Галина Богословская - написанные рецензии

Рецензия на «Черная шаль. Страсти по Пушкину» (Алла Сорокина)

Значит, источником послужила румынская народная песня, понятно. Люблю пушкинскую "Черную шаль".

Галина Богословская   04.05.2024 22:04     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Галина. Спасибо за отзыв. Заходите ещё. С уважением. А. С.

Алла Сорокина   04.05.2024 23:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Позорнейший урок Дмитрия Быкова о Лермонтове» (Сергей Бессонов)

Быков давно ничего, кроме бреда, не несет.

Что же касается Лермонтова, то лермонтоведение, в-общем, закончилось в 1970-е гг. В 1981 году как итог всего издали Лермонтовскую энциклопедию. В 1980-90 - е гг. все это еще красиво догорало. А потом нужно было либо замолчать, либо добросовестно пересказывать все, написанное прежде - ради славы великого поэта, а не ради удовлетворения собственных мелких амбиций. Но желающих делать это единственно полезное дело не нашлось, увы.

Я с 1919 года и по настоящее время постоянно читаю о Лермонтове - Андроникова, Герштейн, Недумова, Эйхенбаума, Андреева-Кривича и т. д. Лермонтовские тома Литературного наследства, Лермонтовские сборники статей 1960-х, 70-х, 80-х гг. Такое удовольствие! Я глубоко люблю поэта.

И, чувствую, не нуждаюсь ни в чем, написанном о нем уже с начала XXI века.

Галина Богословская   21.04.2024 23:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Бродском» (Вадим Росин)

Я тоже у Бродского люблю только отдельные стихи:

"Я входил вместо дикого зверя в клетку,
Трижды тонул, дважды бывал распорот..."

Это - хит, конечно. Но это нормально, у большинства поэтов мы, может быть, любим по пару хитов. У кого-то - вообще ничего.

"Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность".

Вот мне думается, что это - не просто слова, что в самом деле он к этому пришел.

Я в целом уважаю Бродского.

Галина Богословская   14.02.2024 22:38     Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевкусие от сериала Вертинский» (Галина Санорова)

Сериал не видела, но отвечу.

Изучение биографии творческого человека - многолетний труд, на который у создателей фильма, разумеется, не было времени. Без этого труда можно только уцепиться за наиболее яркие известные эпизоды и разные штампы о "развращенной богеме". Что, очевидно, и сделали.

Когда "закроют" этих "пошляков"? Вопрос риторический. В настоящее время цензура, разумеется, есть, но на такие вещи она, увы, не распространяется.

Галина Богословская   04.02.2024 15:05     Заявить о нарушении
Да, вместо "сеять разумное, доброе, вечное" идут на поводу у самой низкопробной публики. Всюду скабрезность, пьянки. Сеют развращающее, плохое, низкопробное.
Сократ шёл со своими учениками, навстречу ему гетера. Она предложила:"Давай поспорим, что я уведу от тебя всех твоих учеников". На что он ответил, что и спорить не будет, так как идти в гору труднее, чем катиться под гору.

До встречи на вашей странице.
С благодарностью за отзыв,

Галина Санорова   05.02.2024 15:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как я признал Высоцкого» (Вадим Росин)

Я 1987 года рождения, Высоцкого люблю с детства, наизусть знаю. Это гений. Как Блок или Маяковский в первой половине 20 века, так Высоцкий во второй.
Постоянно какие-то цитаты у меня из него всплывают по разным жизненным поводам.

Скажите, а Вадим Ильич Росин на стихах.ру - это вы? И стихи о Лермонтове - ваши? Что-то попасть туда не могу.

Галина Богословская   05.01.2024 18:31     Заявить о нарушении
Галочка, здравствуйте! Только сегодня увидел Ваш отзыв.
Да на стихи.ру Вадим Ильич Росин - моя страница.
Попробуйте по ссылкам:
http://stihi.ru/2012/08/19/3494
http://stihi.ru/2013/01/18/6472
http://stihi.ru/2011/10/22/8089
http://stihi.ru/2023/07/04/6144
http://stihi.ru/2020/07/12/7749
Приятного прочтения.

Вадим Росин   06.01.2024 22:29   Заявить о нарушении
Попробую.
Стихи Ваши о Лермонтове читала, мне они бальзам на душу. Как-то в наши дни уменьшается число людей, любящих поэта. А я его очень люблю.
Лермонтова, Байрона и еще Высоцкого люблю больше всех поэтов.

Галина Богословская   06.01.2024 23:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Загадки судьбы м. лермонтова» (Нина Корчагина)

Я много писала пару лет назад о Лермонтове в своем живом журнале, о том, как отзывается у меня в душе каждое его слово, как я замерла перед его поэзией, вдруг случайно открыв томик его стихов после 30-и... С мыслью: "Этого не может быть". Однако - есть.

