, взмахнув тростью на подобии дирижёрской палочки,легко распознаваемым жестом прервал овации.

- Любовь и Смерть в мировой поэзии! - произнёс он ухватив трость за середину, словно собираясь тряхнуть её, чтобы из набалдашника выскочил букет цветов. Но ничего подобного не произошло. В зале начал гаснуть свет. И оставшийся внутри электрического круга поэт вдруг как бы вырос на добрых две головы. Его пиджак свисал по бокам хламидою пророка. Его волосы реяли крыльями вещей птицы. Его глаза сияли пламенем ясновидения. Голос звучал гипнотически-завораживающе. Он то обращался в альбатроса Бодлера, то в рыдающую скрипку Верлена. Он имитировал на французском голоса "проклятых поэтов", он нагонял жути замогильным английским Эдгара По и его "Люли" звучала в переводе, как горестная колыбельная матери над мёртвым ребёнком.


Вдруг полы его белого смокинга сделались чёрными на месте носа образовался клюв.


И вскричал я в скорби страстной: "Птица ты - иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, -
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, - я молю, скажи, когда?"
Каркнул Ворон: "Никогда".


Мне казалось клюв ворона вонзился в моё трепещущее сердце, его крылья хлестали меня по щекам, когти терзали плоть.
И теперь, пробуя передать бумаге впечатления прошедшего вечера я всё ещё дрожу. В антракте , ещё не придя в себя после бальмонтовского гипноза, стоя меж пальм оранжереи, я кое как отыграла "Серенаду". Мне казалось, я не смычком водила по струнам а пилила двуручкой по бревну, как делали Кузьма с его жонушкой Фёклой во дворе у сараев, заготавливая дрова на зиму.
Тем не менее, как только меня сменил Яков Абрамович с оркестром и грянул "Чардаш", тигриной походкой, распространяя вокруг себя пахучее облако одеколона, БальмОнт подошел ко мне и щекоча мягкими усами тыльную сторону ладони, приложился губами:
-Madmoiselle! Vous avez charm, avec charmant Schubert "Serenad"!*


И парфюмное облако, колыхнувшись, поплыло в сторону...


4. Самородок и скрипка


Бывавшая в юности в Париже, мама говорила:


-Мы здесь , как на Елисейских полях! Вот этот железнодорожный мост-та же Эйфелева башня, только не поставленная вертикально, а уложенная горизонтально.
-Не на Елисейских, а на Енисейских!- каламбурил папа.-А точнее на Обских и Закаменских.
Из последней экспедиции он привёз шаманский бубен и повесил его над своим письменным столом в кабинете на том месте, где до того стену украшал портрет государя императора. Папа просиживал ночи, сочиняя отчёты о золотоносных реках Алтая. А выходя на улицу совал за пазуху револьвер.
Он сдал геологоразведочному ведомству груду самородков, а мы перебивались с хлеба на воду.
С октября 1917 Кузьма перестал топить печи и мы сами по переменке пилили двуручкой брёвна-когда я с Левушкой, когда мама с папой, а когда и Яков Абрамыч пособлял -на козлы бревно уложить.Угля не было. Брёвна кончились к рождеству ещё и потому, что их растаскивали жители соседних домов. Тогда мы начали разбирать на дрова сарай. Богомольный Кузьма исчез вместе с женой и иконами из красного угла. В его коморке было совершенно пусто.Отец объяснил, что наш дворник -истопник был из кержаков,и слышал от него не раз, чт он собирается уйти на Алтай, чтобы там молиться. Но вышло не совсем так...


В городе постреливали -и мы запирались на ночь на все засовы. Мама вначале приносила со своих уроков то шмат сала, то краюху хлеба с луковицей,-их мы, всё поделив по-справедливости, тут же съедали. Потом она уже перестала давать уроки, потому что не давали ничего, а совали совершенно обесценившие "катеринки". Яков Абрамович продолжал со мной заниматься за чай без сахара,и перепадавший ему иногда хлеб. Ещё мама давала ему керосин и спички.Но иногда, отыграв в ресторане, он сам приносил еды. Мы с Яковом Абрамовичем взялись за "Чакону " Баха из второй скрипичной партиты и уже изрядно продвинулись. Мама с Папой всё чаще запирались на кухне и громко но неразборчиво о чём -то говорили. Я только могла разобрать:
-Я отдал им все самородки и карты месторождений...
-Так-таки ни одного самородочка не оставил? А то бы мы через Якова Абрамыча ювелиру какому...
-Ты хочешь, чтобы у нас учинили обыск?Или что ещё хуже перестреляли нас возле сараев? И белые, и красные алчны, как звери...


Кот громко мяукал и, чтобы не голодать , отправлялся инспектировать сараи на предмет наличия там полчищ крыс и мышей.Но они, как видно покинули чуланы, на полках которых было-шаром покати.Название улицы Межениновская всё чаще прочитывалось мной , как Бужениновская, но этим мясным деликатесом не и пахло на сотни вёрст вокруг. На поредевшей ярмарочной площади мужик принимал из рук тётки самовар за пяток куриных яиц.


Лёвушка продолжал штурмовать "Одиссею капитана блада", "Трёх мушкетёров", "Робинзона Крузо" и "Тома Сойера". И однажды юркнув ко мне по одеяло,рассказал о том, что в окнах Коммерческого собрания, со стороны которого накануне доносились выстрелы, он видел много людей в шинелях.


-Чехи отбили здание Коммерческого собрания у колчаковцев!- доносился из-за закрытой кухонной двери голос отца.
Мама категорически запретила выходить нам на улицу. Но Лёвушка умудрялся ночами вылазить через окно.




папа геолог, увлекающийся этнографией , древностями, мама - пианистка , эзотеричка,
Первый раз Новосибирск возник на пути экспедиции всего на один день, 26 июля, когда семья Рерихов, супруги Лихтманы, лама и слуга прибыли поездом из Москвы, следуя на Алтай. Зинаида Григорьевна (по второму муже Фосдик) в своём дневнике записала: «Новониколаевскпрофиль удален – маленький грязный городок, завтра на пароходе мы отплываем в Бийск. <…> Необходимость в поездке на Алтай хотя бы на короткое время стала очевидной, ещё когда мы были в Москве, и это будет наше первое посещение Алтая» Светлана Пешкова.



Уже на следующий день, 27 июля, участники экспедиции погрузились на пароход и отплыли до Барнаула и Бийска, а затем проследовали на лошадях в Горный Алтай и остановились в селе Верхний Уймон. В этом староверческом селе произошла встреча новосибирской художницы с Рерихами. Вот как об этом упоминал сам Н.К. Рерих: ««Приходит заезжая художница. <…> И ходит художница, и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, резные балки и коньки крыш, точно последний списочек вещей перед дальним путём. И исчезнут с крыш резные коньки. И пусть уйдут, так же как и узоры набойки. Но чем заменятся они? «Венский» стул и линючий ситец – не вводят культуру. Вот для молодых-то и задача: дать облик будущей жизни» .



Этой «заезжей художницей» оказалась Наталья Николаевна Нагорская, которая по заданию Новосибирского краеведческого музея находилась на Алтае с этнографической экспедицией. Вот как она описывала эту встречу много лет спустя: «Я жила в Нижнем Уймоне, у Железнова. На улице слышу разговор: «Сын повез медвежатину американцам, может, купят…». Я спросила: «Где американцы? Что за американцы?» – «Они в Верх-Уймоне», говорят. Мне интересно было посмотреть на них. Пошла к знакомой женщине, попросила коня. Я была платком повязана, в сарафане, как все в деревне, на плече сумка. Поехала в Верх-Уймон. Во дворе возле столба привязала лошадь. Поднимаюсь по деревянной лестнице на второй этаж. В сенях стоит деревянный резной диван. Стучусь.



