Мылся ли Лермонтов в бане?

Сергей Шрамко: литературный дневник

Скоро двухсотлетие Михаила Юрьевича Лермонтова.
Его строчки "Прощай, немытая Россия" любят повторять наши западники.
Между тем, сам я сильно сомневаюсь, чтобы эти строки принадлежали Лермонтову.
Не мог он написать такую глупость, прекрасно зная, как в России любят баню.
Даже сейчас, когда в моде сауны, на любой даче, или деревенском дворе есть русская баня, а там где её нет, хозяева мечтают её поставить.
История русской бани уходит в века, поэтому любой иностранец, посетивший Россию, несомненно сталкивался с русской баней. И она производила на них неизгладимое впечатление.
Представьте сами – открывается дверь, и из некого строения выбегают в клубах дыма и пара голые мужчины и женщины, окунаются в реку, а если заглянуть вовнутрь, то можно увидеть, как они хлещут себя по чем зря прутьями с листьями по голым бокам и спине.
Со стороны, это, скорее всего, выглядело как изощренное самоистязание.
Если почитать отзывы арабов, предстает именно такая картина.
Арабский путешественник, Абу-Абд Бекри писал, о том, что в России устраивали деревянный дом, все щели которого конопатили зеленым мхом. В одном из углов устраивали очаг из камней, а в потолке открывали отверстие для выхода дыма. Внутри всегда была емкость для воды, которой поливали раскаленный очаг, чтобы получить пар.
«А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».
У европейцев банные процедуры русских вызывали удивление, поскольку европейцы предпочитали очищать грязь с себя скребками, а неприятный запах немытого тела – маскировали духами. А для борьбы с насекомыми использовали изощренные ловушки, которые навешивали под одежду.
Марко Поло писал: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе», подтверждая слова о том, что с телесной чистотой у европейцев было не так хорошо.
Другой пример - испанская королева Изабелла Кастильская говорила, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и перед своей свадьбой.
Поэтому для иностранцев было странным, почему русских тянет в баню, почему они считают её обязательной при общении и переговорах.
Курляндец Яков Рейтенфельс, побывавший на Руси почти одновременно с Айрманном, писал: «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
Были и такие храбрые иноземцы, которые по собственной воле решили попробовать русскую баню. К примеру чешский путешественник с компанией соплеменников решили посетить общественную баню и оконфузились, поскольку пришли в одежде и были подняты на смех толпой голых русских. Они дивились, почему в бане нет ни прислуги, ни цирюльника.
Конечно же, иноземцы подмечали, что в русской бане моются или все вместе, или мужское отделение отгорожено от женского перегородкой.
Но окунуться в снег или в бассейн с холодной водой выбегают все вместе! Для иностранцев это было экзотикой.
Совместное парение в России в торговых саунах было запрещено указом сената только в 1743 году, но этот указ стали соблюдать только в крупных городах.
Удивляло иностранцев и то, что перед супружеством русские обязательно мылись в бане, и что примечательно – до брака они ходили в баню раздельно (что было своеобразным «мальчишником» и «девичником»), а после свадьбы – совместно.
Этой традиции следовала и монархия – если царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню.
Примечательно, что по этому признаку бояре сразу смекнули, что Лжедмитрий с супругой явно «не свои для Руси», в баню де вместе-то не ходят!
Конечно многие понимали, что Россия намного опередила Европу в вопросах гигиены.
Во Франции только в 1780-м был отменён королевский указ, запрещавший гражданам умываться, а церковь считала купание бесовством.
Испанец Риберо Санчес в своих записках заметил, что если бы любое другое общество имело такие же банные традиции, оно было бы гораздо здоровее. Если б превратили в бани и сауны половину аптек, то пользы от этих зданий было бы гораздо больше.
Если иностранцы жили в России, то вольно или не вольно, они перенимали наши традиции, в том числе и частые походы в баню.
Камерюнкер Берхольц, посещавший петербуржские бани, писал, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
К XIX веку бани стали превращаться и просто места проведения гигиенических процедур, в модное, в котором собиралась элита – цвет общества.
Поэтому в крупных городах стали появляться дорогие, богато украшенные бани и сауны, с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.
В Москве знаменитые Сандуны стали таким местом, где собирался цвет дворянства, и которое с удовольствием посещали иностранные гости.
На западе любят долго и обстоятельно рассуждать о загадочной русской душе, вспоминать великих русских поэтов, писателей, но часто забывают, или не знают совсем, что элементарному мытью «просвещенную» Европу тоже учила Россия. "К слову сказать, - пишет П. Краснов, - словосочетание "немытая Россия" если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки".
Так что странно, что Лермонтову приписали эти строчки.


В 2005 году опубликована статья кандидата наук из Нижнего Новгорода А. А. Кутыревой.
Она выяснила, что это стихотворение "пародирует пушкинские строки "Прощай, свободная стихия!", а выражение про "мундиры голубые", нигде у Лермонтова не встречающееся, имеется в сатирической поэме "Демон", написанной в 1874–1879 годах Дмитрием Минаевым.
В ней есть следующие строки:
«Печальный демон, дух изгнанья,
К земле направил свой полёт,
Печальный демон, но не тот,
Что у Ефремова в изданьи
Прошёл без пропусков в народ.
То был не лермонтовский демон,
Не мефистофель из гусар,
И в мире занят был не тем он,
Чтоб в нём отыскивать Тамар…
И далее:
Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире:
На голубом его мундире
Сверкают звёзды рангов всех…»
Минаев пародировал творчество Лермонтова постоянно, не обходил вниманием даже такие трагические стихи как «Сон» (1841).
М.Ю. Лермонтов:
В полдневный жар,в долине Дагестана,
С свинцом в груди лежал недвижим я.
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя…


Д.Д. Минаев:
В полдневный жар на даче Безбородко
С «Беседой Русскою» лежал недвижно я.
Был полдень жгуч, струился воздух кротко,
Баюкая меня...


В другой эпиграмме:
…………………………
Когда хилея день от дня,
Я ездил на Кавказ
Там встретил Лермонтов меня,
Обрызгал грязью раз;


В стихотворении «Лунная ночь» перепеваются мотивы поэмы Лермонтова «Мцыри» и каждая строфа заканчивается рефреном: «…С неба голубого … Луна смотрела на меня». Все это на мотив «Всё хорошо прекрасная маркиза…».Как говорится, ничего святого.


Кутырева пишет: "Как известно, автографа стихотворения не существует. Нет и ни одного списка, кроме того, на который ссылается П. И.Бартенев, с чьей подачи и стало известно в 1873 году стихотворение, и который тоже якобы утерян.
Литературоведы, дорожащие своей репутацией, обычно оговаривают отсутствие автографа и никогда не приписывают произведение автору, не имея хотя бы прижизненных списков.
Но только не в этом случае!
Обе публикации — П.А. Висковатова, а затем П.И. Бартенева, хотя они не однажды уличались в недобросовестности, были приняты без сомнений и в дальнейшем споры шли лишь по поводу разночтений.
А вот тут развернулась полемика, не утихающая до сих пор.
Однако аргументы противников авторства Лермонтова в этом споре всерьез в расчет не принимались.
Стихотворение стало каноническим и включено в школьные учебники как шедевр политической лирики великого поэта.
Именно из-за первой строки стихотворение стало популярным, а для некоторых сейчас сверхактуальным.
Сегодня все, кто говорит и пишет о России пренебрежительно, с издевкой, полным неприятием ее общественного, как дореволюционного, так и революционного строя, всенепременно процитируют знаменитую строчку, беря ее себе в союзники и ссылаясь на авторитет великого национального поэта. Это симптоматично.
Более сильный литературный аргумент для опорочивания России, чем ссылка на ее национального поэтического гения, трудно придумать".
Кстати, речь в стихотворении о желании укрыться за "стеной Кавказа" в то время, как Лермонтов ехал служить на Северный Кавказ, то есть, строго говоря, не доезжая до его стены.
Наконец, это противоречит всем убеждениям Лермонтова, которого называли русоманом.
Он писал (автограф в альбоме Вл. Ф. Одоевского как раз сохранился):
"У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21-м году проснулся от тяжкого сна — встал и пошел… и встретил он 37 королей и 70 богатырей и побил их и сел над ними царствовать… Такова Россия…"
А в январе 2014 года Валентин Антонов подробно исследовал историю многочисленных переделок этих строк.
http://www.vilavi.ru/pod/010214/010214.shtml
После прочтения его работы у меня не осталось сомнений в том, что Лермонтова подло оклеветали.


Итак, Лермонтов ехал из мытой России на немытый Кавказ...


КСТАТИ. «Москва занимает в ряду русских городов одно из первых мест в отношении своего благоустройства. В то время как огромное большинство русских городов не имеет ни водопровода, ни канализации и вследствие отсутствия мостовых и правильных стоков утопают в грязи и нечистотах, Москва обладает водопроводом, техническое устройство и оборудование которого сделала бы честь любому городу в Европе или Америке. Москва в значительной части канализована и снабжена, правда, далеко не совершенной, но все же мостовой». Гуревич С. А. Москва, ее благоустройство и роль трудящихся. — Москва, 1924.


и о голубых мундирах…
Жандармерия как полиция, имеющая военную организацию, возникла во Франции в 1791 г. Там она входила в состав вооруженных сил, и помимо военного министра, подчинялась также министрам внутренних дел и юстиции. Полицейский и жандармский аппарат Франции, являясь старейшим в Европе, создавался и перестраивался по мере того, как государство расширяло сферу своей деятельности. Первая французская республика, официально «Французская республика» (фр. R;publique fran;aise), период французской истории с 1792 по 1804 год.
В 1791 французское революционное правительство упразднило институт королевских маршалов и сформировало Национальную жандармерию (корпус жандармов) для наблюдения за сохранением порядка в Вооруженных силах и внутри государства.
При монархии жандармами называлась личная гвардия (телохранители) короля (Gens d`armes), после революции жандармы приняли на себя функции упраздненных военных маршалов.
При воинских частях и в тылу действующих армий находились особые жандармские команды, которые исполняли обязанности военной полиции, а в зоне боевых действий жандармы в том числе обеспечивали сбор и отправку в тыл раненых и убитых в бою.
Мало-помалу слово «жандармы» стало означать особый род государственной полиции (пешей или, чаще, конной), имеющей военную организацию и подразделяющейся на собственно жандармов и на полевых жандармов, состоящих при войсках.
Жандармерия Первой французской республики насчитывала около 40 тыс.человек.
в ней состояло 25 полков (дивизий), 50 эскадронов конной полиции, 100 рот военной полиции и 2000 окружных бригад (пять человек).
Национальная жандармерия Первой республики включала в себя также части морской жандармерии по охране военных портов и арсеналов ВМС.
Основные задачи жандармерии Первой республики включали в себя: гражданский полицейский надзор (патрулирование сельских районов, борьба с бродяжничеством, конвоирование заключённых, контроль и охрана порядка в общественных местах); гражданский процессуальный надзор (осмотр и описание мест преступлений, открытие производства по уголовным делам, допросы и опросы свидетелей, процессуальные действия - обыски, аресты и т. д. - по ордерам судебной власти).
32-я дивизия (32-й полк) революционной жандармерии успешно участвовала в битве при Ондскоте (1793 г.), где подтвердились боевые качества и выучка жандармских частей.
Наполеон, придя к власти, по достоинству оценил необходимость жандармских подразделений и значительно увеличил численность жандармского корпуса, введя жандармов в своей гвардии. Так, в 1804 году он сформировал легион элитарной жандармерии для охраны дворцов и штаб-квартир императора. Поначалу этот гвардейский легион состоял из штаба, двух конных эскадронов и двух пеших рот, в которых находилось 632 жандарма. В 1806 году легион был реформирован: от пеших рот отказались, и теперь в легионе насчитывалось 456 конных жандармов, которые в мирное время охраняли императорские дворцы в Мальмезоне и Тюильри, а так же государственную тюрьму в Тампле.
Кроме того, при чрезвычайных обстоятельствах элитарная жандармерия выполняла особые задания по обеспечению безопасности важных лиц (например, доставка Папы Римского на коронацию Наполеона). Так же жандармы обеспечивали безопасность поездок императора и его свиты. В военное время элитные жандармы сопровождали Наполеона во всех походах, охраняя его штаб-квартиру, часто сражались бок о бок с гвардейской кавалерией в многочисленных битвах. После окончания сражения элитные жандармы брали под охрану наиболее ценные трофеи и важных военнопленных, чтобы представить их императору.
Во время Консульства во Франции и далее Империи Наполеона революционная жандармерия получила органы управления рода войск (генеральную инспекцию жандармерии, inspection g;n;rale).
Жандармы играли важную роль в наполеоновской армии: они поддерживали дисциплину в войсках, собранных под французские знамена со всей Европы. А так как мобилизованы были эти немцы, австрийцы, итальянцы, испанцы, голландцы и т.п. насильно, то в большинстве своем иностранные солдаты Великой армии не желали сражаться за чуждые им интересы и использовали любой случай для побега или капитуляции перед противником. И именно жандармы, отлавливавшие и расстреливавшие дезертиров, являлись той силой, которая заставляла иностранных солдат оставаться в строю Великой армии и сохранять боеспособность национальных частей. Кроме того, в обязанности жандармерии входила борьба с мародерством и уголовными преступлениями; во время сражений они находились за боевыми линиями, отсеивая раненых от паникеров и возвращая в строй всех, годных к бою. По окончании сражения жандармы охраняли трофеи и военнопленных, не допуская самосуда над ними тем, кто хотел отомстить беззащитным пленникам за свой страх в бою. Так же жандармы должны были содействовать поимке и препровождению в тюрьму бродяг, беглых арестантов и контрабандистов, набору рекрутов, а в случае необходимости оказывали вооружённую помощь местным властям при исполнении распоряжений правительства. Таким образом, функции жандармерии были разнообразны, и эти солдаты никогда не оставались без работы.
Уровень организации жандармерии очень способствовал её высокой эффективности в борьбе с дезертирством и тяжкими преступлениями военнослужащих в сельской и тыловой полосе французских войск во время войн в Европе.
Французское новшество было оценено и заимствовано государствами, в частности Австрией и Пруссией. В России жандармские команды появляются впервые в 1792 г. в гатчинских войсках Павла I, тогда наследника престола, и функционируют в качестве военной полиции до 1796 г.
В русской армии это понятие возрождается во время Заграничных походов 1813–1814 гг. Выбранные от каждого кавалерийского полка один благонадежный офицер и пять рядовых должны были следить за порядком на марше, бивуаках, в их обязанности входила борьба с мародерством, сопровождение раненых на перевязочные пункты и т.п.
«Людям сих команд, – гласил приказ главнокомандующего М.Б.Барклая де Толли от 10 июня 1815 г., – именоваться жандармами, и они должны быть отличны от прочих красной повязкою на правой руке».
Вскоре эти команды были упразднены, а Борисоглебский драгунский полк - переименован в жандармский. В 1815 г. в помощь ему конце при гвардейском корпусе был создан лейб-гвардии жандармский полуэскадрон.
Помимо того, с 1810 г. в России существовал Корпус внутренней стражи, занимавшийся обучением рекрутов и содействием губернским властям в поимке разбойников, подавлении неравных волнений, взыскании податей и недоимок. В 1817 г. в составе корпуса были сформированы жандармские подразделения для несения службы в обеих столицах, губернских и главных портовых городах. Всего к 1826 г. в России насчитывалось 59 жандармских частей и подразделений общей численностью в 4099 человек, разбросанных по всей империи.
25 июня 1826 г. император поручил Бенкендорфу исполнение должности шефа жандармов - почти одновременно с назначением главой Третьего отделения.
Официальное оформление новой структуры было совершено указом от 28 апреля 1827 г. об учреждении Корпуса жандармов. Вся территория европейской части России была поделена на 5 жандармских округов по 8–11 губерний в каждом, а каждый округ подразделялся на 4–6 отделений (всего их было 26).
Во главе округа стоял жандармский генерал, во главе отделения – жандармский штаб-офицер в чине от майора до полковника. Штаб корпуса с 1835 г. размещался в Петербурге.
Общая численность этой военизированной структуры к концу 1828 г. составляла 4278 человек, в том числе 3 генерала, 41 штаб-офицер, 160 обер-офицеров, 3617 нижних чинов и 457 нестроевых. В 1823 г. лидер Южного общества декабристов полковник П.И. Пестель рассчитал, что революционной диктатуре для поддержания своей власти в России после свержения самодержавия потребуется 112 900 жандармов. Численность же царской жандармерии никогда не приближалась к такой цифре: в 1836 г. в ее штатах числилось 5164 человека, в 1857 г. – 4629, 1866 г.– 7076, 1880 г.– 6708, 1895 г.– 9243, 1914 г.– 13 645 и в 1917 г. – 15 718..




Другие статьи в литературном дневнике: