Перед этой фестивальной поездкой в Зеебург , ты мне рассказала по телефону о том, что реставраторы часов на башне магистратуры вмонтировали в недостающие , зиявшие пустотой места фигурки Флейтиста и Пилигрима. "Представляешь !На них наткнулись в пещере спелеологи!" Ты даже переслала мне по вацапу фотки этих фигурок в руках тех самых спелеологов.На другом снимке "целующий" тростинку с отверстиями Флейтист и пилигрим в подпоясанной верёвкой хламиде и с посохом видны были уже установленные в часах. Ты снимала сюжет о сенсационной находке для Дрезденского телевидения для своей аналитической программы " Прошлое без пошлого", в которой досталось на орехи и муниципалитету Зеебурга и Министерству сохранения архитектурного наследия в Берлине.
И вот я опять стоял на площади магистратуры Зеебурга и в пёстрой толпе туристов разглядывал спелеологические находки. И когда сталагмит минутной стрелки сошёлся со сталактитом часовой на цифре XII , фигурки задвигались. Поочерёдно перед глазами проплыли Рыцарь, Монах, Ведьма, Палач, Король, Рыбак - и все остальные , перед появлением Костлявой с Косой по циферблату прошагал наигрывающий на флейте Флейтист.
- Видишь! - навела ты камеру смартфона на Флейтиста. - Вот эта флейта у него в руках. Её первоначально не было.Куда- то исчезла.Но реставраторы вложили ему в руки новую свирельку! Вообще-то этих статуэток должно быть двенадцать! Как рассказали мне в реставрационной мастерской -ещё недостаёт, Девы Марии с Младенцем, Волхва с дарами и Вола с Ослом и Христа.
Часы заиграли. Они уже не звенели бубенчиками на раздвоенном колпаке Шута, не звякали струнами лютни молоденького майстерзингера. Они пели мелодией свирели.
Это я, достав из за пазухи флейту,- стал наигрывать "Лили Марлен!"Как и договаривались, кроме гитары и губной гармошки я прихватил в эту поездку и свою свирель.
Туристы тут же стали наводить на меня смартфоны. Знающие толк в раскадровках блогеры , руководствуясь канонами народной режессуры, переводили глазки смартфонов с Флейтиста и Пилигримов на циферблате на меня, потом на гурьбу зевак. Получалось - Флейтист -ожил.Пилигрим-растиражировался в сотне экземпляров.А то и больше. Площадь перед магистратурой была полна-полнёшенька -разноцветьем курток, вязаных шапочек и накрученных на шеи шарфов.Не смотря на середину декабря было тепло и солнечно- с черепичных крыш свисали сосульки. Капель долбила о брусчатку и многие были вообще с непокрытыми головами. Блондинистое золото перемежалось с антацитовой смолью брюнетов, рыжим пятном выделялась ведьмина причёска шатенки. Афроамериканка маячила на пестром фоне монохромной короной курчавых чёрных волос. Парень с сэлфи вёл на английском репортаж о новых фигурках в часах.Был ли это американец, англичанин или наш -российский эмигрант- невозможно было догодаться так вот, сходу-слёту. Делая по сюжету пояснения он-то и совместил Флейтиста со мной, а Пилигрима с пестрой толпой сэлфистов и смартфонщиков. Потом я несколько раз просматривал этот сюжет по Ютубу, ставил лайк, и поражался режиссёрской смекалке этого Кустурицы из народа. Курт тоже снимал, возложив на плёчо свой Сизифов груз -пластикового одноглазого Циклопа, вышаривающего друзей Одиссея и самого Хитровумного Мужа среди блеющих овец.
Продолжая играть на флейте - я, как и договаривались, двинулся вниз по улице в сторону набережной к памятнику Девушке у Фонарного Столба. И шумным табором номады нового времени двинулись за мной. Выдав у столба изрядную порцию своего стритового репертуара, включая , конечно, "Бесамо мучу", "Лав стори" и "Песенку американских бомбардировщиков" - я совсем по сценарию вынул из -за пазухи кривую фетровую шляпу с тирольским пёрышком под опоясывающёй тулью ленточкой и пошёл с ней по кругу. Курт ловил кадр. Для того, чтобы всё таки не испортить сюжет, мы подговорили твоего сына и моего внука бросить в шляпу по несколько пфеннингов. Но тут началось невообразимое! Немец, швед, англичанин, поляк, русский стали вытаскивать из карманов кошельки и высыпать в шляпу наличные. Сверху бросил купюру с иероглифами улыбчивый китаец.
Ты подняла шляпу и провозгласила:
-А теперь друзья,я приглашаю вас в кафе! Отметим победу!Тут вот , недалеко!Там такая вяленая рыба!Такие варёные раки!Ну и пиво!Баварское!
Конечно, столько денег накидали не столько за моё пиликание на дудочке, сколько впечатлённые просмотром нашего с тобой фильма о военнопленных " Во глубине. Сибирский труд немецких военнопленных". Впрочем, по всем фестивалям мы возили всю свою фильмотеку, вначале кассетами, потом на электронных носителях. Флешку-в карман-вот тебе и полное собрание кинолент.
Уставив сдвинутые столики батареей бутылок с баварским, гомонил фестивальный табор. Наперебой поздравляли тебя, меня, Курта и моего столицесибирского оператора Клима.
- Клим! А как тебе удалось для третьей части под названием -"Рядовые Генерала Мороза" отыскать ветерана, рассказавшего, как он оживил практически заледеневшего немца? Это постановочный фрагмент или реальный ветеран? Теперь ведь как-на любого деда медалюх навешают, вот тебе и участник битвы под Сталинградом-и на трибуну его ,рядом с Мавзолеем на Девятое мая.
- Нет это не актёр театра "Старый дым".Это мой дед!И он рассказал реальную историю. Потом он этого несчастного пехотинца-окопника встретил на Оловокомбинате среди военнопленных, укладывавших асфальт у проходной...
-Фотки всё подлинные?
- Из архивов !
- А все эти - дома из шлакоблоков, решетки балконные?Музыкалка, РЛС!
- Все подлинное.До сих пор стоит. ЖЭУ капремонт сделало.
-У вас всё же получился какой-то "Пикник на обочине". Слишком много фантастики. Все эти летающие тарелки и переселения душ в птиц!
-Но мы так это всё увидели!
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. По сути получилась незапланированная, разлетевшаяся потом по сетям пресс-конференция о Рядовых Генерала Мороза с той и другой стороны воевавших.
Появлявшиеся в кадрах хроники укутанные в тряпьё, обутые в немыслимые лапти солдатики вермахта и наши бравые солдатушки-ребятушки - в тулупах , треухах, пимах. Особенно зацепил всех эпизод, в котором советские солдаты отдирали друг от друга смёрзшиеся трупы и укладывали их на сани.
Один фестивальщик, кажется, американец ,прямо во время просмотра даже пропел дурашливо на ломанном русском:
-Везет лошадка дровеньки,
а в дровнях старичок,
срубил он нашу елочку
под самый корешок.
Но никто не засмеялся. В зле стояла гробовая тишина. После просмотра председатель фестивального комитета с лицом сдавшегося в плен генерала Паулюса предложил встать и почтить павших минутой молчания.
-А не могли бы вы пояснить? - задал тебе вопрос молоденький пухлощёкий блогер. - В ваш фильм "Флейтист и часовой" - о русской оккупации, вы вмонтировали фрагменты из "Тангейзера" Вагнера. Зачем? Вам не кажется лишней эта побочная линия. Всё -таки советские войска , ГДР, это же всё было ...
- Я бы хотела поправить. Никакой оккупации не было , Советская армия освободила нас от нацистской чумы. И потом этот фильм не о политике с её неразберихой , а про любовь. Отсюда и линия с Тангейзером и Венерой...
- Эрик, ну что ты всё про светскую оккупацию! Давай поговорим про операторскую работу! -вклинилась бодрым голосом девушка с намотанным на шею шарфом, перекрыв гомон голосом отправленной Мачехой за подснежниками в зимний лес Падчерицы из "Двенадцати месяцев".-Клим , это была ваша идея совместить рассыпающиеся шестерёнки часового механизма с летящему по ветру снежинками или Курта?
-Моя!- улыбался мой оператор, оторвавшись от бутылочного горлышка.
-Гениально!
-Как и совмещение арфы Тангейзера с новым вантовым мостом в Столицесибирске!-добавил обнаружившейся среди шумной компании юноша Тангейзер.
- О! Это поработали компьютерные графики нашей студии!-уточнила ты.
- А правда, что за ваш фильм "Реинкарнация" вас обвинили в в пропаганде нацистской символики -и сняли фильм с конкурса?
-Правда! Но потом выяснилось, что кинокритику хорошо заплатили. И в СМИ не совсем верно истолковали суть протеста зеебуржцев. Посмотрев фильм, они требовали превратить гостиницу "Рапунцель", геде останавливалась Алиса Гессен Дормштадская с сыном - в дом музей. Но у муниципалитета не оказалось денег ни для того, чтобы выкупить недвижимость у собственника, ни на реставрацию, создание экспозиции и оплаты штата музейных работников...Хотя во время фестивальных прокатов фильма в России-в Москве, Екатеринбурге, Столицесибирске, Тамске, Здесенске - фильм был много раз отмечен различными наградами. Мне уже некуда ставить все эти статуэтки.Все полочке в квартире заняты.
- А гуся Мартина-кто придумал?
- А все эти штучки с попавшими в желудок рыб и сорочьи гнёзда пуговицами и эмблемами?
- А воспоминания военнопленных , их стихи, монологи старожилов Бугров подлинные? Или всё это мистификация, театрализованная постановка, флешмоб с фотошопом?
- Ну а не кажется ли вам?- забросив ногу на ногу тянул из бутылочки её янтарное содержимое Кай из "Снежной Королевы",- Что все эти вставные сюжеты про Сибирь, браконьеров, появляющиеся наложением Ермак, казачки- всё это перегруз?..
Шляпа и бутылки были пусты...Сдачей с пиршества стол был усыпан пфенежками рыбьей чешуи. Светофорили останки вышелушенных раков, топорща там любопытные усы, здесь, пытаясь ухватить суть высосанной клешнёй! С бутылочной этикетки лыбился баварец- бэрман с кружкой пенного в богатырском кулаке.
- Спасибо , друзья!Закругляемся! - потянул я тебя за руку и кивнул твоему сыну и моему внуку, доедавших за барной стойкой уже по второй пачке печенья с "колой..."
И пилигримы двинулись на выход.
Разноцветным конфети елочных хлопушек -они, дурачась, рассыпались по снегу. Бенгальскими брызгами петард вознеслись к ночному небу Зеебурга.
Я снова сидел за "ноутом".Зависнув в видередакторе, я монтировал, монтировал, монтировал.Мне в самом деле хотелось объять необъятное, соеденить, казалось бы, несоединимое. На дисплее опять появились кадры с окнами нашей казармы, фонарный столб.
ЛЕГЕНДА О СПАСЁННОМ ГУСЕ
За казармой, хозблоком и гаражами , с прячущимися в них "будками" на колёсах радиостанций с утиными мордами ЗИЛов и напичканными электроникой БТЭРами, бредом неряшливого кубиста топорщились постройки хозчасти.Там торчал легко преодолимым барьером хлипкий досчатый забор.За ним располагалось хозяйство Герхерда Бауэра, по договору с начальством батальона поставлявшего продукты для офицерской столовой. Прапора-хлястики держали происходящее в фермерском дворе Герхерда под несуыпным контролем.Они то и дело таскали своим жёнам на кухни сквозь дыру в заборе - зелень с грядок, вишни, черешни и груши с веток деревьев забором. А наш ротный прапор по прозвищу ЩСА?-как две капли воды походивший на Луи де Фюнеса в роли комиссара Жува, пристрастился пить для здоровья сырые куриные яйца. Он нырял в дырку, блаженно улыбаясь тонкими губами, запускал руку в курятник, нащупывал там яйцо, осторожно разбивал его макушку носимой в кармане чайной ложечкой - и, припав к острому концу яйца, высасывал его содержимое.
Однажды прапор принес с берега яйцо дикого гуся. Он украл его у спугнутой с гнезда гусыни. Яйцо он подложил высиживавшей цыплят курице. Гусёнок вылупился и стал расти. Вскоре всем батальоном мы , отодвинув две едва висящих на гвоздях доски, лазили кормить молодого гуся. Пришло время, он встал на крыло - принялся летать на озеро, где уже сам находил пропитание. Но возвращался-и не только на хоздвор. Он залетал на территорию батальона и вышагивал по брусчатке платца.
-О!Смотрите -марширует! - прикалывались все от рядового до подполковника, глядя на то как гусь в развалочку переставляет перепончатые лапы по "шашечкам" брусчатки.
-Пора делать ему секир -башка! - говорил, нервничая, ЩСА?, считая гуся своей собственностью.Он рассчитывал прирезать гуся в канун католического Рождества, которое в ГДР нелегально отмечали , как в СССР Пасху.
Холодком дохнул с озера октябрь. Посыпались с каштанов золотые эполеты. За ним и Ноябрь пожаловал. Озёрные гуси потянулись на Юг.Наш юный гусь, которого я позвал Мартином, летал на озеро , но по прежнему возвращался. ЩСА? всё больше нервничал:эх, улетит!
Ребята видели- наш прапор крался к гусю со штык-ножом , собираясь его прирезать.
Но Мартин, не будь, дураком не подпускал вояку близко,-и взмахнув крыльями взмывал ввысь. Но снова и снова возвращался.
Тем временем ЩСА? уже психовал , грозился взять из оружейной АКМ - и разрядить в вольную птицу пол-рожка.
-Какого хрена! Я его выкормил! - обнаруживал он в голосе те же ноки, которыми командовал во время учебных занятий, на которых мы заучивали премудрости азбуки Морзе, и грозил поставить к тумбочке тех, кто "тупил".
Всей ротой мы ломали голову -как избавить гуся от преследований прапора.
Решение подсказал он сам. Дело в том ,что желавший порадовать свою жёну приварком к семейному столу "хлястик", крал со склада мясные и рыбные консервы, предназначенные для того,чтобы быть доп.пайком во время выездов на учения. Никто не мог в голову взять -куда исчезали эти металлические кругляки с надписями ТУШОНКА ГОВЯЖЬЯ(или СВИНАЯ), СКУМБРИЯ ТИХОКЕАНСКАЯ В МАСЛЕ и всё в таком роде.Создавалось такое впечатление, что все эти рогатые и украшенные свиными пятаками-на мордах скоты, все эти скумбрии, сельди и кильки с этикеток дружно мыча,хрюкая, всплескивая хвостами, покидали батальонный склад продуктов абсолютно мистическим способом.
Но если бы!Если бы можно было зафотать вороватого прапора!В заблуждение вводило то, что тощий , поджарый с впалыми щеками, он не выглядел рабом желудка.Хотя его жёнушка- главная медсестра батальонного лазарета была вполне кустодиевских кондиций.Ну и трое деток-гномиков с животиками, но без бород.
Лунная ночь. Мы с Хохлом ховаемся в постриженном кустарнике напротив склада продовольствия. Шаги.ШСА? вставляет ключ в пудовый замок. Скрип петель. Пауза. Прапор появляется с мерцающими в лунном свете кругляками консервных банок в руках. Хохол нажимает на спуск "Зенита" с максимальной выдержкой. Прапор замирает, отреагировав на посторонний звук. Прислушивается. Даже принюхивается своим крысиным нсом. Но , успокоившись, направлется в строну отдельно стоящих от казармы домов для офицерского состава и сверхсрочников.
Фонарь! Он да Луна на небе разоблачили складокрада.
Полковник потрясал перед лицом прапора пачкой фоток.
-Это што такое, товарищ прапорщик? Солдат обворовывать? А съездите -ка вы на недельку другую в "союз" , на родину.Мать попроведайте...
-У меня здесь семья!
-Вот всё семьёй и съездите! Попейте свежего молочка, поешьте творожку со сметанкой! Подумайте как дальше служить Отечеству!
И - до Гроссенхайна на БТРе, а там первым бортом Союз.
-Улетел ненасытная утроба!Добре! -ликовал Хохол.
С последней стаей улетел и Мартин.
А Мартином я его прозвал по той простой причине, что в чём-то аналогичная история с яйцом дикого гуся произошла со мной в детств в наших Буграх. По весне дело было.Отец привёз с рыбалки на правобережных курьях гусиное яйцо и подложил его нашей гусыне.