- «Кто там?» – слышится голос.


- «Здесь какие-то «американцы», я хотела посмотреть».


Выходит мужчина с седой бородой, в верблюжьем свитере.


- «Не американцы, а путешественники. Я Рерих».


- «Рерих! Боже мой! Я люблю Ваши картины: «Строят город», «Заморские гости», «За морями земли великие»... – Я сложила руки на груди, голову наклонила. – Ваши картины воспитали у меня чувство любви к родине, к истории русского народа. Вы вернулись на родину?».


- «Я никогда не покидал родины, я путешествую».



Встреча была недолгой. Рерих был болен или устал после дороги, извинился. Вышли две женщины, может быть, Елена Ивановна. Я показала им рисунки из своего альбома» Сэр Писатель.



Намного позднее этой встречи Наталья Николаевна поделилась своими воспоминаниями с искусствоведом В.Я. Кашкалдой, работавшей тогда в Новосибирской картинной галерее (ныне Новосибирский государственный художественный музей), и по памяти нарисовала двух женщин в длинных платьях (Елену Ивановну Рерих и Зинаиды Григорьевну Лихтман). Этот рисунок впоследствии был передан в Ригу для Г.Р. Рудзите.



Также Н.Н. Нагорская упомянула в своих воспоминаниях о том, что в Новосибирске семью Рерихов после возвращения с Алтая на пристани встречали её знакомые из «Сибкрайиздата» и даже побеседовали с Николаем Константиновичем .



Второй раз в Новосибирск участники Центрально-Азиатской экспедиции прибыли на пароходе «Жорес» 27 августа 1926 г. и задержались здесь до 4 сентября. К этому времени экспедицию покинул один из ее участников – слуга-ладакец Рамзана, который сразу с Алтая направился на свою родину. В этом Н.К. Рерих даже оставил следующую запись в своём путевом дневнике: «Рамзана ушёл в Ладак. Не вынес северных низин. «Или уйду, или умру». Конечно, вся жизнь ладакцев проходит на высотах не ниже 12000 футов . Жаль Рамзану. Спокойно оставляли на ладакцев охрану всех вещей. А ойротские ямщики на ладакцев не похожи» профиль удален.



В Новосибирске члены экспедиции остановились в гостинице. Долгое время считалось, что это был отель «Метрополитен» на ул. Революции, 4 (бывшая Дворцовая). Однако удалось выяснить, что в 1924-1925 годах в этом здании находилось общежитие для рабочих и служащих Управления Средне-Сибирского округа связи . Подтверждение этому утверждению нашлось в документах Всесоюзной переписи населения 1926 года, находящихся в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО). В Переписном листе № 25 по Инструкторскому участку № 5, счётному участку № 3 в квартале 23 по адресу ул. Революции, 4 приводятся следующие данные по жилым помещениям: в графе «Наименование домовладельцев» указан ГОМХа (городской отдел местного хозяйства); количество жилых помещений – 20; составлено личных листов – 64; семейных карточек – 23 Сама Ночь.



Также маловерно, чтобы местом остановки была выбрана гостиница «Метрополь» на ул. Коммунистическая, 77 (домовладелец Ходза М.Я.), которую часто путают с отелем «Метрополитен». Оказалось, что в этом деревянном доме было всего 3 жилые помещения, причём плотно заселённые . А вот действительно большая гостиница в 1926 году существовала в бывшем доме Захарова на углу Красного проспекта и улицы Максима Горького и принадлежала она Новосибирскому Центральному Рабочему Кооперативу Ветренная. Из окна этого здания одним из членов экспедиции была сделана фотография с видом на Дом Ленина.