А недавно оставила вот какой пост, недлинный, который могу здесь целиком процитировать:

"Редкий поэтический гений и абсолютного благородства человек. Бриллиант, творческий и человеческий, который мы уже лет 30-40 втаптываем в грязь. И за те пару лет, что я не возвращалась к теме, ничего, разумеется, не изменилось.

Откопаем ли мы его однажды для общества в целом, отчистим ли от наслоений, которые наложили на него по пошлости и дурости своей, из желания мстить советскому времени или еще каких несчастных мотивов?.. Вряд ли, наверное. Забудем просто.

Мне не забыть. Значительной части людей — не забыть.

Но в целом невозвратимые потери. Увы".

По поводу учительницы, которая говорит, что не любит Лермонтова, и навязывает это ученикам. Но это же недозволенное поведение. Никто не имеет права так говорить о наших классиках от Пушкина до Чехова, во всяком случае.

У меня, допустим, есть некоторые сложности в отношении к Толстому - творчеству и личности. Могу осторожно, деликатно поделиться с кем-нибудь в частном разговоре. При этом я очень уважаю поздние воззрения писателя... "Вылепить" где-то, особенно перед многолюдной аудиторией - детской или даже взрослой - что-то вроде "Я не люблю Толстого". Для меня это абсурд.

Галина Богословская   24.12.2023 17:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов знал он погибнет не на дуэли» (Нина Корчагина)

Знаете, вот этот вопрос - дуэль или убийство - как ни странно, весьма условен. Дуэль может быть при нескольких секундантах. А может быть дуэль вообще без секундантов. Тогда почему, на каком основании такое действо вообще называется дуэлью? Да, в-общем, на том, что в тот век дуэли были, и все, что только могли, старались называть этим словом. Что, собственно, предполагали во все советские десятилетия? Предполагали политическое убийство, замаскированное под дуэль. Но называли это все-таки "дуэлью", иные трактовки считались вульгарными.

Пушкин в свое время писал, что "у нас убийство легко скрыть под дуэль".

Я так скажу: современные лермонтоведы дураки. Такое чувство, что с началом перестройки мстить советскому времени и его "мифам" сделалось их главной и единственной страстью. Кому они в итоге отомстили? Достойному человеку, нашему поэту. Лермонтову отомстили. За что? Что он им сделал? Их любить его "заставляли" в СССР, они, бедолаги, давились его стихами и прозой, зато теперь можно оторваться на каких-нибудь тихо-пакостных трактовках если уж не творчества его, то биографии?

Изучала я эту тему. До года с утра до вечера вычитывала регулярно, потом еще возвращалась и дочитывала... Фигура Мартынова вызывает недоумение и брезгливость. Нормальные исследователи, посвятившие этим чтениям времени не меньше, чем я, а только больше (по крайней мере, так должно быть) должны бы это чувствовать и понимать, что с этим делать.

И меня бы более чем устроило, если бы сделали следующее. Описали бы эту ситуацию так, как ее видели все - остроты, женщины - и дали бы оценку поведения этого Мартынова (как оно официально известно), так сказать, с точки зрения здравого смысла. Воздержались бы от громких обвинений. Но раз и навсегда отправили бы его в "отчуждение" - в этот эксцентричный имидж человека, над которым смеется его друг и часть окружающих, так как он человек неумный, поверхностный и нам, в-общем, неприятный. И ни один из нас не поставит себя на его место.

Про Лермонтова при этом ни единого резкого слова говорить было нельзя. Его поведение с Мартыновым описать в самых коротких, простых, достойных словах, без каких-либо негативных эмоциональных акцентов, призванных подчеркнуть "тяжелый характер", или какие там еще нелицеприятные выражения современные лермонтоведы любят.

20 лет назад еще надо было так сделать, печать на теме поставить. Вам говорили весь XIX и весь XX век, что ваш поэт - благородный человек, а остальные как получится? Так и есть. И в XXI веке исключительно на этом должна была стоять точка.

Тихое преступление исследователей началось, когда этого Мартынова начали буквально вытаскивать в свет, доказывая (из пальца) какие-то его положительные качества... просто возвращать его обществу. Да зачем он нам нужен?

Зато последствия, смотришь по массовому сознанию, уже какие-то необратимые эта несознательность исследователей имеет... Не вернешь.((

Галина Богословская   24.12.2023 10:35     Заявить о нарушении
Некоторые вопросы. Откуда известно, что Бенкендорф говорил Иллариону Васильчикову (то есть, отцу Александра Васильчикова, официального секунданта) о том, чтобы "обуздать поэта в Пятигорске" и что "о последствиях беспокоиться не следует"? И еще одно, менее существенное: где фигурирует фраза "я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи"?

Хотелось бы увидеть документы.

Галина Богословская   23.12.2023 15:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Малоизвестные факты о Михаиле Лермонтове» (Александр Бельский Город Орёл)

Кое-что требует уточнений. О каких "многочисленных дуэлях" идет речь? Состоявшихся дуэлей в жизни Лермонтова было две - с де Барантом и с Мартыновым. Еще могла быть дуэль с Дороховым, но она отменилась. Дуэльным задирой поэт не был, острых ощущений, видимо, хватало на войне.

Николаевское время ведь вообще было временем некоторого дуэльного затишья.

Что касается "интриг", то в официальных, в том числе советских биографиях Лермонтова, как правило описывается громкая история с Екатериной Сушковой, которая произошла у поэта в 20 лет. Ее никогда не скрывали.

Николая I еще напрасно так трясут, что он там сказал, да как потом будто бы исправился. Это был враг поэта, как и всех мыслящих людей своего времени.

Насчет испанца Франсиско Лермы Лермонтов думал одно время, что это может быть его предок. Послал запрос в посольство, пришел ответ, что это не его предок. Ответ удовлетворил поэта.


Галина Богословская   14.12.2023 19:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «М. Ю. Лермонтов. Нелепая гибель» (Александр Белислав)

Всегда думала, что Дорохов любил Лермонтова. Такие натуры легко сходятся.

Галина Богословская   28.11.2023 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Галина! Надеюсь, Вас заинтересовал этот очерк.

Сходятся-то сходятся, как авантюрные и фаталистические упрямые натуры, да потом искры от взаимодействия летят... По любви не вызывают на дуэль. А Дорохов вызывал Лермонтова, будучи в одном полку, в одинаковой опасности, и та дуэль не реализовалась лишь по случайности. А вообще, поведение таких авантюристов и несдержанных людей, хватающихся за кинжал даже в картёжной игре, непредсказуемо. И ходить в разжалованных могло надоесть, и долги заели... Вот некто и мог нанять авантюриста. Но теперь всё это лишь предположения, хотя и не лишённые логики.

Александр Белислав   28.11.2023 17:13   Заявить о нарушении
Так это Лермонтов пытался вызвать Дорохова. Дорохов ему в компании сказал: "Замолчите". И Лермонтов написал ему письмо, изумительное по своей трогательности (процитировать сейчас не смогу), в котором объяснял, что ему теперь нужна дуэль, потому что Дорохов его намного старше, у него есть репутация, несколько дуэлей, а Лермонтов его намного моложе, у него нет никакой репутации, и поэтому он не может позволить, чтобы Дорохов просто так говорил ему в компании: "Замолчите". Будь он старше и с репутацией, он бы мог "пропустить", что ему сказали "замолчите", а так ему нужна дуэль по этой причине.))

Но а потом их "татары чуть не изрубили", и кончилась эта глупость.

Галина Богословская   28.11.2023 18:15   Заявить о нарушении
Возможно, вы вернетесь к нашему диалогу после статьи "Дискуссия об истинных причинах..." Я там еще кое-что написала. Написала, что я "истинные причины", в-общем-то, нашла. А то, в чем они состоят - не бог весть какая новость...))

Галина Богословская   28.11.2023 18:28   Заявить о нарушении
Я читал другую версию о дуэльной ситуации Дорохова и Лермонтова. Цитата из очерка: "в 1840 году (за год до роковой дуэли) между ними тоже возникла пред дуэльная ситуация только из-за того, что пьяному Дорохову показался дерзким взгляд Лермонтова, который к тому же, по его мнению, мало пил и, трезвый, потешался над окружающими. Ситуация разрешилась чудом, как недоразумение со стороны Дорохова, не знавшего, что Лермонтов пил, но мало пьянел. Но это только подтвердило отрицательные черты Дорохова: несдержанность и горячность, "неукротимый нрав, который в нём проявлялся ни с того, ни с сего" (цитата), а также позывы выдавать желаемое за действительное...".

Обычно, если человек любит другого и старше (опытнее его), то он снисходителен к молодому и сглаживает возникающий конфликт, а не проявляется, как соперник, готовый устранить "любимого" по первому пустячному поводу.

Александр Белислав   28.11.2023 21:52   Заявить о нарушении
То, что пересказала я, - это не версия, а письмо самого Лермонтова Дорохову. То, что рассказываете вы, - вероятно, часть той же небольшой истории.

Галина Богословская   28.11.2023 22:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов и Мартынов» (Евгений Нищенко)

Когда мы говорим, что "Лермонтов сам выбрал свой рок", не надо забывать, что ведь и власть загнала в угол. Тяжелый конфликт с властью, две ссылки, в перспективе только повторное возвращение на войну и вероятная гибель на ней.

К дуэли друзья Лермонтова отнеслись крайне легкомысленно. Они действительно нарушили дуэльный кодекс, а называть ли это преступлением, или последствием растерянности, неопытности, - другой вопрос.

Я бы сказала, у Мартынова было слабое положение в компании в то лето. Не чувствовал он достаточного уважения к себе друзей Лермонтова - тех же Столыпина и Трубецкого, не было чувства общности, солидарности с компанией, это повлияло плохо.



Галина Богословская   20.11.2023 21:24     Заявить о нарушении