Людмила Соболева - написанные рецензии

Рецензия на «Прорастайте любовью друг в друга» (Фёдор Золотарёв)

Федор Васильевич, как всегда оригинально и главное мудро Вы сказали молодожёнам о единении во вновь созданной семье через ЛЮБОВЬ.Повезло Вашим внукам услышать такое напутствие ...

Людмила Соболева   07.07.2019 20:56     Заявить о нарушении
Людмила, рад твоему визиту!
Я думаю, молодые представляют любовь как цветы, как пьянящий их аромат, наслаждаясь этим ароматом любви. А какой любовь бывает после цветения, они познают позже, с опытом. Если получится. Тогда они, может быть, узнают, что в зрелой любви, если одного отрывает от другого смерть, то другой страдает от боли разрыва весь остаток жизни, а то и тоже уходит из жизни, иногда очень скоро. Такова сила любви. Я знаю, так бывает.
С благодарностью, Ф. Золотарёв

Фёдор Золотарёв   11.07.2019 12:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Погружение в горное дело» (Фёдор Золотарёв)

Интересно изложено, как судьба увела Вас от любимой "речки" и Вы виртуозно вписались в горное дело, Человеку всё подвластно, (но не любому человеку). Началась перестройка и разработки ВНИИНЕРУДа оказались никому не нужными и аналогично не нужным стал речной транспорт и как горько и обидно об этом читать. Очень бы хотелось, Фёдор Васильевич, почитать Ваши воспоминания о ВИСе. Удачи Вам!

Людмила Соболева   07.11.2018 17:34     Заявить о нарушении
Люда!
Спасибо, что прочитала и ещё спасибо за добрый отзыв. Читателей много, а редко кто что-то скажет о прочитанном. Хотелось бы и о ВИСе написать, как заключительном этапе моей деятельности в этом мире. Там в отделе, где я работал, меня больше запомнили как редактора деловых писем. До меня грамотность текстов писем была на уровне переписки в Одноклассниках. Но всё труднее пишется.
Всего доброго

Фёдор Золотарёв   07.11.2018 20:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «60 лет спустя» (Фёдор Золотарёв)

Федор Васильевич, до чего ж удивительный очерк получился ! Вот это добрая и светлая память вашим преподавателям, лучше не придумать.С каким уважением и благодарностью Вы о них рассказываете,как занимательно всё изложено, читается взахлёб, не оторваться.И ясно вырисовывается, что в стенах этого речного училища из несмышлёных мальчишек готовили будущих командиров флота, способных постоянно осваивать и внедрять что-то новое.Здорово ! Очень хочется чтобы этот очерк прочитало побольше людей.

Людмила Соболева   29.04.2018 20:37     Заявить о нарушении
Люда!
Рассказ этот будет в юбилейной книге о речном училище. Книга посвящена 145-летию ГРУ - НРУ и со дня на день должна быть издана, как информировала меня Людмила Михайловна Лопатина, начальник музея училища. Издание её опоздало к юбилею - денежные проблемы.

Фёдор Золотарёв   29.04.2018 21:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Под крылом ангела» (Стас Литвинов)

Да, остросюжетный получился рассказ. Та его часть, где обнаружена пропажа балетки, и до благополучного исхода была проглочена мной на одном дыхании.Ваш ангел-хранитель спас Вас. А с балеткой, да с ужасными металлическими уголками, я с гордостью ходила в среднюю школу. Папа из рейса иногда привозил модненькие вещички, которых не было у нас в продаже. Потому дети водников и их жены одевались получше других, но тогда на это особо не обращали внимания. Кстати, на т/х "Лиски" в свое время капитаном работал Зимихин Борис Васильевич. А Вы с ним успели поработать? Очень жду ответа.

Людмила Соболева   09.05.2017 16:30     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше внимание к той давнишней нашей жизни. А капитаном на "Лисках" был именно Борис Васильевич Зимихин и жаль, что в рассказ я не вставил его имя. Посмотрю и переделаю. А третий помощник механика, что ездил со мною, именно Еоля Майоров. Может быть Вы его и знаете. А "Лиски" был первым судном, на котором решили опробовать новое движение на флоте - совмещение профессий.

Стас Литвинов   09.05.2017 17:47   Заявить о нарушении
Может вспомните капитана Живодёрова Юрия Алексеевича? Плавал я с ним на "Балашове". Да и сейчас я многих вспоминаю. Прислал мне Фёдор Золотарёв недавно книгу Г.Чульфа "Родной и незнакомый посёлок Жигулёвское море". Много фотографий относящихся к судоремзаводу в Шлюзовом. Правда, я так и не понял, где этот посёлок с таким названием.

Стас Литвинов   09.05.2017 19:28   Заявить о нарушении
Как здорово все вспоминается. Зимихины Борис Васильевич и Анна Алексеевна постарели, но живы, ему 87 лет. Зимой встречались с его дочерью Татьяной, мы - одноклассницы и вместе учились в институте, по поводу приезда из Москвы нашей третьей одноклассницы - Ларисы Вилковой (её папа Михаил Александрович Вилков - был капитаном т/х "Чимкент", м.б. Вы его помните).А в феврале у нас была встреча одноклассников В Шлюзовом, 50 лет выпуска, 1967 г. А Борис Васильевич заочно закончил в 1974 г. Ленинградское мореходное училище, после наработки нужного ценза в 1976 стал ходить капитаном в загранплавание на "Сормовском-27", так еще один речной капитан стал капитаном дальнего плавания.

Людмила Соболева   09.05.2017 19:53   Заявить о нарушении
Знал, конечно, Вилкова Михаила Александровича. На зимовках он обычно назначался "старшим капитаном". А в той книге, что уже упоминал, было фото Б.В. Зимихина, а я его не узнал. Жаль. Наверняка Вы встречали и других моих друзей, когда вспоминаю Свету Елькину в ту последнюю мою встречу с друзьями 31-го декабря 1963 года.

Стас Литвинов   09.05.2017 20:28   Заявить о нарушении
Капитан Живодеров был, конечно оч. хороший человек, а его красавица-жена тётя Алла! Когда в 1976 году награждалась группа речников (как раз папа получил Звезду и это как-то ему изменило настроение, т.к. мамы не стало в 1975г ), был награжден и капитан т/х"ОТ-2053" Живодеров Ю.А., он получил Почетный Диплом ВДНХ и был награжден ценным подарком - автомобилем "Москвич-412".(В денежном выражении этот подарок получился самым дорогим, но за него радовались,т.к. Юрия Алексеевича уважали; папе тоже его награда, конечно нравилась, но люди вроде-бы не завидовали, т.к. папа был, конечно оч. человечным и его жалели из-за мамы -вот такие отступления-рассуждения).

Людмила Соболева   09.05.2017 20:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за эти "отступления". С удовольствием читаю и окунаюсь в свою юность.

Стас Литвинов   09.05.2017 20:48   Заявить о нарушении
Когда из Самары приезжаешь на автобусе в Тольятти, то первая остановка наз.Жиг.Море, слева вверх расположился пос. Жиг.Море,направо ехать в Центральный район, прямо -ГЭС,налево - Шлюзовой.Галя Чульфа работала типа методистом в ср. школе именно в пос. Жиг.Море и ей пришлось привязаться к этому поселку в книге, хотя она из Шлюзового и поэтому много материала о судоремзаводе,где она ранее работала. Но в книге много различных недочетов и явных ошибок.Я помню её оценки в школе , и вот результат. А на Балашове в то время работал механик Чемодин Николой Васильевич?

Людмила Соболева   09.05.2017 20:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юности светлое время» (Стас Литвинов)

Перечитала о ГРУ. В первый раз проплакала над куском черного хлеба с сахаром. Какая обстановка была в училище: наряду со строгой дисциплиной такая забота о подростках, оторванных от дома.Это и дало свой результат - выпускники и практиканты ГРУ котировались высоко.А высокого класса преподавательско-воспитательный состав, офицерский состав, прошедший войну!Было чем гордиться курсантам.