Судя по другим, сделанным в городе Новосибирске фотографиям, Рерихи и их американские сотрудники были у Дома Ленина и строящего здания Промбанка (рядом с Домом Ленина), посетили братскую могилу жертв Гражданской войны, расположенную за Домом Ленина, совершили прогулку вдоль Красного проспекта и увидели недавно построенное здание Сибревкома, каланчу Добровольного пожарного общества (на углу Красного проспекта и ул. Спартака) Роберт Итиль.



Возможно, что Н.К. Рерих встречался и с редакцией журнала «Сибирские огни» Предположение об этой встрече высказывает В.Е. Ларичев Al, ссылаясь на опубликованный в журнале в 1927 году отрывок из статьи Г.Д. Гребенщикова «Николай Рерих». В примечании к статье редакцией фиксируется факт пребывания Н.К. Рериха в Новосибирске летом 1926 года и дальнейший маршрут следования до Монголии Аlex.



Из дневниковых записей З.Г. Лихтман Алекс стало известно, что уже 29 августа 1926 г., в субботу, Юрий Николаевич Рерих отправляется из Новосибирска в Верхнеудинск (ныне г. Улан-Удэ) для подготовки следующего этапа экспедиции, а 30 августа к Рерихам в Новосибирск приехал младший брат Николая Константиновича – Борис Константинович, архитектор, который жил в Ленинграде. Все дни пребывания в Новосибирске Рерихи и Лихтманы усиленно работали над планами развития культурных учреждений, созданных Н.К. Рерихом в Америке.



Уже в субботу, 4 сентября, в 7 час. 15 мин. Рерихи сели на 2 скорый поезд, следующий в Манчжурию, и продолжили свой путь в Бурятию до Верхнеудинска, а затем через Троицкосавск (ныне г. Кяхта) – до Монголии. Американские сотрудники, супруги Лихтман, отбыли из Новосибирска в 11 час. 15 мин. в противоположном направлении на 1 скором поезде в Москву для возвращения в Америку через Париж Доленнарвен.



В память о пребывании в 1926 году на территории России экспедиции под руководством Н.К. Рериха во многих населённых пунктах, через которые пролёг маршрут экспедиции, установлены мемориальные знаки.



В Омске в 1996 году на здании Музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, который в июне 1926 года посетила семья Рерихов, установлена мемориальная доска, а в 1999 году торжественно открыта алея имени Н.К. Рериха, на которой через год был установлен памятный знак – красивая беломраморная стела, напоминающая одну из вершин гор на полотнах великого художника.



В 2006 году в Барнауле была открыта памятная доска (скульптор М.А. Кульгачёв) на здании Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая в честь 80-летия пребывания Н.К. Рериха на Алтае. Первоначально планировалось установить доску на фасаде здания гостиницы «Империал» на Малой Олонской, в которой останавливались члены экспедиции академика Н.К. Рериха, но здание было утрачено в результате пожара.



В Бийске мемориальная доска Николаю Константиновичу Рериху (художник С.А. Морозов) c 2002 года находится на стене одного из главных архитектурных памятников исторической части Бийска – пассажа купцов Второвых. В советские годы здесь располагались номера гостиницы «Деловой двор», где летом 1926 года останавливалась экспедиция, возглавляемая Н.К. Рерихом.



В 2009 году на высоком берегу реки Катунь, на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» торжественно открыт памятник «Рериху от народа Алтая» (скульптор В. Войчишин). Место его расположения выбрано как раз там, где в 1926 году проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рериха.



В Усть-Коксе 15 апреля 2015 г. торжественно открыта новая мемориальная доска (эскиз и работа по металлу – мастер Ф.Г. Путинцев, тонирование меди – В.Н. Лихачёв) на жилом доме по ул. Набережная, бывшей конторе Госторга, где в августе 1926 года останавливались Рерихи и их спутники.