ЖИТИЕ ГУСЯ МАРТИНА
Мартин, Мартин!Мой верный перелётный гусь! Твой задорный гогот будит меня поутру, твои крылья шекочут и шлёпают меня по щекам, когда ты лезешь "целоваться"! И я чмокаю тебя прямо в клюв!Ты грозно шипишь на Кота и Дворнягу, отгоняя их от меня не из за еды, а из-за конкуренции на ласки. И я подхватываю тебя -тяжелючего, на руки, я глажу тебя по шелковистой голове и атласной спинке. Какие сильные твои красные перепончатые лапы!Они позволяют заныривать тебе на трёхметровую глубину, хватать там чебаков, окуней и собирать со дна моллюсков!Какие мощные у тебя крылья! Они способны поднять в заоблачную высь меня-твоего неразлучного друга. Для этого нужен лишь волшебник-гном. И его нужно разозлить, чтобы он прочёл своё жуткое заклинание"Крабле-крибле" -ну и дальше по тексту.
Мартин, Марти!н- ты порождение обских утренних зорь и вечерних закатов! Ты влетел в мою жизнь из мультфильма "Непослушный мальчик" из чёрно-белого соседского телевизора. Ты обрёл боевую раскраску-траурный клюв с оранжевым ободком и красные лапы - в кадрах диафильма, который крутила снова и снова мне сестра, проецируя захватывающий сюжет с титрами на натянутую в дверях простыню.
С тех пор, как отец принес с поездки на моторке по курьям правого берега гусиное яйцо и подложил его как раз выпаривавшей гусят нашей гусыне, жизнь моя переменилась до не узнаваемости.
Что ни утро -я просыпался, чтобы проверить -не выбросила ли гусыня из гнезда "чужое" яйцо. Я поил и кормил её, чтобы она не слазила с гнезда и в этом сооруженном из веток и сена инкубаторе не понизилась температура. И вот скорлупа на яйце раскололась- появилась на свет головка гусёнка. Он зевнул, обнажив розовое нутро клювика и стал стряхивать с себя ошкурки скорлупы.Сделав это, он мигом спрыгнул наземь и заковылял в строну реки. Там , где кончалась картофельная ботва, он юркнул в проём между штакетинами забора -и уже улепётывал по тропинке, ведущей к пляжу, где лизала жёлтый песок синяя речная волна. Следом-гусыня, выводок гусят и я!
Мартин! Мартин!Повзрослев и возмужав ты встал на крыло. И это ты унёс меня в дальнюю страну с островерхими крышами.А чтобы ты смог это сделать, непослушного Нильса обратил в лилипута волшебник- военком. Тоже лилипут. Он то и произнёс заклинание "Крибле-крабле".
Ну а прапор! Он оказался просто-напросто невольником сказочного сюжета про Крыс, которых победил Мальчик с Дудочкой,воплощение Флейтиста из часов Зеебурга.
Важно ходит Мартин по двору не даёт Коту и Дворняге обижать цыплят с утятами. Он здесь хозяин. А Гоша Шустрый,самый молодой папин подельник по браконьерским вылазкам на Обь, смотрит на него -и видит, как гусь лежит на блюде обложенный дареной картошкой и зеленью.Но не тут то было. Подойдёт Гоша пощекотать гуся по зобику, а тот ему хлобысь -в мордень. Да в глаз метит.У Гоши-фингал. Прикладывает к нему пятак с гербом СССР-колосья, обёрнутые летами объяв Земшар, пищемили, как щипцами, махонькую звёздочку.
Брал гоша папино ружьё со стенки, мотался в одново -на курьи-привозил оттуда уточек , свесивших головёнки. Дачнику тамошнему надоела Гошина канонада да и уток -украшения заоконного жалко ему стало, позвонил в милицию- отняли у Гоши ружье, вызывали отца в милицию по номеру регистрации, составили протокол-и ружье не вернули.
-Запалил вещь! А я его еще в Юрге, во время войны купил, когда там по брони прицелы для пушек точил-шлифовал, ловил микроны!
-Да ладно те Батя! Наловим рыбы-продадим, новое ружье купишь...
- Ты штоль наловишь!?
-А хоть бы и я...
-А как мешки на гора таскать-спина болит!Не болит по деревьям лазить -гнёзда зорить. Они тебе мешают-дрозды, кукушки, сороки?
-Дрозды ягоды по садам-огородам жрут, сороки-ложки таскают.Кукушки -кукушат синицам подбрасывают , а я их птенчиков-швырь из гнёздышка, чтоб пресечь на корню..
-Природа сама разберётся!
-Бать, а помнишь-где я нашёл твою пропавшую серебряную ложку , а к ней горсть пуговиц с гимнастерок военнопленных?-в сорочьем гнезде -во-н на том тополе...
Смотрит Мартин, как отец с батей переругивается - и ка-ак загогочет, как захлопает крыльями.
-Во! Птица , а умнее тебя -то! Холода придут- ему аж в Индию лететь! А кто его тому учил, чтобы Землю , как карту читать.Интеллект! А ты тока воровать да лазить по карманам с детства -и зачем я тебя в свою артель взял?Пожалел дебила, сам дебилом оказался...
И стал мне Мартин сниться во время солдатской службы. Только сомкну -глаза -он тут как тут- рвётся в небо вслед за пролетающей стаей. Хватаю я его за шею-и ф-ють!
И прилетаем мы в замок, оккупированный Крысами. И жалуется вожаку гусиной стаи Филин-подполковник: Крысы опустошили склад продовольствия, сожрали все солдатские консервы. В Большой Книге с серебряными застёжками и изображением Флейтиста на обложке записано-как изгнать Крыс, но кто бы прочитал?
-У нас есть мальчик Нильс! Он летит с нами в Лапландию!- с гордостью объявляет Мартин.
И вынырнув из -под крыла гУся, я вскарабкиваюсь на разворот книги и читаю про магическую дудочку с девятью дырочками. И , изготовив инструмент из тростинки, я начинаю играть.
Тени завороженных крыс скользят по стене.Поджав лапы , они волочат свои хвосты по ступеням лестниц замка, по перекидному мосту. Мы спускаемся к воде. Здесь поджидает меня живой корабль-МАРТИН. Он подставляет мне крыло-трап и взойдя на спину своего друга,я отплываю на середину озера, продолжая извлкать из дудочки завораживающие ноты...
Крысы, как загипнотизированные входят в озеро и скрываются в воде с головой. Бульк, бульк, бульк...
-Па-адъём орет вернувшийся из отпуска прапор. - Безбородько, а где твой фотоаппарат?А ну-ка дай его сюда!-крутит ЩСА? в руках скомпраментировавшее его неблаговидные делишки "всевидящее око".- и намотав на руку ремешок "фотика" со словами "пусть побудет у меня до твоего дембеля, у нас тут режим секретности", снова орёт "Подъем!"- и добавляет спокойно:
-А тебе Безбородько объявляю пять нарядов вне очереди.
И внезапно переходя на истошный визг:
-Сгною, мандалёху, у тумбочки!
АСТЬ КУПЕЛЬ
Мария,Младенец, Волхвы
О том, что неким пожелавшим оставаться инкогнито в дар Зеебургу были поднесены фигурки Марии с младенцем, Волхвов, Осла и Вола. Теперь все пусте места оказались заполнены.Но на сердце отчего-то было пусто.
Бывало, ожидая , когда закончатся занятия дочери в музыкалке я заглядывал на Огонёк к Художнику. Его мастерская теснилась в "фонарике" пристройки, столь характерной детали немецкой архитектуры, не прячущей подоконники окон и рамы за узором наличников , а выставляющией их на обозрение вместе с зимним садиком за окнами - розами, геранями, гортензиями, хризантемами и кактусами.Это была пристройка к одному из коттеджей , возведённых военнопленными. Но Художник не разводил цветов, он малевал их на холсте. И на этих холстах принципиального наивиста можно было видеть цветники красок под стать взрывающимся в конце мая на полянах Бугринской рощи филетовыми фонтанчиками кукушкиных слёзок , золотисто-жёлтыми сверхновыми стародубок и мини-солнц оранжевых жарков. На одном полотне невестиной фатой свешивались над тихой речной заводью черёмуховые гроздья ,на другом- поедались глазами кремом на пирожных выдавленные на бисквит розовые лепестки цветущего шиповника. Всю эту красоту,обрамленную аскетичными планками, струганными рубанком здесь же, на верстаке, Художник развешивал в центре Новоздесенска,в Нарымском сквере, на церковном заборе, где с некоторых пор образовалось нечто вроде местного Монмартра. И эти, словно нарезанные серебристой лопаточкой куски торта картинки, мгновенно "слизывал" спешащий мимо люд. Да и не дорого брал Художник за прямоугольники каждодневного праздника для глаз, имплантиуремого его вдохновением в серо-стандартную обыденность городских квартир. Писал он маслом и языческое буйноцветие Масленицы, и христианское умиление Рождеством. И лунные дорожки на Оби , и огонёк костерка на острове Кораблик, когда непроглядно-чёрным налимом шарится ночь по руслу и острятся по берегам стерляжьми носами елки.И катания летящих на санках под гору ребятишек. И лыжников, усердно вращающих Землю отталкиванием своих палок. И купание в вырубленной за ступенчатым спуском к реке Крещенской купели, где кучковались местные "моржи" из числа лыжников и ходоков со "шведскими палками". Однажды отведав этой услады по старой детской привычке начинать купание, как только трогался лёд на оби я уже не мог избавиться от этой наркотической зависимости. Мненя тои дело манило -либо вывалятся в снегу, либо выбежав на улицу с ведром воды, окатить себя с ног до головы, Чтобы, стоя в клубах пара, быть мишенью для глаз выглядывающих из-за занавесок в окнах многоэтажке соседок.
Мои обливания холодной водой и купания в проруби я начал совершать задолго до того, как стал ходить со "шведскими палками". В ту пору как раз мы обзавелись щенком русского спаниэля - и он плюхался в ледяную воду вместе со мной -и выпрыгнув на лёд пкрывался ледяными буденцами. И они звенели на его ушах, кода уже обтеревшись палатенцем и одевшись, я бежал трусцой домой, а он -рядом.
После фильма про Алекс и её сына Цесаревича, ты давно вынашивала планы снять фильм о Старце Григории. И когда ты узнала о моих химних купаниях ты тотчас же решила -кого пригласить на главную роль! "Старца сыграешь ты!- сказала ты по телефону" - "Но я не актёр, а только телерепртёр."-" Это и лучше-там ничего играть не надо. Будешь играть самого себя.Остаьное -кадры хроники, старые фото. Символические заставки. Ну в обычной нашей манере!"
В Питере, у ....моста я нырял в прорубь с наклееной бородой, косматом парике и епанче??? старца. И мне нужно было прижаться снизу к прозрачному льду, чтобы видны были глаза и род с идущими из него пузырями. Твой окончательно выздоровевший после грязевых ванн Зеебурга и Солёного озера в КУлкнде сын играл князя Юсупова, кормившего меня отравленными пирожными. Цианид не действовал и он разрядил в меня револьвер. По мне тёк кетчуп. Курт ловил кадр. В деревне под Тобольском мне в качестве старца приходилось рубить неподъёмным колуном дрова, таскать воду в вёдрах, чтобы заполнить огромный чан в бане - и зображать в клубах пара хлыстовское нестовство пока бесстыжие деревенские бабы, сотрясали голыми телесами перед кинокамерой.(Они согласились делать это за приличный, изрядно опустошивший бюджет фильма гонорар).
А в Бугрике, куда на киносемку съхались и коллеги-телевизионщики и зеваки Бугринкого жилмассива , шетиной многоэтажек подднявшегося на горе, мы должны были снять крещенское купание Ермака Тимофеича. Массовка состояла из казачков-ушкуйников,наша передвижная костюмерная педоставила в наше распоряжение - и кольчуги, и шлемы, и сабли. Здесь, раздолбив прорудь пошире отсняли мы и подводнуяю часть эпизода с утоплением легендарного Оленина в Иртыше. К моей груди прикрепили пробившую кольчугу татарскую стрелу -из раны хорошо тек анилиновый краситель. Подаренный "Иоанном террибль" панцирь хорошо тянул на дно.Курт в гидрокостюме с искусственнып подогревом нырнул за мной. И без дуюлей отснял этот эаизод, но проблемой было-вынырнуть. Я пытался скинуть с себя доспех, но застёжки не подавались. Я уже пускал пузыри, мне мерещились татары загнавшие меня ...осенней порой в воду(этот эпиод мы снимали отдельно), они выкрикивали:"Ну што Тимофеич, чья взяла? Будеж знать , как чужая земля хапать! Ясак тишкура драть!"
И тут я увидел твоё лицо! Распахнутые голубущие глаза, стелющиеся по течению волосы русалки. Мне показалось, что у тебя даже образовался нельмяжий хвост.(Позже я понял эту аберрацию зрения: чешуя кольчуги наложилась на твои усиленно работающие в воде ноги- и получился рыбий хвост).Следом - ко мне приблизился внук. Он тоже кинулся в воду - и первым, откинув дурацкий шлем, схватил меня за волосы. Парочка зазевавшихся мужичков из нашего клуба "Морж" подоспели.
Подхватив меня под локотки - Курт снимал!- вы вынесли меня на воздух.
Это был твой дебют ледяной купели. Странно, но никто не простыл.
СКАЗ О РУСАЛКЕ
После подзарядки адреналином, эту новеллу я набил на ноуте в мгновение ока.
-Отличные кадры! Пошло не по плану!- комментировал Курт выведенные на дисплей отснятые кадры.Обработаем на компьютере и будет то, что надо!Внука переоденем в кафтан XVI века. И введём в сюжет образ юного разбойника- юнги Ермака!А ты...практически готовя русалка. Вот тебе и мистика!
Сюжет про ПОЛЫНЬЮ и КРЕЩЕИЕ(ты ещёне определилась с окочательны названием фильма) разрастался. В планах было снять фрагменты Ледового побоища на Чудском озере в заливе Бугринки. Я должен был сыграть Александра Невского, Курт -магистра Тевтонского ордена. Сцену утопления опять хотели навещать на меня. Но видя с мой стороны ноль энтузиазма ты махнула рукой. "Ладно! Этот эпизод возьмём из Эйзенштейна.Как следует обработаем его на компьютере под общую стилистику-и сойдёт. А вот утопление Колчака, извини, придётся сыграть тебе-больше некому. Ты же см одобрил наш замысел6Дух стаца блуждет и мечется,то уходя в прошлое, то перетекая в будушее. В прошлом он - коннунг викингов, затем Александр Невский, а в будущем -Колчак..."
ФЛЕЙТИСТ И ПИЛИГРИМЫ
Перед этой фестивальной поездкой в Зеебург , ты мне рассказала по телефону о том, что реставраторы часов на башне магистратуры вмонтировали в недостающие , зиявшие пустотой места фигурки Флейтиста и Пилигрима. "Представляешь !На них наткнулись в пещере спелеологи!" Ты даже переслала мне по вацапу фотки этих фигурок в руках тех самых спелеологов.На другом снимке "целующий" тростинку с отверстиями Флейтист и пилигрим в подпоясанной верёвкой хламиде и с посохом видны были уже установленные в часах. Ты снимала сюжет о сенсационной находке для Дрезденского телевидения для своей аналитической программы " Прошлое без пошлого", в которой досталось на орехи и муниципалитету Зеебурга и Министерству сохранения архитектурного наследия в Берлине.
И вот я опять стоял на площади магистратуры Зеебурга и в пёстрой толпе туристов разглядывал спелеологические находки. И когда сталагмит минутной стрелки сошёлся со сталактитом часовой на цифре XII , фигурки задвигались. Поочерёдно перед глазами проплыли Рыцарь, Монах, Ведьма, Палач, Король, Рыбак - и все остальные , перед появлением Костлявой с Косой по циферблату прошагал наигрывающий на флейте Флейтист.
- Видишь! - навела ты камеру смартфона на Флейтиста. - Вот эта флейта у него в руках. Её первоначально не было.Куда- то исчезла.Но реставраторы вложили ему в руки новую свирельку! Вообще-то этих статуэток должно быть двенадцать! Как рассказали мне в реставрационной мастерской -ещё недостаёт, Девы Марии с Младенцем, Волхва с дарами и Вола с Ослом и Христа.
Часы заиграли. Они уже не звенели бубенчиками на раздвоенном колпаке Шута, не звякали струнами лютни молоденького майстерзингера. Они пели мелодией свирели.
Это я, достав из за пазухи флейту,- стал наигрывать "Лили Марлен!"Как и договаривались, кроме гитары и губной гармошки я прихватил в эту поездку и свою свирель.