Людмила Соболева   08.05.2017 13:47     Заявить о нарушении
Пишите, что по натуре Вы человек общительный, по поведению -4. Я тоже была в школе смелая, староста класса, защищала заклеванных двоечников, и после восьмого класса на подарочной книге в тексте "За отличную учебу..." зачеркнута фраза "за примерное поведение" ручкой директора школы Панасенко (по цвету чернил видно).Раньше я этого стеснялась, а теперь наоборот, а недавно прочитала, что Панасенко был на войне НКВДшником, не зря он мне не нравился, как впрочем, и я ему. А Ваш характер дал Вам закончить мореходку, что так поменяло Вашу жизнь, и до сих пор "море зовет", и Вы с такой благодарностью вспоминаете тех, кто из вас, мальчишек - курсантов сделал Людей ! С всенародным праздником Вас, Станислав Антонович, Днем Победы !!!

Людмила Соболева   08.05.2017 14:12   Заявить о нарушении
Стас Литвинов на фотографии пятый слева в первом ряду? Федя Золотарев - в центре правого переднего угла между преподавателями.

Людмила Соболева   08.05.2017 14:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за внимание к прочитанному, за доброе отношение к героям воспоминания. На фотографии Вы правильно узнали Ваших будущих земляков.

Стас Литвинов   08.05.2017 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Неуходящие заботы» (Стас Литвинов)

Вот и соединила в Вашем рассказе матушка-Волга южные и северные моря, и этот путь является фишкой судов "река-море" плавания.Но главное, в таком длинном маршруте нашлось место для маленького поселка в межшлюзовом бъефе с одноименным названием -Шлюзовой (после того как физически не стало поселка Старо-Шлюзовой,слово "Ново" потеряло свою актуальность),который Ф.В. Золотарев называет "Маленький Петербург" из-за схожести архитектуры старых домов. Рассказ просто чудесный! Повествование ведется от третьего лица.А приключение лоцмана: вот так-то проводить "4-х дэчные" суда !А какое оригинальное выражение: срубленные мачты и антенны, вместо берегового-опущенные, например.

Людмила Соболева   05.05.2017 15:59     Заявить о нарушении
Как интересно описаны докование судна и вырубленные из каменной глыбы элементы дока.В свое время на верфи в Турку на приемку судов в качестве регистра был направлен мой сотрудник - конструктор тех.отдела ТСРМЗ, Кириллов Анатолий Андреевич, человек ну очень принципиальный, что не нравилось судостроителям, они дали ему прозвище типа "седой строгий мужик".

Людмила Соболева   05.05.2017 16:15   Заявить о нарушении
Станислав Антонович, перечитываю и обратила внимание: песню Жигули поет Лидия Русланова, а не Нина (Нина Русланова есть такая артистка, поэтому и описка возникла)

Людмила Соболева   05.05.2017 16:24   Заявить о нарушении
Не могу наглядеться на фото судна. Вторая нижняя рубка из-за того, что судно и учебное, для обучения штурманов, видимо.

Людмила Соболева   05.05.2017 16:27   Заявить о нарушении
Нет, Людмила, ошибки в имени певицы нет. Певица русских народных песен до и послевоенного времени была Лидия Русланова, а актриса Нина Русланова - это совсем другое дело. "Иван Кулибин" - очень интересное судно. Нижняя ходовая рубка повторяла по своим функциям главную и по размерам была даже больше, поскольку включала в себя специальный зал на шесть прокладочных штурманских столов, где проводились занятия. Кроме того имелась учебная аудитория на 25 человек и для механиков - отдельное учебное помещение, где был установлен двигатель на 150 л.с., который запускался в работу или мог быть разобран в учебных целях. Имелось 5 жилых палуб. Команда 85 человек. Из них: 55 курсантов, 4 преподавателя (один из них назначался старшим. Команда - 26 человек, включая 2 повара, 2 буфетчицы, врач (постоянно), учебный помощник - на время практики и помощник по хоз. части (постоянно). Для курсантов имелась отдельная столовая. Отходил я на нём 5 лет.