В Верхнем Уймоне в 1974 году на доме, принадлежащем семье В. Атаманова, в котором проживали Рерихи во время экспедиции на Алтай, была торжественно открыта мемориальная доска (бронзовый барельеф Н.К. Рериха – скульптор И. Васильев, доска из искусственного камня – скульптором В. Рублёв). После масштабной реконструкции дома и преобразования его в Дом-музей Н.К. Рериха эта же мемориальная доска вновь была установлена 29 июня 2005 г.



В Новосибирске пока нет памятной доски, свидетельствующей о пребывании в нашем городе Центрально-Азиатской экспедиции, возглавляемой академиком Н.К. Рерихом. Но хочется надеяться, что жители сибирской столицы когда-нибудь сделают это. Поиск следов пребывания знаменитой экспедиции Н.К. Рериха в Новосибирске продолжается.



Широкова Е.Ю., В Новосибирск в эвакуацию отправляли множество артистов. Фигура одного из них до сих пор окутана легендами. Вольфа Мессинга называли гипнотизером, менталистом, иллюзионистом, колдуном, фокусником, некоторые считали его просто хорошим психологом. Он собирал полные залы. Главный конек артиста, демонстрируемый во время выступлений, - трюк по чтению мыслей. Интересно, а ведал ли сам Мессинг заранее, что в 1943 году проедет полстраны и окажется в Сибири?


ДВА ПРЕДСКАЗАНИЯ


- Вольф Мессинг попал в Новосибирск в эвакуацию по линии Госконцерта. Жил в Доме артистов, который находился на улице Фрунзе, - рассказывает Константин Голодяев, сотрудник Музея города Новосибирска. - Он часто выступал перед рабочими заводов и в госпиталях. Эстрадная программа называлась «Психологические опыты» и производила неизгладимое впечатление на людей.


Какие вопросы задавали Мессингу? Конечно же, самый частый: «Сможем ли мы одолеть врага?» Артист отвечал. И если верить легендам, сумел предсказать Победу с точностью до суток, назвав дату 8 мая 1945 года. В этот день Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.


- Как это было?


- Мессинг выступал то ли в госпитале, то ли на сцене оперного, который тогда хоть и был закрыт для публики как театр, но там часто проходили собрания и концерты, - продолжает наш собеседник. - Его спросили: «Когда закончится война?» И он не задумываясь ответил: «8 мая». Правда, год не указал... И есть другая история: опять же, было какое-то собрание, и Мессингу задали тот же самый вопрос, и он ответил: «В 1945 году», - но не назвал день… Народ уже в уме все сложил - и получилась дата 8 мая 1945 года. Однако все это легенды - каких-то документальных подтверждений этих фактов нет.



Процесс сборки самолетов на заводе имени В. П. Чкалова. Фото: архивный кадр


Возможно, какие-то данные хранятся в архивах госбезопасности: силовики с особым интересом наблюдали за Мессингом.


- То, что он мог предвидеть некоторые события и называть их, - это факт, - говорит историк Владимир Баяндин. - Не случайно Гитлер объявил на него охоту, когда тот предрек Германии поражение, если она пойдет на восток. Известно и другое: к Мессингу с уважением относился Сталин. Думаю, Вольф Мессинг действительно вполне мог предугадать Победу.



00:00
Два предсказания Вольфа Мессинга
00:00 / 00:00
Но есть факт, который не подвергается сомнению даже со стороны скептиков: в Новосибирске Мессинг нашел себе жену. Вернее, она сама его нашла.


- Это было в 1944 году, - продолжает Константин Голодяев. - У Мессинга был концерт, после которого к нему подошла девушка Аида Михайловна Рапопорт - она, кстати, была на 15 лет моложе артиста - и сказала: «Ваш конферансье неправильно ведет себя с публикой, его речь должна быть другой». На что Мессинг ответил: «Хорошо, покажите, как надо. Приступайте к работе!» В итоге она стала у него работать, а потом они поженились и вместе уехали в Москву.