Туристы тут же стали наводить на меня смартфоны. Знающие толк в раскадровках блогеры , руководствуясь канонами народной режессуры, переводили глазки смартфонов с Флейтиста и Пилигримов на циферблате на меня, потом на гурьбу зевак. Получалось - Флейтист -ожил.Пилигрим-растиражировался в сотне экземпляров.А то и больше. Площадь перед магистратурой была полна-полнёшенька -разноцветьем курток, вязаных шапочек и накрученных на шеи шарфов.Не смотря на середину декабря было тепло и солнечно- с черепичных крыш свисали сосульки. Капель долбила о брусчатку и многие были вообще с непокрытыми головами. Блондинистое золото перемежалось с антацитовой смолью брюнетов, рыжим пятном выделялась ведьмина причёска шатенки. Афроамериканка маячила на пестром фоне монохромной короной курчавых чёрных волос. Парень с сэлфи вёл на английском репортаж о новых фигурках в часах.Был ли это американец, англичанин или наш -российский эмигрант- невозможно было догодаться так вот, сходу-слёту. Делая по сюжету пояснения он-то и совместил Флейтиста со мной, а Пилигрима с пестрой толпой сэлфистов и смартфонщиков. Потом я несколько раз просматривал этот сюжет по Ютубу, ставил лайк, и поражался режиссёрской смекалке этого Кустурицы из народа. Курт тоже снимал, возложив на плёчо свой Сизифов груз -пластикового одноглазого Циклопа, вышаривающего друзей Одиссея и самого Хитровумного Мужа среди блеющих овец.
Продолжая играть на флейте - я, как и договаривались, двинулся вниз по улице в сторону набережной к памятнику Девушке у Фонарного Столба. И шумным табором номады нового времени двинулись за мной. Выдав у столба изрядную порцию своего стритового репертуара, включая , конечно, "Бесамо мучу", "Лав стори" и "Песенку американских бомбардировщиков" - я совсем по сценарию вынул из -за пазухи кривую фетровую шляпу с тирольским пёрышком под опоясывающёй тулью ленточкой и пошёл с ней по кругу. Курт ловил кадр. Для того, чтобы всё таки не испортить сюжет, мы подговорили твоего сына и моего внука бросить в шляпу по несколько пфеннингов. Но тут началось невообразимое! Немец, швед, англичанин, поляк, русский стали вытаскивать из карманов кошельки и высыпать в шляпу наличные. Сверху бросил купюру с иероглифами улыбчивый китаец.
Ты подняла шляпу и провозгласила:
-А теперь друзья,я приглашаю вас в кафе! Отметим победу!Тут вот , недалеко!Там такая вяленая рыба!Такие варёные раки!Ну и пиво!Баварское!
Конечно, столько денег накидали не столько за моё пиликание на дудочке, сколько впечатлённые просмотром нашего с тобой фильма о военнопленных " Во глубине. Сибирский труд немецких военнопленных". Впрочем, по всем фестивалям мы возили всю свою фильмотеку, вначале кассетами, потом на электронных носителях. Флешку-в карман-вот тебе и полное собрание кинолент.
Уставив сдвинутые столики батареей бутылок с баварским, гомонил фестивальный табор. Наперебой поздравляли тебя, меня, Курта и моего столицесибирского оператора Клима.
- Клим! А как тебе удалось для третьей части под названием -"Рядовые Генерала Мороза" отыскать ветерана, рассказавшего, как он оживил практически заледеневшего немца? Это постановочный фрагмент или реальный ветеран? Теперь ведь как-на любого деда медалюх навешают, вот тебе и участник битвы под Сталинградом-и на трибуну его ,рядом с Мавзолеем на Девятое мая.
- Нет это не актёр театра "Старый дым".Это мой дед!И он рассказал реальную историю. Потом он этого несчастного пехотинца-окопника встретил на Оловокомбинате среди военнопленных, укладывавших асфальт у проходной...
-Фотки всё подлинные?
- Из архивов !
- А все эти - дома из шлакоблоков, решетки балконные?Музыкалка, РЛС!
- Все подлинное.До сих пор стоит. ЖЭУ капремонт сделало.
-У вас всё же получился какой-то "Пикник на обочине". Слишком много фантастики. Все эти летающие тарелки и переселения душ в птиц!
-Но мы так это всё увидели!
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. По сути получилась незапланированная, разлетевшаяся потом по сетям пресс-конференция о Рядовых Генерала Мороза с той и другой стороны воевавших.
Появлявшиеся в кадрах хроники укутанные в тряпьё, обутые в немыслимые лапти солдатики вермахта и наши бравые солдатушки-ребятушки - в тулупах , треухах, пимах. Особенно зацепил всех эпизод, в котором советские солдаты отдирали друг от друга смёрзшиеся трупы и укладывали их на сани.
Один фестивальщик, кажется, американец ,прямо во время просмотра даже пропел дурашливо на ломанном русском:
-Везет лошадка дровеньки,
а в дровнях старичок,
срубил он нашу елочку
под самый корешок.
Но никто не засмеялся. В зле стояла гробовая тишина. После просмотра председатель фестивального комитета с лицом сдавшегося в плен генерала Паулюса предложил встать и почтить павших минутой молчания.
-А не могли бы вы пояснить? - задал тебе вопрос молоденький пухлощёкий блогер. - В ваш фильм "Флейтист и часовой" - о русской оккупации, вы вмонтировали фрагменты из "Тангейзера" Вагнера. Зачем? Вам не кажется лишней эта побочная линия. Всё -таки советские войска , ГДР, это же всё было ...
- Я бы хотела поправить. Никакой оккупации не было , Советская армия освободила нас от нацистской чумы. И потом этот фильм не о политике с её неразберихой , а про любовь. Отсюда и линия с Тангейзером и Венерой...
- Эрик, ну что ты всё про светскую оккупацию! Давай поговорим про операторскую работу! -вклинилась бодрым голосом девушка с намотанным на шею шарфом, перекрыв гомон голосом отправленной Мачехой за подснежниками в зимний лес Падчерицы из "Двенадцати месяцев".-Клим , это была ваша идея совместить рассыпающиеся шестерёнки часового механизма с летящему по ветру снежинками или Курта?
-Моя!- улыбался мой оператор, оторвавшись от бутылочного горлышка.
-Гениально!
-Как и совмещение арфы Тангейзера с новым вантовым мостом в Столицесибирске!-добавил обнаружившейся среди шумной компании юноша Тангейзер.
- О! Это поработали компьютерные графики нашей студии!-уточнила ты.
- А правда, что за ваш фильм "Реинкарнация" вас обвинили в в пропаганде нацистской символики -и сняли фильм с конкурса?
-Правда! Но потом выяснилось, что кинокритику хорошо заплатили. И в СМИ не совсем верно истолковали суть протеста зеебуржцев. Посмотрев фильм, они требовали превратить гостиницу "Рапунцель", геде останавливалась Алиса Гессен Дормштадская с сыном - в дом музей. Но у муниципалитета не оказалось денег ни для того, чтобы выкупить недвижимость у собственника, ни на реставрацию, создание экспозиции и оплаты штата музейных работников...Хотя во время фестивальных прокатов фильма в России-в Москве, Екатеринбурге, Столицесибирске, Тамске, Здесенске - фильм был много раз отмечен различными наградами. Мне уже некуда ставить все эти статуэтки.Все полочке в квартире заняты.
- А гуся Мартина-кто придумал?
- А все эти штучки с попавшими в желудок рыб и сорочьи гнёзда пуговицами и эмблемами?
- А воспоминания военнопленных , их стихи, монологи старожилов Бугров подлинные? Или всё это мистификация, театрализованная постановка, флешмоб с фотошопом?
- Ну а не кажется ли вам?- забросив ногу на ногу тянул из бутылочки её янтарное содержимое Кай из "Снежной Королевы",- Что все эти вставные сюжеты про Сибирь, браконьеров, появляющиеся наложением Ермак, казачки- всё это перегруз?..
Шляпа и бутылки были пусты...Сдачей с пиршества стол был усыпан пфенежками рыбьей чешуи. Светофорили останки вышелушенных раков, топорща там любопытные усы, здесь, пытаясь ухватить суть высосанной клешнёй! С бутылочной этикетки лыбился баварец- бэрман с кружкой пенного в богатырском кулаке.
- Спасибо , друзья!Закругляемся! - потянул я тебя за руку и кивнул твоему сыну и моему внуку, доедавших за барной стойкой уже по второй пачке печенья с "колой..."
И пилигримы двинулись на выход.
Разноцветным конфети елочных хлопушек -они, дурачась, рассыпались по снегу. Бенгальскими брызгами петард вознеслись к ночному небу Зеебурга.
Я снова сидел за "ноутом".Зависнув в видередакторе, я монтировал, монтировал, монтировал.Мне в самом деле хотелось объять необъятное, соеденить, казалось бы, несоединимое. На дисплее опять появились кадры с окнами нашей казармы, фонарный столб.
ЛЕГЕНДА О СПАСЁННОМ ГУСЕ
За казармой, хозблоком и гаражами , с прячущимися в них "будками" радиостанций с утиными мордами ЗИЛов и напичканных электроникой БТЭРов, бредом неряшливого кубиста топорщились постройки хозчасти.
ЧАСТЬ КУПЕЛЬ
Мария,Младенец, Волхвы
О том, что неким пожелавшим оставаться инкогнито в дар Зеебургу были поднесены фигурки Марии с младенцем, Волхвов, Осла и Вола. Теперь все пусте места оказались заполнены.Но на сердце отчего-то было пусто.
Бывало, ожидая , когда закончатся занятия дочери в музыкалке я заглядывал на Огонёк к Художнику. Его мастерская теснилась в "фонарике" пристройки, столь характерной детали немецкой архитектуры, не прячущей подоконники окон и рамы за узором наличников , а выставляющией их на обозрение вместе с зимним садиком за окнами - розами, геранями, гортензиями, хризантемами и кактусами.Это была пристройка к одному из коттеджей , возведённых военнопленными. Но Художник не разводил цветов, он малевал их на холсте. И на этих холстах принципиального наивиста можно было видеть цветники красок под стать взрывающимся в конце мая на полянах Бугринской рощи филетовыми фонтанчиками кукушкиных слёзок , золотисто-жёлтыми сверхновыми стародубок и мини-солнц оранжевых жарков. На одном полотне невестиной фатой свешивались над тихой речной заводью черёмуховые гроздья ,на другом- поедались глазами кремом на пирожных выдавленные на бисквит розовые лепестки цветущего шиповника. Всю эту красоту,обрамленную аскетичными планками, струганными рубанком здесь же, на верстаке, Художник развешивал в центре Новоздесенска,в Нарымском сквере, на церковном заборе, где с некоторых пор образовалось нечто вроде местного Монмартра. И эти, словно нарезанные серебристой лопаточкой куски торта картинки, мгновенно "слизывал" спешащий мимо люд. Да и не дорого брал Художник за прямоугольники каждодневного праздника для глаз, имплантиуремого его вдохновением в серо-стандартную обыденность городских квартир. Писал он маслом и языческое буйноцветие Масленицы, и христианское умиление Рождеством. И лунные дорожки на Оби , и огонёк костерка на острове Кораблик, когда непроглядно-чёрным налимом шарится ночь по руслу и острятся по берегам стерляжьми носами елки.И катания летящих на санках под гору ребятишек. И лыжников, усердно вращающих Землю отталкиванием своих палок. И купание в вырубленной за ступенчатым спуском к реке Крещенской купели, где кучковались местные "моржи" из числа лыжников и ходоков со "шведскими палками". Однажды отведав этой услады по старой детской привычке начинать купание, как только трогался лёд на оби я уже не мог избавиться от этой наркотической зависимости. Мненя тои дело манило -либо вывалятся в снегу, либо выбежав на улицу с ведром воды, окатить себя с ног до головы, Чтобы, стоя в клубах пара, быть мишенью для глаз выглядывающих из-за занавесок в окнах многоэтажке соседок.
Мои обливания холодной водой и купания в проруби я начал совершать задолго до того, как стал ходить со "шведскими палками". В ту пору как раз мы обзавелись щенком русского спаниэля - и он плюхался в ледяную воду вместе со мной -и выпрыгнув на лёд пкрывался ледяными буденцами. И они звенели на его ушах, кода уже обтеревшись палатенцем и одевшись, я бежал трусцой домой, а он -рядом.
После фильма про Алекс и её сына Цесаревича, ты давно вынашивала планы снять фильм о Старце Григории. И когда ты узнала о моих химних купаниях ты тотчас же решила -кого пригласить на главную роль! "Старца сыграешь ты!- сказала ты по телефону" - "Но я не актёр, а только телерепртёр."-" Это и лучше-там ничего играть не надо. Будешь играть самого себя.Остаьное -кадры хроники, старые фото. Символические заставки. Ну в обычной нашей манере!"
В Питере, у ....моста я нырял в прорубь с наклееной бородой, косматом парике и епанче??? старца. И мне нужно было прижаться снизу к прозрачному льду, чтобы видны были глаза и род с идущими из него пузырями. Твой окончательно выздоровевший после грязевых ванн Зеебурга и Солёного озера в КУлкнде сын играл князя Юсупова, кормившего меня отравленными пирожными. Цианид не действовал и он разрядил в меня револьвер. По мне тёк кетчуп. Курт ловил кадр.
Финал. Полынья.
Снежный городок -круг из скульптур.
Эйзенланд
ФЛЕЙТИСТ И ПИЛИГРИМЫ
Перед этой фестивальной поездкой в Зеебург , ты мне рассказала по телефону о том, что реставраторы часов на башне магистратуры вмонтировали в недостающие , зиявшие пустотой места фигурки Флейтиста и Пилигрима. "Представляешь !На них наткнулись в пещере спелеологи!" Ты даже переслала мне по вацапу фотки этих фигурок в руках тех самых спелеологов.На другом снимке "целующий" тростинку с отверстиями Флейтист и пилигрим в подпоясанной верёвкой хламиде и с посохом видны были уже установленные в часах. Ты снимала сюжет о сенсационной находке для Дрезденского телевидения для своей аналитической программы " Прошлое без пошлого", в которой досталось на орехи и муниципалитету Зеебурга и Министерству сохранения архитектурного наследия в Берлине.
И вот я опять стоял на площади магистратуры Зеебурга и в пёстрой толпе туристов разглядывал спелеологические находки. И когда сталагмит минутной стрелки сошёлся со сталактитом часовой на цифре XII , фигурки задвигались. Поочерёдно перед глазами проплыли Рыцарь, Монах, Ведьма, Палач, Король, Рыбак - и все остальные , перед появлением Костлявой с Косой по циферблату прошагал наигрывающий на флейте Флейтист.
- Видишь! - навела ты камеру смартфона на Флейтиста. - Вот эта флейта у него в руках. Её первоначально не было.Куда- то исчезла.Но реставраторы вложили ему в руки новую свирельку! Вообще-то этих статуэток должно быть двенадцать! Как рассказали мне в реставрационной мастерской -ещё недостаёт, Девы Марии с Младенцем, Волхва с дарами и Вола с Ослом и Христа.
Часы заиграли. Они уже не звенели бубенчиками на раздвоенном колпаке Шута, не звякали струнами лютни молоденького майстерзингера. Они пели мелодией свирели.
Это я, достав из за пазухи флейту,- стал наигрывать "Лили Марлен!"Как и договаривались, кроме гитары и губной гармошки я прихватил в эту поездку и свою свирель.
Туристы тут же стали наводить на меня смартфоны. Знающие толк в раскадровках блогеры , руководствуясь канонами народной режессуры, переводили глазки смартфонов с Флейтиста и Пилигримов на циферблате на меня, потом на гурьбу зевак. Получалось - Флейтист -ожил.Пилигрим-растиражировался в сотне экземпляров.А то и больше. Площадь перед магистратурой была полна-полнёшенька -разноцветьем курток, вязаных шапочек и накрученных на шеи шарфов.Не смотря на середину декабря было тепло и солнечно- с черепичных крыш свисали сосульки. Капель долбила о брусчатку и многие были вообще с непокрытыми головами. Блондинистое золото перемежалось с антацитовой смолью брюнетов, рыжим пятном выделялась ведьмина причёска шатенки. Афроамериканка маячила на пестром фоне монохромной короной курчавых чёрных волос. Парень с сэлфи вёл на английском репортаж о новых фигурках в часах.Был ли это американец, англичанин или наш -российский эмигрант- невозможно было догодаться так вот, сходу-слёту. Делая по сюжету пояснения он-то и совместил Флейтиста со мной, а Пилигрима с пестрой толпой сэлфистов и смартфонщиков. Потом я несколько раз просматривал этот сюжет по Ютубу, ставил лайк, и поражался режиссёрской смекалке этого Кустурицы из народа. Курт тоже снимал, возложив на плёчо свой Сизифов груз -пластикового одноглазого Циклопа, вышаривающего друзей Одиссея и самого Хитровумного Мужа среди блеющих овец.
Продолжая играть на флейте - я, как и договаривались, двинулся вниз по улице в сторону набережной к памятнику Девушке у Фонарного Столба. И шумным табором номады нового времени двинулись за мной. Выдав у столба изрядную порцию своего стритового репертуара, включая , конечно, "Бесамо мучу", "Лав стори" и "Песенку американских бомбардировщиков" - я совсем по сценарию вынул из -за пазухи кривую фетровую шляпу с тирольским пёрышком под опоясывающёй тулью ленточкой и пошёл с ней по кругу. Курт ловил кадр. Для того, чтобы всё таки не испортить сюжет, мы подговорили твоего сына и моего внука бросить в шляпу по несколько пфеннингов. Но тут началось невообразимое! Немец, швед, англичанин, поляк, русский стали вытаскивать из карманов кошельки и высыпать в шляпу наличные. Сверху бросил купюру с иероглифами улыбчивый китаец.
Ты подняла шляпу и провозгласила:
-А теперь друзья,я приглашаю вас в кафе! Отметим победу!Тут вот , недалеко!Там такая вяленая рыба!Такие варёные раки!Ну и пиво!Баварское!
Конечно, столько денег накидали не столько за моё пиликание на дудочке, сколько впечатлённые просмотром нашего с тобой фильма о военнопленных " Во глубине. Сибирский труд немецких военнопленных". Впрочем, по всем фестивалям мы возили всю свою фильмотеку, вначале кассетами, потом на электронных носителях. Флешку-в карман-вот тебе и полное собрание кинолент.
Уставив сдвинутые столики батареей бутылок с баварским, гомонил фестивальный табор. Наперебой поздравляли тебя, меня, Курта и моего столицесибирского оператора Клима.
- Клим! А как тебе удалось для третьей части под названием -"Рядовые Генерала Мороза" отыскать ветерана, рассказавшего, как он оживил практически заледеневшего немца? Это постановочный фрагмент или реальный ветеран? Теперь ведь как-на любого деда медалюх навешают, вот тебе и участник битвы под Сталинградом-и на трибуну его ,рядом с Мавзолеем на Девятое мая.
- Нет это не актёр театра "Старый дым".Это мой дед!И он рассказал реальную историю. Потом он этого несчастного пехотинца-окопника встретил на Оловокомбинате среди военнопленных, укладывавших асфальт у проходной...
-Фотки всё подлинные?
- Из архивов !
- А все эти - дома из шлакоблоков, решетки балконные?Музыкалка, РЛС!
- Все подлинное.До сих пор стоит. ЖЭУ капремонт сделало.
-У вас всё же получился какой-то "Пикник на обочине". Слишком много фантастики. Все эти летающие тарелки и переселения душ в птиц!
-Но мы так это всё увидели!
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. По сути получилась незапланированная, разлетевшаяся потом по сетям пресс-конференция о Рядовых Генерала Мороза с той и другой стороны воевавших.
Появлявшиеся в кадрах хроники укутанные в тряпьё, обутые в немыслимые лапти солдатики вермахта и наши бравые солдатушки-ребятушки - в тулупах , треухах, пимах. Особенно зацепил всех эпизод, в котором советские солдаты отдирали друг от друга смёрзшиеся трупы и укладывали их на сани.
Один фестивальщик, кажется, американец ,прямо во время просмотра даже пропел дурашливо на ломанном русском:
-Везет лошадка дровеньки,
а в дровнях старичок,
срубил он нашу елочку
под самый корешок.
Но никто не засмеялся. В зле стояла гробовая тишина. После просмотра председатель фестивального комитета с лицом сдавшегося в плен генерала Паулюса предложил встать и почтить павших минутой молчания.
-А не могли бы вы пояснить? - задал тебе вопрос молоденький пухлощёкий блогер. - В ваш фильм "Флейтист и часовой" - о русской оккупации, вы вмонтировали фрагменты из "Тангейзера" Вагнера. Зачем? Вам не кажется лишней эта побочная линия. Всё -таки советские войска , ГДР, это же всё было ...
- Я бы хотела поправить. Никакой оккупации не было , Советская армия освободила нас от нацистской чумы. И потом этот фильм не о политике с её неразберихой , а про любовь. Отсюда и линия с Тангейзером и Венерой...
- Эрик, ну что ты всё про светскую оккупацию! Давай поговорим про операторскую работу! -вклинилась бодрым голосом девушка с намотанным на шею шарфом, перекрыв гомон голосом отправленной Мачехой за подснежниками в зимний лес Падчерицы из "Двенадцати месяцев".-Клим , это была ваша идея совместить рассыпающиеся шестерёнки часового механизма с летящему по ветру снежинками или Курта?
-Моя!- улыбался мой оператор, оторвавшись от бутылочного горлышка.
-Гениально!
-Как и совмещение арфы Тангейзера с новым вантовым мостом в Столицесибирске!-добавил обнаружившейся среди шумной компании юноша Тангейзер.
- О! Это поработали компьютерные графики нашей студии!-уточнила ты.
- А правда, что за ваш фильм "Реинкарнация" вас обвинили в в пропаганде нацистской символики -и сняли фильм с конкурса?
-Правда! Но потом выяснилось, что кинокритику хорошо заплатили. И в СМИ не совсем верно истолковали суть протеста зеебуржцев. Посмотрев фильм, они требовали превратить гостиницу "Рапунцель", геде останавливалась Алиса Гессен Дормштадская с сыном - в дом музей. Но у муниципалитета не оказалось денег ни для того, чтобы выкупить недвижимость у собственника, ни на реставрацию, создание экспозиции и оплаты штата музейных работников...Хотя во время фестивальных прокатов фильма в России-в Москве, Екатеринбурге, Столицесибирске, Тамске, Здесенске - фильм был много раз отмечен различными наградами. Мне уже некуда ставить все эти статуэтки.Все полочке в квартире заняты.
- А гуся Мартина-кто придумал?
- А все эти штучки с попавшими в желудок рыб и сорочьи гнёзда пуговицами и эмблемами?
- А воспоминания военнопленных , их стихи, монологи старожилов Бугров подлинные? Или всё это мистификация, театрализованная постановка, флешмоб с фотошопом?
- Ну а не кажется ли вам?- забросив ногу на ногу тянул из бутылочки её янтарное содержимое Кай из "Снежной Королевы",- Что все эти вставные сюжеты про Сибирь, браконьеров, появляющиеся наложением Ермак, казачки- всё это перегруз?..
Шляпа и бутылки были пусты...Сдачей с пиршества стол был усыпан пфенежками рыбьей чешуи. Светофорили останки вышелушенных раков, топорща там любопытные усы, здесь, пытаясь ухватить суть высосанной клешнёй! С бутылочной этикетки лыбился баварец- бэрман с кружкой пенного в богатырском кулаке.
- Спасибо , друзья!Закругляемся! - потянул я тебя за руку и кивнул твоему сыну и моему внуку, доедавших за барной стойкой уже по второй пачке печенья с "колой..."
И пилигримы двинулись на выход.
Разноцветным конфети елочных хлопушек -они, дурачась, рассыпались по снегу. Бенгальскими брызгами петард вознеслись к ночному небу Зеебурга.
Я снова сидел за "ноутом".Зависнув в видередакторе, я монтировал, монтировал, монтировал.Мне в самом деле хотелось объять необъятное, соеденить, казалось бы, несоединимое. На дисплее опять появились кадры с окнами нашей казармы, фонарный столб.
ЛЕГЕНДА О СПАСЁННОМ ГУСЕ
За казармой, хозблоком и гаражами , с прячущимися в них "будками" радиостанций с утиными мордами ЗИЛов и напичканных электроникой БТЭРов, бредом неряшливого кубиста топорщились постройки хозчасти.
Мария,Младенец, Волхвы
О том, что неким пожелавшим оставаться инкогнито в дар Зеебургу были поднесены фигурки Марии с младенцем, Волхвов, Осла и Вола. Теперь все пусте места оказались заполнены.Но на сердце отчего-то было пусто.
Художник
(во вторую часть)
Бывало, ожидая , когда закончатся занятия дочери в музыкалке я заглядывал на Огонёк к Художнику. Его мастерская теснилась в "фонарике" престройки, столь характерной детали немецкой архитектуры, не прячущей подоконники окон и рамы за узором наличников , а выставляющией их на обозрение вместе с зимним садиком за окнами - розами, геранями, гортензиями и хризантемами. и кактусами.Это была пристройка к одному из коттеджей , возведённых военнопленными. Но Художник не разводил цветы, он малевал их на холсте. И на этих холстах принципиального наивиста можно было видеть...
Финал. Полынья.
Снежный городок -круг из скульптур.
Эйзенланд
ФЛЕЙТИСТ И ПИЛИГРИМЫ
Перед этой фестивальной поездкой в Зеебург , ты мне рассказала о том, что реставраторы часов магистратуры поставили на недостающие , зиявшие пустотой места фигурки Флейтиста ,
и Пилигрима. "Представляешь !На них наткнулись в пещере спелеологи!" Ты даже переслала мне по вацапу фотки этих фигурок в руках тех самых спелеологов и уже установленные в часах. Ты снимала сюжет о сенсационной находке для Дрезденского телевидения для своей программы " ...прошлого"???
И вот я опять стоял на площади магистратуры Зеебурга и в пёстрой толпе туристов разглядывал спелеологические находки. И когда сталагмит минутной стрелки сошёлся со сталактитом часовой на цифре XII. И когда поочерёдно перед глазами проплыли Рыцарь, Монах, Ведьма, Палач, Король, Рыбак - и все остальные , перед появлением Костлявой с Косой по циферблату прошагал наигрывающий на флейте Флейтист.
- Видишь! - навела ты камеру смартфона на флейтиста. - Вот эта флейта у него в руках. Её первоначально не было.Куда то исчезла.Но реставраторы вложили ему в руки новую свирель! Вообще-то их их должно быть двеннадцать . Как рассказали мне в реставрационной мастерской -ещё недостаёт Пилигрима, Волхва, Девы Марии с Младенцем и Вола с Ослом и Христа.
Часы заиграли. Они уже не звенели бубенчиками Шута, не звякали струнами лютни молоденького майстерзингера. Они пели мелодией свирели.
Это я, достав из за пазухи флейту,- стал наигрывать "Лили Марлен!"Как и договаривались, кроме гитары и губной гармошки я прихватил в эту поездку и свою свирель.
Туристы тут же стали наводить на меня смартфоны. Знающие толк в раскадровках блогеры , руководствуясь канонами народной режессуры переводили глазки смартфонов с флейтиста и пилигримов на циферблате на меня. Полчучалось - Флейтист -ожил. Парень с сэлфи вёл на английском репортаж о новых фигурках в часах.Был ли это американец, англичанин или наш -российский эмигрант- невозможно было сказать. Делая по сюжету поясняия он совместил Флейтиста со мной, а Пилигрима с пйстрой толпой сэлфистов и смартфонщиков. Потом я видел этот сюжет по Ютубу и поразился режиссёрско смекалке этого Кустурицы из народа. Курт тоже снимал, возложив на плёчо ской Сизифов груз.Продолжая играть на флейте - я, как и договаривались, двинулся вниз по улице в сторону набережной к памятнику Девущке у Фонарного Столба. И шумным табором номады нового времени двинулись за мной. Выдав у столба изрядную порцию своего стритового репертуара, включая , конечно, "Бессамо мучу", "Лав стори" и "Песенку американских бомбардировщиков" - я совсем по сценарию вынул из за пасухи кривую фетровую шляпу с тирольским пёрышком под опоясывающё лулью ленточко и пошёл с ней по кругу. Курт ловил кадр. Для того, чтобы всё таки не испортить сюжет, мы подговорили твоего сына и моего внука бросить в шляпу по несколько пфенингов. Но тут началось невообразимое- немец, швед, англичанин, поляк, русский стали вытаскивать из карманов кошельки и высыпать в шляпу наличные. Сверху бросил купюру с иероглифами улыбчивый китаец.
Ты подняла шляпу и провозгласила:
-А теперь друзья,я приглашаю вас в кафе! Отметим победу!Тут вот , недалеко!Там такая вяленая рыба!Такие варёные раки!
Конечно, столько денег накидали не столько за моё пиликание на дудочке, сколько впечатлёные просмотром нашего с тобой фильма о военнопленных " Во глубине. Сибирский труд".
Уставив сдвинутые столики батареей бутылок с баварским, гомонил фестивальный рой. Наперебой поздравляли тебя, меня, Курта и моего оператора Клима.
- Клим! А как тебе удалось в этой третьей части "Рядовые генерала мороза" отыскать ветерана, рассказавшего, как он оттаял практически заледеневшего немца? Это постановочный фрагмент или реальный ветеран? Теперь ведь как-на любого деда медалюх навешают, вот тебе и участник битвы под сталинградом-и на трибуну его, на Девятое мая.
- Нет это не актёр театра "Старый дым".То мой дед!И он рассказал реальную историю. Потом он этого несчастного встретил на Оловокомбинате среди укладывавших асфальт у проходной...
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. По сути получилась незапланированная, разлетевшаяся по сетям прессконференция о Радовых Генерала Мороза с той и другой стороны.
Появлявшиеся в кадрах хроники укутанные в тряпьё, обутые в немыслмые лапти солдатики вермахта и наши бравые солдатушки-ребятушки - в тулупах , треухах, пимах. Особенно зацепил всех эпизод, в котором советские солдаты тдирали друг от друга смёрзшиеся трупы и укладывали их на сани.
Один фестивальщик, кажется, американец прямо вовремя просмотра даже пропел дурашливо на ломанном русском:
-Везут лошадка дровеньки,
а в дровнях старичёк,
срубил он нашу елочку под самый корешок.
Но никто не засмеялся. В зле стояла гробовая тишина. после просмотра председатель фестивального комитета с лицом сдавшегося в плен генерала Паулюса предложил встать и почтить павших минутой молчания.
-А не могли бы вы пояснить? - задал молоденький пухлощёкий блогер вопрос тебе.- В ваш фильм "Флейтист и часовой" - о русской оккупации, вы вмонтировали фрагменты из "Тангейзера" Вагнера. Зачем? ВАм не кажется лишней эта побочная линия. Всё -таки советские войска , ГДР, это же всё было ...
- Я бы хотела поправить. Никакой оккупации не было , Советская армия освободила нас от нацистской заразы. И потом этот фильм не о политике с её неразберихой , а по любовь. Отсюда и линия с Тангейзером и Венерой...
- Эрик, ну что ты всё про светскую оккупацию! Давай поговорим про операторскую работу! -вклинилась бодрым голосом девушка с намотанным на шею шарфом голосом отправленной Мачехой за подснежниками в зимний лес Падчерицы из "Двенадцати месяцев".
Клим , это была ваша идея совместить рассыпающиеся шестерёнки часового механизма с летящему по ветру снежинками или Курта?
-Моя!- улыбался Клим.
-Гениально!
-Как и совмещение арфы Тангейзера с новым вантовым мостом в Столицесибирске!
- О! Это поработали компьютерные графики нашей студии!
- А правда, что за ваш фильм "Реинкарнация" вас обвинили в в пропаганде нацистской символики -и сняли фильм с конкурса?
-Правда! Но потом выяснилось, что кинокритику хорошо заплатили. И в СМИ не совсем верно истолковали суть протеста зеебуржцев. Посмтрев фильм они требовали превратить гостиницу "Рапунцель", еде останавливалааь Алиса Гессен Дормштадская с сыном - в дом музей. Но у муниципалитета не оказалось денег ни для того, чтобы выкупить недвижимость у собственника, ни на реставрацию, создание экспозиции и оплаты штата музейных работников...Но во время фестивальных прокатов фильма в России-в Москве, Екатеринбурге, Столицесибирске, Тамске, Здесенске - фильм был много раз отмечен различными наградами. Мне уже некуда ставить все жти статуэтки.
- А гуся Мартина-кто придумал?
- А все эти штучки с попавшими в желудок рыб и сорочьи гнёзда пуговицами и эмблемами?
- А воспоминания военнопленных , их стихи, монологи старожилов Бугров подлинные? Или всё это мистификация, теартролизованная постановка, флешмоб с фотошопом?
- Ну а не кажется ли вам?- забросив ногу на ногу тянул из бутылочки её янтарное содержимое Кай из "Снежной Королевы",- Что все эти вставные сюжеты про Сибирь, браконьеров, появляющиеся наложением Ермак, казачки- всё это перегруз?..
Шляпа и бутылки были пусты...Сдачей с пиршества стол был усыпан пфенежками рыбьей чешуи. Светофорили останки вышелушенных раков, топорща там любопытные усы, в другом месте пытаясь ухватить суть высасонной клешнёй! С бутылочной этикетки лыбился баварец= бэрман с кружкой пенного в богатырском кулаке.
- Спасибо , друзья!Закругляемся! - потянул я тебя за руку и кивнул твоему сыну и моему внуку, доедавших за барной стойкой уже по второй пачке печенья с "колой..."
И пилигримы двинулись на выход.
Мария,Младенец, Вролхвы
О том, что неким пожелавшим оставатья инкогнито в дар Зеебургу были поднесены фигурки Марии с младенцем, Волхвов, Осла и Вола. Теперь все пусте места оказались заполнены.Но на сердце отчего-то было пусто.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.