Стас Литвинов   05.05.2017 16:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Морские казусы» (Стас Литвинов)

Да, теперь понятно, как пересекались с нашим ВМФ, и главное - как интересно написано! И как это помогало плавсоставу Беломоро-Онежского пароходства обучаться морской культуре. А сейчас БОП - судоходкая компания со всеми вытекающими.А Вы, Станислав Антонович, и на Сормовском поработали!

Людмила Соболева   05.05.2017 10:02     Заявить о нарушении
Людмила! Сегодня БОПа больше нет. Исчез, как и многое в нашей нынешней жизни. Плавсостав-моряки ушли под флаги других государств. Даже само здание Управления пароходства выставлено на продажу. Будет интересно, гляньте:
http://www.proza.ru/2014/05/29/1809

Стас Литвинов   05.05.2017 13:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Белое море - Александрия» (Стас Литвинов)

Здорово прочитать рассказ, появившийся именно сегодня! Вот это я уследила! И главное опять интереснейшее морское путешествие, изложенное супер профессионалом -капитаном дальнего плавания с огромным стажем.Какой длинный рейс - 30 дней непрерывного плавания,хотя нет , а рыбалка!Наших бы рыбаков туда.Здорово читается, что начало рейса для Вас, Станислав Антонович, это - уютная атмосфера.Вы-командир, в этом был смысл жизни.А при сильном волнении судно зарывается в волну, а потом нахлынувшая вода потоком сливается в океан, действительно "отважны люди".
Мыс Святой нос, самовольный заход в базу атомных лодок, чьих - не поняла.

Людмила Соболева   04.05.2017 21:05     Заявить о нарушении
Людмила! Мне очень приятно, что Вам интересно читать мои воспоминания. Спасибо.
А относительно Святого Носа, посмотрите: http://www.proza.ru/2014/05/14/904

Стас Литвинов   04.05.2017 21:57   Заявить о нарушении
Перечитываю снова, как всё интересно... Впервые узнала о разгрузке судна на рейде. Интересно в паспорт моряка ставится штамп при каждом пересечении границы, так его надолго не хватит. На Шлюзовом , в хорошей компании любили петь песни с речной и морской тематикой, мамины любимые - Черное море мое, Прощайте скалистые горы. Последняя песня берет за душу в исполнении ансамбля им.Александрова, вот тоже у них судьба...

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...

Как эти строки пересекаются с тем, о чем Вы пишите !

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна:
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.

Это точно о Вас.

Людмила Соболева   05.05.2017 10:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за проявляемый интерес и добрые слова.

Стас Литвинов   05.05.2017 13:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Римма, дочь капитана» (Фёдор Золотарёв)

Как чудесно все изложено. Конечно, главная сюжетная линия это Римма, дочь капитана, но как мастерски в неё вплетаются и прочие. А оригинальное выражение:"Я учился на всю пятибалльную", раньше я такого не встречала.А как не навязчиво, но в каждом соответствующем повествовании говорится о сильном преподавательском составе в речном училище. Преподавательница, видимо русского языка и литературы, мало того, что учила правильной речи (вот с чьей подачи Вы так излагаете!),ставила спектакли, но ещё водила курсантов по театрам! А как Вы парируете: "Из нас офицерОв готовили". Во времена вашей учебы ГРУ было военизированное: морская плавательная практика в Балтийске, морская форма, погоны и т.д. Может быть поэтому Белоглазов зачастую обращается к водникам: "моряки" ? Есть фото, где мой молодой папа в форме с погонами - красиво, а рядом мама и я на руках. Потом, конечно, в стране эта военизированность стала отменяться.Мы мирные люди,но наш бронепоезд ...

Людмила Соболева   04.05.2017 16:16     Заявить о нарушении
Людмила!
Спасибо, что читаете мою писанину, да ещё и нахваливаете.
Звания и погоны в училище отменили в 1956 г. До этого к преподавателям обращались "товарищ майор... старший лейтенант и т.п". Теперь ко всем, не зависимо от заслуг, просто: "Товарищ преподаватель!".
С радостью это приняли женщины. Преподаватель литературы, Павельева Анна Семёновна, говорила: "Ну, какой я "товарищ майор", я - женщина". Действительно, она была уже немолодой, сутулой и майорские погоны сидели на ней как-то случайно. Высококультурная, выпускница смольного института благородных девиц (много позже это я узнал), не многословная, говорила тихо, по делу, без шуток, строгая. Когда готовила спектакль, каждому выписывала реплики на листок, с каждым оттачивала произношение их. Наверное, и поэтому к четвёртому курсу все одинаково говорили правильным русским языком.
Анфиса Максимовна Мамонова преподавала историю, закончила МГУ им. Ломоносова, была классным руководителем, тоже "товарищ майор". От неё исходила материнская забота о нас, учила нас общению с девушками, как начать беседу, о чём говорить первые минуты. Она была на встрече выпускников в 1977 г., я с товарищем подошёл к ней, ей трудно было говорить, лицо мокрое от слёз, всё повторяла: "Он был такой, как вы..." Сын её, наш ровесник, студент ГИИВТа на плавательской практике утонул.
"Англичанка", Татьяна Петровна Балычева (товарищ старший лейтенант!), входила в аудиторию резвым шагом, стройная, юбочка, коленки... Там же подошли к ней. Располнела, сказала, что преподаёт в Горьковском университете им. Лобачевского, и ещё, что скоро - на пенсию.
Разные педагоги учили нас, видно, что-то осталось.

Фёдор Золотарёв   05.05.2017 19:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «На смене эпох» (Стас Литвинов)

Да, Станислав Антонович,вот и перешли мы от реки к морю -читается захватывающе, не оторваться, интересна буквально каждая фраза, да про северные моря, хотя основная идея рассказа - о смене эпох. В подтверждение Вашей мысли о том, кто считался хозяином, вспоминаю, как мама толковала мне, молодому специалисту после Тольяттинского политехнического, что рабочий класс -"гегемон" , хотя это мне и помогло в начале работы не задирать нос при общении с ними.
Вы пишите, что порт - граница и я вспомнила сразу, как мы с мамой прилетели к папе на Никополь в Ленинград, а нас на проходной не пропустили, т.к. судно стояло в Морском порту, потом нас, кажется, вписали в"судовую роль" и мы прошли, грузились, по моему, тростниковым сахаром в мешках.

Людмила Соболева   27.04.2017 16:51     Заявить о нарушении
Начинается рассказ в "начале декабря" ; когда пришли в Питер, хорошо что не было льда,т.к. будет " лед к концу декабря" , а в середине есть фраза "добавляет темноты январской ночи". Это описка или все-таки сравниваете с январем именно ?

Людмила Соболева   27.04.2017 17:04   Заявить о нарушении
Людмила , спасибо за интерес. Проверю "январскую" описку. Кстати, любой торговый порт, в который могут заходить иностранные суда это граница государства. Будете читать о море - увидите разницу между речным и морским плаванием. А смена социального устройства нашей державы в те лихие 90-е годы
трудно воспринималось нами, которые жили обособленно вдали от России в своём мирке. Если доберётесь до "Прощание с былым", то узнаете, что уже того государства не было, а мы продолжали ходить под красным флагом.

Стас Литвинов   27.04.2017 17:30   Заявить о нарушении
А сухогруз "Волга" он небольшой? Какая примерно грузоподъемность и длина судна, а м. б. есть номер проекта?

Людмила Соболева   27.04.2017 17:43   Заявить о нарушении
Сухогруз типа "Волга": класс Морского Регистра СССР I-й ограниченный, полное водоизмещение - 8500 тонн, дедвейт - 5850 тонн (дедвейт или переменные нагрузки
состоит из: груз, бункер, питьевая вода, техническое снабжение), осадка 4,8 метра, высота волны 7 метров, длина 140 метров, ширина 16,8 метра, главные двигатели 2 х 1620 л.с. (3240 л.с.).

Стас Литвинов   27.04.2017 18:59   Заявить о нарушении
Понятно, это как раз БОЛЬШОЕ сухогрузное судно,класс море-река, пр.19610 наверное.Смотрела фото- красавец. А нос - "крутой" в прямом и переносном смысле. А он Амурской постройки? Сейчас похоже строят типа того в "Красном Сормово".А трюмов на нем 3 или 4 ?

Людмила Соболева   27.04.2017 22:06   Заявить о нарушении
Судно постройки завода "Красное Сормово". Год постройки - 1988, ноябрь. На его приёмке мне исполнилось 50 лет и завод месте с поздравлением и по случаю дня рождения согласился на определённые дополнительные переделки по моей просьбе. Кстати, если Вы жили в то время в Ново-Шлюзовом, то в ночь с 9-го на 10-е ноября мы проходили Тольяттинские шлюзы, перегоняя свой новострой в южный бассейн. Да, по классификации Морского Регистра суда этого типа были исключены из категории судов "река-море" и получили право выхода в океан. В результате основные районы плавания составляли переходы вокруг Европы и Скандинавии.

Стас Литвинов   27.04.2017 23:14   Заявить о нарушении
Ясно, т.о. судно стали использовать там, где приходилось касаться Атлантического океана?
Да, проплывал этот красавец-теплоход мимо меня, в Шлюзовмом я прожила всю сознательную жизнь, с 1957г по 2006г, потом еще до 2015г. ездила туда из Автозаводского района на завод, на работу.Скоро два года, как не работаю, но скучаю, а больше всего, видимо, по Шлюзовому. Перечитываю рассказ и там упоминается тальман - человек, который ведет счет груза, как составляется документ о целостности пломб. На Тольяттинском судоремзаводе есть участок восстановления деталей (использовалось при судоремонте), после перестройки(т.е. когда стало практически нечего ремонтировать) там стал участок чисто гальваники, где мы цинковали детали для ВАЗа. Я работала начальником отдела маркетинга и приемка и отгрузка деталей по Инструкциям П6 и П7 была такая каторга - надо было очень постараться, чтобы не образовывались недостачи.Зато теперь недостачь нет, все остановилось, на ВАЗе с каждым годом объемы уменьшаются, моногород Тольятти останавливается...

Людмила Соболева   28.04.2017 15:32   Заявить о нарушении
Да, Людмила, шесть лет мы с Вами, в то время подростком, жили в том посёлке. Столько зимовало судов, работы - море. Помню, мы однажды зимой пробовали заливать каток. И первую комсомольскую свадьбу для Феди Золотарёва и Вали Сорокиной (она работала токарем в цехе и мы её звали "Сорокой") организовали зимой 1960 года (как вспоминаю). Проводили её в том высоком здании около почтового отделения, где располагался интернат для детей. Что-то в этом роде. И директор завода Цариковский вручил молодожёнам ключи от комнаты в доме, выходящем окнами на канал. Было такое доброе время. А теперь столько друзей легло в могилы на кладбище в Фёдоровке. И Федина Валентина тоже там.
Грустно. Но вот осталось в памяти. Спасибо за интерес к моим "шедеврам".

Стас Литвинов   28.04.2017 16:36   Заявить о нарушении
Пишу, чтобы закончить эту печальную тему.Мои родители тоже на этом кладбище. Мама, такой была интересный человек, но к великому сожалению, её не стало в 50 лет.Папы не стало в 1987 году, они с 1925 г.р. Тешу себя тем, что ему не довелось увидеть то, что стало со страной. Его подвело сердце, но у водников, с ночами на ходовом мостике, мотор и страдает. Здоровья Вам, уважаемый Станислав Антонович. Буду перечитывать Ваши вещи и до следующей переписки.

Людмила Соболева   28.04.2017 20:09   Заявить о нарушении