Завод имени В. П. Чкалова в годы Великой Отечественной войны выпускал истребители Як-3, Як-7, Як-9. Фото: архивный кадр


НЕБО. САМОЛЕТ. МЕССИНГ


Еще одна легенда связана с подарком иллюзиониста фронту. В архиве Музея города Новосибирска есть черно-белая фотокарточка, на которой изображены Вольф Мессинг и летчик Константин Ковалев. Они стоят возле самолета, на фюзеляже которого краской огромными буквами выведено: «За Победу! От советского патриота В. Г. Мессинга Герою Советского Союза, летчику Балтики К. Ф. Ковалеву».



Сам летчик тепло описывал в воспоминаниях свою встречу с Мессингом. Гипнотизер по-отечески называл его «сынком».


- Я встретился с ним на вокзале. Я был в морской форме и летном реглане, и он безошибочно узнал меня, - писал Ковалев. - Мессинг стремительной походкой подошел к вагону. Мы обнялись и крепко пожали друг другу руки. И как-то сразу между нами установились самые близкие отношения. Всю дорогу мы горячо и взволнованно беседовали. Все напоминало встречу отца и сына после долгой разлуки. На следующий день утром профессор отправился со мной на завод. Директор гостеприимно встретил нас. Смена только что приступила к работе, и готовых самолетов в сборочном цехе еще не было, но через некоторое время, когда мы снова возвратились в цех, я уже увидел несколько готовых боевых машин.


Мессинг тогда прямо на авиазаводе имени В. П. Чкалова произнес торжественную речь, которую Ковалев так воспроизвел по памяти:


- Выполняя свой долг, я решил на личные сбережения построить самолет и подарить его Герою Советского Союза капитану Константину Федотовичу Ковалеву. Товарищ Сталин разрешил осуществить мое желание. Самолет построен. Вручаю его тебе, сын мой Костя. Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были всегда свободными от немецких оккупантов. Гневом к врагам нашим, любовью к родимой Отчизне благословляю тебя на месть, на Победу…



Константин Голодяев рассказывает о мифах, связанных с пребыванием в Новосибирске Вольфа Мессинга.


Фото: Виктория МИНАЕВА


Есть воспоминания и самого Мессинга о том, что он подарил Красной армии два самолета - по миллиону рублей каждый. За это Мессинг получил благодарственное письмо от Сталина. Но вот некоторые историки готовы оспорить патриотизм гастролера. Мол, Як-9Т Мессинг дарил не от души.


- Где-то лет 15 назад в Санкт-Петербурге было проведено журналистское расследование, и оно рисует совсем другую картину. Всем известно, что в фонд обороны страны все жители от мала до велика собирали деньги. Но вот Мессинг с этим как-то не торопился, - поясняет Константин Голодяев. - И вот когда его уже напрямик попросили об этом, он дал всего 50 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги - для рабочего, но не для артиста такого уровня. Из-за этого с Мессингом встретились представители органов НКВД, после чего у артиста нашелся уже миллион рублей на постройку самолета. Тогда Мессинг был отпущен чекистами. А в газете «Правда» появилась восторженная статья о том, что мэтр советской эстрады подарил фронту самолет.



00:00
Как Вольф Мессинг дарил самолеты
00:00 / 00:00
Обстоятельства, при которых Мессинг подарил военным второй самолет, еще более загадочны. История почти детективная.


- После встречи с сотрудниками НКВД Мессинг понял, что все свои средства лучше перевести в ювелирные изделия. Обвешанный всеми этими драгоценностями, он попытался пересечь границу с Ираном. У Мессинга был проводник, но тот сдал артиста, и прямо на границе мастера гипноза арестовали, - раскрывает детали загадочного сюжета Голодяев. - И Мессингу ничего не оставалось, как подарить Красной армии второй самолет.


Каждый вечер по будням в конце программы «Картина дня» мы рассказываем о малоизвестных страницах истории Новосибирска во времена Великой Отечественной войны. Слушайте нас на 98,3 FM в 18.35 по местному времени.


ТАЙНЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВОСИБИРСКА
КОММЕНТАРИИ (16)
Н
Не надо этого
24.04.2015
Москва
Бла-бла-бла! Человек был очень даже достойный!


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Вот почему дочь и внуки Кириллова не приехали на его похороны


Чудовищная находка в Новосибирске: жуткие подробности


Что известно о Марковской, ставшей генералом-майором в 26 лет


За час упали 3 самолета, столкнулись 99 машин. Трагедии в тумане


Главные разносчики COVID-19: от кого нужно держаться подальше


Вот это похоже на правду: как появился COVID-19


Прививка "Спутником Лайт": мнение Гинцбурга вас удивит


Депутат Марченко исключен из «Единой России»


В РФ зафиксировали максимум по числу смертей от COVID-19 за сутки


В Ульяновске задержали 2 медиков за подделку 500 COVID-прививок


Рекордное подписание «Атлетико» может оказаться в "Челси"


Эрнст признался о чем говорил с Кирилловым за 3 дня до его смерти


ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ


Антон Данилов-Данильян: Новый законопроект о такси может стать консенсусом для всей отрасли. На заседании рабочей группы агрегаторов обсудили новый закон о такси


Город для жизни: посмотрели, какие стройки уже начаты и планируются в Москве. Спойлер: жить в столице станет действительно комфортнее


Четвертый сезон сериала «Скорая помощь» с Гошей Куценко: история Константина Кулыгина, в прошлом водителя бригады скорой помощи, а ныне квалифицированного врача, и его команды продолжается



Читайте на WWW.NSK.KP.RU: https://www.nsk.kp.ru/daily/26371.4/3251384/
1916. 18 марта, 6-ой ч.в. Новониколаевск.
Катя милая, посылаю тебе газетные пустячки и два лишь слова. Я в такой весенней истоме, что мне обременительно каждое движение. Здесь настоящая весна. Верно, в Иркутске или в Чите подарю свою шубу какому-нибудь раненому солдату. Солнце греет по-настоящему. Весело гремят колёса.
Вчера я испытывал редкое для меня чувство: я, как новичок, волновался в начале выступления. Надо сказать, что здешняя публика очень сдержанная, что кажется холодностью, и ни один лектор, и ни один концертант даже не мог собрать полную аудиторию. Так вот, ко мне собралось 700 человек, и встретили меня рукоплесканиями. Это всё новости для меня. Конечно, понять и 3/4 не поняли слушатели в моей «Любовь и Смерть»5, но слушали внимательно, как сказку, как грёзу музыки. И то хорошо. Этих людей нужно понемногу приучить к Красоте. Смутно они всё же её чувствуют. Сегодня «Вечер Поэзии». Это доступнее.
Давно не было от тебя весточки. Как ты? Думая о тебе, я вижу твоё лицо светлым и внутренне-сильным. Обнимаю тебя. Твой К.
Будем как солнце!


Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!



Я буду ждать
Я буду ждать тебя мучительно,
Я буду ждать тебя года,
Ты манишь сладко-исключительно,
Ты обещаешь навсегда.
Ты вся - безмолвие несчастия,
Случайный свет во мгле земной,
Неизъясненность сладострастия,
Еще не познанного мной.
Своей усмешкой вечно-кроткою,
Лицом, всегда склоненным ниц,
Своей неровною походкою
Крылатых, но не ходких птиц,
Ты будишь чувства тайно-спящие,
И знаю, не затмит слеза
Твои куда-то прочь глядящие,
Твои неверные глаза.
Не знаю, хочешь ли ты радости,
Уста к устам, прильнуть ко мне,
Но я не знаю высшей сладости,
Как быть с тобой наедине.
Не знаю, смерть ли ты нежданная
Иль нерожденная звезда,
Но буду ждать тебя, желанная,
Я буду ждать тебя всегда.
Свернуть
АвторК. Д. Бальмонт


Глиэр в Колпашево
Рейнгольд Морицевич Глиэр
Не только в Колпашево, повсюду Глиэра тепло встречали, и это заставляло забывать об усталости, вызванной трудными порой ночными переездами, смягчало горечь тех выступлений, когда приходилось играть на разбитом, расстроенном инструменте. Рейнгольд Морицевич всегда сохранял спокойствие и не роптал.



Однажды около Читы, сбившись с дороги из-за повалившего снега, их машина простояла в овраге всю ночь в ожидании снегоочистителя. Глиэр ободрял своих попутчиков и шофера и до рассвета рассказывал о себе, о том, какие трудности в жизни приходилось преодолевать. Бессонная ночь не помешала ему в соответствии с намеченным планом в то же утро, как только они добрались к пункту назначения, провести в цеху железнодорожных мастерских концерт, обещанный местным рабочим.


«Я делаю общественно полезное дело, что требуется сейчас от каждого музыканта и композитора, и приношу пользу там, где еще никто ничего подобного не делал», — писал Рейнгольд Морицевич домой в ответ на тревожный запрос, полученный в Новосибирске от его семьи, напуганной газетными сообщениями о предпринятой им «сибирской одиссеи». В конверт Глиэр вложил фотографию, сделанную во время одного из выступлений. «Это был дневной концерт, — пояснял он, — поэтому я в пиджаке; всюду же выступаю во фраке, и публике это очень приятно». Порой Глиэр чувствовал себя как бы миссионером, несущим людям свет и радость от встреч с искусством.


В больших городах прием был не менее радушным, и особенно приятно было, что все билеты раскупались заранее, при первом же оповещении. «Только что возвратился из концерта, — писал Глиэр из Томска. — Театр, в котором 1100 мест, был переполнен, и было еще триста приставных стульев. В этом роде было и в Омске». В Новосибирске, где, как и в Иркутске, проводились симфонические концерты, Глиэр имел такой успех, что, уступая настойчивым просьбам, ему пришлось после Томска снова вернуться в этот город и дать еще дополнительные концерты.


В середине апреля, находясь вблизи Иркутска, Глиэр отправил домой такое сообщение: «Сегодня утром на станции Иннокентьевская мы выступали в железнодорожных мастерских во время перерыва. Площадка товарного вагона была превращена в сцену. Втащили пианино. Тут же на глазах у публики, за маленькой перегородкой, одевалась балетная пара». Вечером следующего дня в клубе был дан второй концерт.


После турне по Сибири Глиэр дирижировал симфоническими концертами в Твери, Таганроге. Затем он отправился в Ташкент и с оркестром русской оперы провел там два симфонических концерта. А так как, помимо Первой симфонии, сюиты из «Красного мака», увертюры и танцев из «Шахсенем», ему хотелось показать еще и арии из этой оперы, то из Баку была приглашена Шевкет Мамедова. С этой же программой Глиэр выступил и в Алма-Ате. И неизвестно, как долго продолжались бы еще эти поездки, если бы он не получил от Управления по делам искусств Узбекистана предложение взять на себя руководство по подготовке Декады узбекского искусства в Москве, намеченной на двадцатые числа мая 1937 года.


Как тринадцать лет назад для успешной работы над «Шахсенем» пришлось Глиэру погрузиться в специфику азербайджанской музыки, так теперь необходимо было, прежде всего, изучить музыкальную культуру Узбекистана. И Глиэр принялся за работу с полным сознанием ее необходимости. Здесь следует отметить, что профессиональная музыкальная культура республики в ту пору (1936) уже находилась в стадии значительного подъема. В Ташкенте уже существовала консерватория, создана была Государственная филармония, осуществлялись первые опыты по созданию музыкально-драматических произведений.


Похожие материалы



Другие статьи в литературном дневнике: