Марина Тигра - написанные рецензии

Рецензия на «Перед рассветом. В канун Пасхи» (Вячеслав Александров 2)

Христос Воскресе, Вячеслав!

Марина Тигра   06.05.2024 14:32     Заявить о нарушении
Воистину, Воскресе! С Праздником, Марина!

Вячеслав Александров 2   06.05.2024 19:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Восток и Запад об истоках зла и его преодолении» (Сергей Горский Москва)

Здравствуйте, Сергей.
Вы провели очень объёмный анализ, охватив огромный пласт Духовных культур человечества. Я хотела бы для вас сделать некоторые дополнения, которые господин Торчинов мог быть просто не осведомлён в тонкостях Буддизма.

"В буддизме нет Бога в его христианском понимании..." -- это, как правило, очень скользкое утверждение, потому, что люди часто не понимают и Христианского Бога.В буддизме есть множество богов главных и второстепенных, но все они могущественее человека. Будда говорил, что его учение подходит и богам и людям,но боги способны удержать его в непрерывном потоке, а люди в связи с внешними обстоятельствами могут временно утерять его. В случае утраты учения людьми, боги возвращают его на землю достойным в похдодящее для практики время. Тот Бог, который почитают в Христианстве по всем признакам тот же что и в буддизме называют Брахмой, принимающим облеки и Вишну, и Шивы, и считающим себя "прородителем" других богов и людей. При этом, Люди -- это те-же боги, но испорченные удовольствием.Эту порчу можно считать цеплянием и растратой на это цепляние прошлых заслуг(Кармы), обеспечивающих им божественную жизнь. Это можно сравнить со старостью, при которой человек берёт палку, чтобы легче было передвигаться. Человеческое тело -- это такие костыли для богов, которые теряют свою божественную силу и цепляются за материю, ради продления своих удовольствий. Ради этого были созданы соответствующие биологические тела. Тела создавались промежуточными существами Асурами, которые уже потеряли светоносные тела богов, и искали себе прибежище в телесных стрктурах. Сатана -- типичный Асур. Он-же стареющий Бог, поэтому его можно называть Богом-отцом, в соём непадшем облике, а в падшем -- Сатаной, цепляющимся за созданный телесный мир. Своей человеческой формой мы все обязаны Сатане -- Асуру или чувству ЦЕПЛЯНИЯ.
Асуры -- это направляемая сила стихий.В связи с выбранным человеком(телесно) они стремяться к власти над всем миром, но в этом стремлении только растрачивают свою силу.
Кто такие Божества в буддизме? Это чувства! Помрачённые чувства -- это: Асуры, люди, животные, голодные Духи и Адожители. А Брахмавихары: благие бесконечные изначальные чувства: доброжелательность, сострадание, радость от общения с добродетельными друзьями, и безмятежность -- Божества!
Сатана(христианское)((как чувство цепляния за жизнь, удовольствия, желания)) становится падшим, потому, как падение с этими чувствами не прекращается, а продолжается в более слабые умом состояния: животных, растений, минералов.
Христианские доктрины очень символичны, можно сказать запредельно символичны, поэтому они удобны для политического влияния.Их трактуют так как удобно, что бы не терять власть, а увеличивать её. Её самый главный символ: Бог должен умереть в человеческом мире, то есть на уровне человеческого падения, чтобы предотвратить более низкое падение и воскреснуть, отбросив цепляние за любое существование, в Небесном мире преображённых Богов, свободных от неведения. Символ НЕБЕСНЫЙ -- означает свободный от стихий воды и земли. Ум и Небо -- часто слова синонимы. Вот и становится "агнец закланный" -- цепляние за жизнь человеческую, воротами в Царство Небесное(христианское), то есть в Чистые Земли(будды Амитабхи) -- царство ума над чувственными удовольствиями и над самостью. НО, Асуры, стремящиеся к абсолютной власти трактуют это, как власть ума над любыми чувствами в угоду своим желаниям. Так возникают ложные учения и религии возвышающие человека над Природой Ума.
Возможно, что всё что я написала выглядит очень фантастично, но оно связывает разрозненные звенья Духовных символов многих течений.
13 Тевиджа Сутта палийского канона Дикха Никайа свидетельствует на ряду со многими другими суттами о Брахме и Брахмавихаре.

Спасибо за интересную тему и её историческое освещение.

Марина Тигра   28.04.2024 18:05     Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутый комментарий, Марина!

"В буддизме нет Бога в его христианском понимании..." — это, действительно, так. Буддизм является атеистической или даже антитеистической религией. По выражению Е.А. Торчинова, Бог в буддийском мироздании является "архитектурным излишеством", так как его функции выполняют абсолютно объективные и даже вполне рациональные законы сансары и кармы. Просто они недоступны пока знанию современной науки.

"Но буддизм не является теистическим учением, в нём нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии" (Е.А Торчинов «Введение в буддологию», Лекция 2)

Однако в буддийской Дхарме есть высшие существа, дэва, которые обладают поистине божественными возможностями, но тем не менее также подвержены законам сансары и кармы. Есть ещё представления о Трайлокье — Троемирии, состоящим из мира желаний, где мы пребываем, мира форм и мира не форм.

Бога в его христианском понимании нет и в адвайта-веданте. Брахман — это не Высшее Существо монотеизма, а некое безличное начало.

На мой взгляд, все разнообразные религии роднит 2 фактора: во-первых, онтология — существование некой Высшей реальности, лежащей в основе мира, которая называется и трактуется человеческим сознанием по-разному: Бог, Брахман, Пуруша, Ятха-Бхутам (Реальности «как она есть», Таковость), Дао;

Во-вторых, гносеология: «корнем религиозной веры и религиозной жизни является именно трансперсональный опыт. <…> Именно названный корень — сокровенная сущность религии, тогда как всё остальное — либо проявления (феномены и эпифеномены) этой сути, либо формы самоотчуждения религии, ее инобытия, если использовать гегелевскую терминологию (что прежде всего относится к аспектам религии как социального института)» (Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного», Введение).

Вот здесь я рассмотрел этот непростой вопрос поподробнее: http://proza.ru/2022/07/03/250

С уважением,



Сергей Горский Москва   28.04.2024 23:59   Заявить о нарушении
Сергей, Брахман -- это Единое,невыразимое и непостижимое божество в учении Будды. Я думаю, что Торчинов неверно понял некоторые аспекты буддизма. Будда говорил что не возможно понять его учение, без признания Благой веры, которая включает в себя веру в саморождённых божеств. В буддизме используются и молитвы обращённые к Божествам. Бог -- это высший Ум. Я не знаю, имел-ли Трчинов реализации в буддийских практиках, но без веры в божеств, это не возможно.

Марина Тигра   29.04.2024 19:12   Заявить о нарушении
В буддизме нет Бога-Творца. Всю творческую божественную работу во Вселенной выполняют законы сансары и кармы. Для достижения состояния Пробуждения из сонного царства сознания и последующего Освобождения от оков сансары бывшему принцу Сиддхартхе из рода Шакьев, ставшему странствующим аскетом, необходимо было пройти до конца благородный срединный восьмеричный путь спасения, в котором нет никакого упоминания ни о Боге, ни о вере в Бога. Ему нужен был не Бог, а трансформация двойственного сознания (виджняна), ввергающего человека в психическое королевство кривых зеркал, в чистое недвойственное Знание-Видение (Джняна-Видья), дарующее возможность узреть истинную реальность мира — Таковость. Познание истинной реальности своими собственными усилиями и есть путь к спасению.

С уважением,

Сергей Горский Москва   30.04.2024 05:56   Заявить о нарушении
А, как же вы объясните тот факт, что Будда обучал не только людей но и Богов и Демонов и Духов?

Марина Тигра   02.05.2024 13:21   Заявить о нарушении
1. Брахмаджала Сутта (изложение основных идей)
Введение

Сутта начинается с упоминания о споре между странствующим аскетом и его учеником. Аскет всячески порицает Будду, Дхамму и Сангху, в то время как его юный последователь всячески восхваляет Три Драгоценности. Ученики Будды обсуждают этот спор в Сангхе. Будда, узнав о предмете их обсуждения, наставляет так: необходимо без гнева и ненависти говорить о достоинствах Трёх Драгоценностей, поскольку неприязнь к критике и критикующим может лишь повредить самим защитникам Будды, Дхаммы и Сангхи.

Утверждение о ничтожности похвал, рождённых мирским сознанием
Далее, Будда утверждает, что даже похвала, исходящая от людей с мирским мышлением, – ничтожна. Она ничтожна потому, что будет описывать лишь достоинства внешнего поведения Будды, но не его мудрость, охватывающую тонкие и глубокие вещи, трудные для понимания.
Будда детально описывает предписания монашеского поведения, соблюдаемые им, и подчёркивает, что чистота и сдержанность поступков Будды – это единственное, что доступно пониманию мирского человека. Что же Будда считает поистине удивительным в собстенной мудрости? То, что Его мудрость выходит за пределы чувственных восприятий.
В Брахмаджала сутте мудрость Будды представлена пониманием того, каким образом возникают все суждения о прошлом и будущем, а также – каковы следствия этих суждений. Вначале Будда перечисляет и разъясняет все виды этих суждений, и лишь в конце сутты – объясняет их в согласии с собственной мудростью.

Суждения о прошлом

Суждение: мир и «я» вечны.

Будда говорит о том, что с помощью серьёзности, сосредоточения и других качеств подвижничества почтенные отшельники и брахманы вспоминают о своих прошлых воплощениях в том или ином месте, в то или иное время, под тем или иным именем. И тогда они приходят к заключению о вечности мира, одинокого, стоящего, как столб, и вечности «Я», воплощающегося вновь и вновь. Либо же подвижники приходят к этому выводу путём рассуждений и умозаключений.

Суждение: мир и «я» частично вечны, а частично не-вечны

Будда обсуждает веру в частичную вечность мира и «я» и их частичную не-вечность. В этой группе рассмотрены три сверхъестественных случая вспоминания о прошлом, относящихся к миру Брахмы и мирам богов, а также приход к этой вере путём рассуждений и умозаключений.

Воспоминание о прошлом рождении в мире Брахмы таково: есть периоды, когда весь мир сворачивается и тогда есть существа, которые пребывают в сиянии. Они состоят из разума, питаются радостью, излучая сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе. Всё это продолжается очень долго.
Затем появляется пустой дворец Брахмы и те существа, чей срок пришёл, рождаются в нём. Родившись в этом дворце (который является, по сути, первоначальной моделью чувства «я») существо, хотя и блаженное, начинает тревожиться, испытывать одиночество и думать – «о, если бы другие существа тоже пребывали в здешнем состоянии».
Затем во дворце Брахмы рождаются другие существа, и они воспринимают прежде рождённое существо, как Брахму, ведь оно было раньше их. Кроме того, существа, рождённые раньше, более долговечны, более красивы и сильны. Поэтому они дольше сохраняют своё положение во дворце, в то время как существа, рождённые позже, вынуждены воплотиться в земном мире. Воплотившись в земном мире, эти существа иногда становятся почтенными отшельниками и вспоминают своё прошлое состояние и события во дворце Брахмы. Так они приходят к заключению о частичной вечности (относящейся к великолепию мира Брахмы) и частичной не-вечности (относящейся к страданиям земного мира).

Воспоминание о прошлом рождении в сонме богов «Испорченных Удовольствием» таково: есть боги, привязанные к наслаждениям, предающиеся им сверх меры. Из-за этой привязанности слабеет их способность к самопознанию, и они вынуждены оставить небесный мир и воплотиться в земном. Затем, некоторые из них благодаря серьёзности, сосредоточению и отречению прозревают своё прошлое рождение в мире богов. Из-за этого воспоминания они приходят к заключению о частичной вечности (мира богов) и частичной не-вечности (земного мира).

Воспоминание о прошлом рождении в сонме богов «Испорченных Разумом» таково: есть боги, склонные к тому, чтобы осуждать друг друга (спорить друг с другом). Они запутываются в своих суждениях и слабеют телом и мыслями. Тогда они оставляют свой сонм и рождаются в земном мире. Далее, те из них, кто встал на путь сосредоточения, могут вспомнить своё прошлое рождение и приходят к убеждённости о вечности небесного состояния и не-вечности земного состояния.

Две следующие группы суждений о мире и «я», не имеют ясной связи с воспоминаниями о прошлом (можно предположить, что в сутте имеет место слияние различных наставлений, связанных общей темой «суждения о мире и «я» «).

Суждение: мир и «я» конечны или бесконечены

Такие взгляды строятся на том, что путём сосредоточения, усердия, подвижничества почтенные отшельники и брахманы обретают вИдение и убеждённость в конечности или бесконечности мира и «я». Одни и те же методы исследования приводят зачастую к совершенно противоположным заключениям, поскольку исследователи получают убеждённость в том или ином наблюдении, но не в чём-то, выходящем за его пределы.

Суждение: отсутствие определённости

Таковы взгляды тех, кто боится выразить определённое суждение и ведёт себя скользко, как рыба. Они боятся стать жертвами собственной вовлечённости в суждения, или впасть в ненависть от суждений, или же быть приведенными в замешательство подробными расспросами о своих суждениях.

Суждение: мир и «я» возникают беспричинно (здесь происходит возвращение к теме воспоминания прошлых времён)

В последней группе, описанной в этой части сутты, описан ещё один вид воззрения на природу мира и «я», основанных на мыслях о прошлом. Это представление о мире и «я», как о возникших без причины. Здесь рассматривается случай, когда созерцатель вспоминает возникновение своего сознания, но не вспоминает чего-либо предшествующего этому. Или же созерцатель приходит к убеждённости о беспричинном возникновения мира и сознания путём умозаключений.

Суждения о будущем

В этой части сутты Будда повествует о различных взглядах на послесмертное состояние. Эти взгляды детализированы более всех остальных, упомянутых в сутте, но сводятся к следующим верам: «я» наделено сознанием после смерти; нет сознания после смерти; после смерти нет ни сознания, ни отсутствия сознания; живое существо разрушается после смерти; живое существо не полностью разрушается после смерти. Все эти веры и представления опираются на убеждённость и зависимость от чувственных восприятий. Так или иначе, они описывают «я», «сознание», «существование», подразумевая лишь чувственные восприятия, грубые, тонкие или тончайшие.

Отдельную группу представляют суждения о возможном высшем освобождении в зримом (т.е. земном) мире: они лишь условно относятся к суждениям о будущем. Эта группа представлена как полемика различных людей между собой. Каждое последущее суждение представлено как некий человек, полемизирующий с предыдущим, излагающий свою концепцию после «но»:

Первый собеседник: «так же, как «я» наслаждается через чувства в зримом мире, так же через чувства оно и достигает освобождения». Второй собеседник, обращаясь к первому: «но такое состояние будет грубым, поскольку чувства подвержены страданию. Поэтому освобождение достигается отвержением деятельности чувств, и пребыванием в устремлённой деятельности рассудка». Третий собеседник, обращаясь ко второму: «но устремлённая деятельность рассудка и глубокого размышления груба (связана с напряжением), поэтому и она должна быть отброшена для наслаждения собранностью в сердце». Четвёртый, обращаясь к третьему: «но наслаждение собранностью в сердце грубо (поскольку оно опирается на радость и веселье в сердце, т.е. зависит от них), поэтому оно должно быть отвергнуто ради самоосознания, пребывания в счастье». Пятый, обращаясь к четвёртому: «но эта осознанность зависит от счастья, поэтому она груба. Более тонкое осознание достигается тогда, когда отвергнуто как счастье, так и связанное с его изменчивостью несчастье. Таково высшее освобождение «я» в зримом мире».

Будда, подводя итог данной цепочке суждений, как и всех предыдущих, говорит о том, что Татхагата знает основу этих суждений, их следствия, а также то, что выходит за их пределы.

Основы суждений о мире и «я», и их следствия

Объясняя основы перечисленных суждений о мире и «я», Будда объясняет, что все они основаны на зависимости от чувственных восприятий (разной утончённости). Их общим следствием Будда называет охваченность жаждой, беспокойство.

Будда объясняет, что вспоминая или исследуя одно состояние сознания, созерцатели не вспоминают иное (т.е. фиксируются на определённом опыте).

Подводя итог, Будда говорит о том, что создатели всех описанных теорий пытаются вырваться из сети (самсары), выскакивают из неё, но остаются здесь, и запутываются вновь. Это утверждение обосновано тем, что, следуя перечисленным суждениям, предполагая найти в них опору, созерцатель вновь конструирует представления о мире и «я», основанные на создаваемых им суждениях.

Противопоставляя состояние Татхагаты состоянию проповедников, объясняющих природу мира и «я», как существующую, не-существующую или неопределённую, Будда говорит, что после смерти тела Татхагату не увидят ни боги, ни люди. Это означает, что в состоянии Татхагаты не остаётся зависимости ни от мира (управляемого богами), ни от воплощённого тела (управляемого «я»).

Марина Тигра   02.05.2024 13:35   Заявить о нарушении
"В буддизме нет Бога-Творца. Всю творческую божественную работу во Вселенной выполняют законы сансары и кармы."

Эти законы и есть Бог- Творец, и Будда этого не отрицал. Он только раскрыл суть Бога Творца. Ведь, Бог -- это СИЛА, не подвласная человеческому, то есть, ослабленному пороками, уму. А карма -- сила, которой трудно проитивостоять даже богам.

Марина Тигра   02.05.2024 14:00   Заявить о нарушении
Доброе утро, Марина!

Буддийские боги — дэва — такие же кармические существа, как и люди. Они несравненно могущественней людей, но также подвержены путам сансары. Цель Будды и особенно Бодхисаттвы — Спасение всех живых существ от оков сансары. У него и девиз такой: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!» Поэтому он не гнушается обучать никого.

Ещё раз вынужден повторить, что в буддизме нет Бога-Творца. В монотеистических религиях Бог — некое Высшее Существо, которое творит мир просто в силу своего желания. Захотел — сотворил, не захотел — не сотворил. А сотворив, он правит всем и вся, согласно своей воле: делает евреев богоизбранным народом, выводит их из «тьмы египетской», творит чудеса и т.д. Такой божественный «волюнтаризм» монотеизма, который, с точки зрения буддистов, — сплошная сансара.

Ничего подобного в буддизме нет. Даже Брахман в адвайта-веданте — не личное начало монотеистических религий, а безличное.

В буддизме нет ни Бога, ни Брахмана. Буддисты всегда резко критиковали понятие Бога, творящего мир и управляющего судьбами людскими, согласно своему желанию. На это есть вполне объективные законы сансары и кармы, которые не терпят никакого «волюнтаризма». Сравнить объективные нерушимые законы сансары и кармы с личной волей Бога-Творца — это всё равно что сравнивать правовое государство, где правят закон и право, с самодержавием, где монарх правит по принципу «что хочу, то и ворочу».

При изучении буддизма необходимо решительно отказаться от привычной западному человеку Богоцентрической позиции.

«“Сознание Будды” — это не “Бог”, — постоянно объясняют буддисты, а западные люди лишь моргают в ответ, не в состоянии понять религию без “Бога”. Но Брахман в индуизме также не имеет ни личности, ни локальности, ни характера (или рода) западных “богов” и, подобно “Сознанию Будды”, является неким нелокальным подразумеваемым порядком, информацией без локальности, если это вообще что-то значит» (Роберт Антон Уилсон «Квантовая психология»).

Всё дело не в Боге, а в Высшей несемиотической реальности, которая познаётся в процессе иррационального трансперсонального Пробуждения.

С пробуждением и уважением,

Сергей Горский Москва   03.05.2024 05:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Попробую объяснить вашими терминами.

Дело в том, что тот Бог-Творец, которого почитают в монотоистических религиях, на самом деле и есть Дэв сансарического мира, превратившийся в Асура(бесформенного полубога), потому что в буддизме именно асуры творят низшие миры сансары( Сатана -- князь мира сего в христианстве). И творят они их по своему желанию, вызванному НЕВЕДЕНИЕМ(см. Ниданы) для того чтобы продлить чувственное удовольствие, имеющееся в мире богов(дэвов). Мир Дэвов подвержен "старению" и "умиранию" но более высокого уровня сознания. Те Дэвы, которые не цепляются за свою "молодую" мощь, посто засыпают(умирают) и снова возрождаются в мире богов, но большая часть борится с "засыпанием" ( примерно так, как мы боримся за свою жизнь). Поэтому, Творение мира людей и ... -- это болезнь Богов, основанная на ЦЕПЛЯНИИ.
От того что монотоистические религии возвели больного Дева в ранг Бога- Творца, и отделили его от своей природы. Природа иллюзии от этого не меняется. те откровения, которые получали Авраам, Моисей,Магамед, были не от "общего" бога, а от "личного". ковычки я поставила потому, что эти понятия относятся только к человеческому восприятию, но есть в "личном" -- ОБЩЕЕ -- То, что иденцифицирует ЧУВСТВА всех живых существ, но мы не можем отделиться от своих чувств, но можем только не цепляться за них, пытаясь продлить их действие.
Но, и в буддизме существует преображение сансарических богов в просветлённые( Будды и Тары), которые умерев в Сансаре и воскреснув в Нирване, попадают в Чистые Земли -- прообраз Царствия Небесного.
Господин Торчинов, как я выяснила, очень поверхностно изучал Буддизм, так как для более глубокого изучения у него не было просветлённого наставника, хотя его вклад в изучение и множественные переводы древних текстов восточных религий трудно недооценить. Но надо заметить, что это вклад учёного атеиста, а не йогина.
На сегодняшний день очень много различных поверхностных религиозных течений, созданных для огромных масс людей и имеющих политические примиси, но все они стоят на мистических платформах, котоые раскрыты для общего доступа лишь на 1\10. Поэтому их трактовка часто является столь абсурдной. Но что остаётся для всех полезной, то это основные нравственные посылы:"Твори добро, не совершай зла и очищай ум от пороков." Если эти посылы правильно донесены до населения планеты, то они дают хорошие всходы для того, что бы не скатиться в более жестокие миры сансары.

Марина Тигра   03.05.2024 12:07   Заявить о нарушении
По сути, когда Будда говорит, что Бога -- НЕТ! -- Он имеет в виду, что НЕТ НИЧЕГО!, ни людей, ни мира, ни животных, ни неба, ни земли, ни солнца,....

С глубоким уважением к вашим исследованиям.

Марина Тигра   03.05.2024 12:10   Заявить о нарушении
Ну, уж если "Господин Торчинов", доктор философских наук, востоковед, религиовед, блестяще знавший кучу языков — и восточных, и западных — "очень поверхностно изучал Буддизм", то что уж говорить о нас с вами, простыми прозаиками?!

Но по мне, так он номер один!!! Блестящий ум, умерший всего-навсего в 46 лет... Увы...

Сергей Горский Москва   03.05.2024 12:45   Заявить о нарушении
А я исхожу из своих воззрений на монотеизм христианства и атеизм буддизма из антидогматического принципа дополнительности: Верю в Иисуса, верю в Будду!

http://stihi.ru/2019/04/20/3416

Спасибо, Марина! И да пребудет с Вами Сила!

Сергей Горский Москва   03.05.2024 12:50   Заявить о нарушении
Я практикую буддийскую йогу около 15 лет.
Обязательно пройду по вашей ссылке. Большое спасибо.

С уважением.

Марина Тигра   03.05.2024 13:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шесть миров желаний» (Владимир Пяцкий)

Спасибо, Вова. Мой поклон тебе.

Марина Тигра   28.04.2024 11:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Колдовство сознания - из реальности в мир иллюзий» (Сергей Горский Москва)

На мой взгляд, ВЕЛИКОЛЕПНО ИЗЛОЖЕНО,Сергей!
Огромное спасибо за ваш труд.

С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 14:22     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Марина! Значит, не зря старался, ночь не спал!

С уважением,

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Этическая теория относительности Китая и Индии» (Сергей Горский Москва)

«зло есть то, что создает карму и привязывает живое существо к сансаре,»
Это хорошо сказано, но не точно переведено.
Определение должно звучать так:
Зло есть то, что создаёт Карму, привязывающую к сансаре»
Есть Карма, которую Будда характеризовал, как Благую, ведущую к освобождению от сансары. Это тоже Карма, которая начинает свою работу после порота колеса учения. Это ещё не полное угасание, но Путь к нему, к Нирване. И это можно назвать определением Добра:
Добро есть то, что создаёт Карму, ведущую к освобождению от Сансары.
С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 13:01     Заявить о нарушении
<Добро есть то, что создаёт Карму, ведущую к освобождению от Сансары.>

Полностью согласен! Большое спасибо за замечание!

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дихотомия сознания как психический меч-кладенец» (Сергей Горский Москва)

Здравствуйте, Сергей.
Большое спасибо за эту статью. Вам удалось найти интересные аналогии для передачи сложных вопросов, связанных с сознанием.
Интересно, что в цепи взаимозависимого существования(НИДАНАХ – учении переданном Буддой) сознание стоит между возникновением формирователей(остаточных впечатлений – самскар, определяющих Карму) и возникновением Именем и Формы, пока ещё в тонких формах, так как это предшествует самому ощущению Рождения. Рождение( в расширенном смысле, включающем состояние в утробе матери), как раз и можно считать той самой средой, в которой преломляется сознание( меч- кладунец, или кила, или действие, или Карма!!!). Как- же может обломок сознания изучать себя «полного»? А ведь то, что здесь допустимо считать полным, так-же им не является, а является лишь волной прохождения путь к сансаре.

Пойду почитаю продолжение…
С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!

Соглашусь с Вами. В утробе матери и происходит раздвоение психического Единого, Целого на "я" и "не-я". В этом и заключается корень всех бед. Как сказал Козьма Прутков, "Зри в корень"!

А вот с его постулатом "нельзя объять необъятное" я не согласен.

Козьма Прутков сей афоризм сказал зазря,
Ведь необъятное — лишь переливы мыло-пузыря.
А вот объять мир голограммы Духа можно,
Но только сделать это надо крайне осторожно.

Объемля Целое в его мельчайшей части,
Ты позабудешь про невзгоды и напасти.
И необъятным Целым части Духа будешь,
И, Пробудившись, Знанье-Виденье добудешь!

И вступишь в мир Любви, Единства, Братства,
И обретёшь необозримые духовные богатства.
Познаешь: Мы в своих объятьях мир спасём!
И молвишь: Всё во мне, и я во всём!

Будда способен объять необъятное!

С искренним уважением,

Сергей Горский Москва   26.04.2024 12:12   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Сергей. Я тоже верю в полное пробуждение. Если это смогли многочисленные Будды, то и мы сможем, если не будем цепляться за звенья Нидан.

Мой поклон вашей мудрости.

Марина Тигра   26.04.2024 14:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Знание — сила! Запредельная Мудрость — сила вдвойне!

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бесы Учения» (Владимир Пяцкий)

Спасибо за Даяние Учения, Вова.

Марина Тигра   24.04.2024 19:32     Заявить о нарушении
На благо, Марина

Владимир Пяцкий   25.04.2024 09:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дзен буддизм состояние сатори» (Лариса Болотова)

-- Какие чувства, мысли и состояния возникают у вас, при виде букета цветов, например полевых, садовых?

Какие бы чувства не испытывали разные люди от вида и запахов цветов, они всегда будут отличными друг от друга, так как все люди имеют различный набор памяти от которой и зависят эти чувства. Если искуственный интелеклт будет наделён какой-то памятью, то именно она и сработает при виде букета цветов. Если этой памяти не будет вложено, то и реакции, подобной человеческой -- не будет!

Дзен-буддизм -- одна из ветвей Китайской школы Чан перекочевавшей и обогатившейся в Японии. В Китай буддизм принёс Боддхидхарма пришедший из Персии. У Бодхиддхармы были проблемы с китайским языком, поэтому, для своей проповеди он выбырал символические методы передачи. История с цветком -- была очень показательной.
НО, Буда показал не букет цветов, а один цветок ЛОТОСА! Лотосы растут в болоте. Некоторые из них зацветаю прямо под водой, недоростая до поверхности, другие -- распускаются на поверхности воды, а есть такие, которые раскрывают свой бутон возвышаясь над поверхностью воды и издавая восхитительный аромат. Именно это необычное свойство цветка символизирует выход просветлённого ума за пределы мира в котором произошло его становление и очищение. Лотос имеет такое свойство своих лепестков, что к ним не прилепает грязь, из которой они вырастают. Этот приём передачи учения называется внезнаковой передачей от сердца к сердцу.
Почему эту безмолвную проповедь понял только один ученик Будды -- Сарипутра?
Потому, что только его уму на данный момент нехватало этой знаковой "мелочи", которая не сработала лдя остальных, пока ещё не подготовленных учеников.

Просветление -- действительно приходит внезапно, но обнаружить его и выделить из состояния помрачения очень сложно. Именно этим распознаванием и занимаются буддийские практики. У помрачённого ума всё смешано, и чувства скачут. От этого беспокойства просветление постоянно ускользает.Поэтому в Дзень-буддизме, как и в других школах буддизма большое внимание уделяется успокоению ума. Чем выше степень успокоенности, тем ярче внутренний свет ума.

Кому-то (их очень мало) достаточно показать цветок лотоса или другой знак, а кому-то(их большинство) требуется большая и кропотливая работа, ради отбрасывания впоследствии, этой работы.
Читайте Сутты Палийского Канона и найдёте много ответов Будды на сложные и простые вопросы.

С уважением.

Марина Тигра   23.04.2024 17:39     Заявить о нарушении
Большое спасибо за прочтение и очень познавательное дополнение.

Лариса Болотова   23.04.2024 21:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Преодоление гнева на Срединном Пути» (Владимир Пяцкий)

Спасибо,за высоко обоснованную Дхарму, Вова.

Марина Тигра   21.04.2024 09:48     Заявить о нарушении
на благо, Марина

Владимир Пяцкий   21.04.2024 12:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Антибуддизм» (Александр Машковский)

Ах, Александр...,вы задали интересные вопросы! А хотите, что бы я вам ответила на все? Думаю, что вы боитесь этих ответов, как разочарования в собственных установках себя -- человеком, как высшим существом над миром. Но, тогда зачем стремиться к познанию Бога, читая Тору?

Да, для того , чтобы стать Наблюдателем -- не стоило Рождаться!НО, когда мы так ставим вопрос, то подразумеваем, что наше рождение -- это великое Благо. Давайте рассмотрим, так-ли это на 100%?

Если бы вы жили в Божественном Эдеме, имели тонкое тело Света и всё, что обслуживало бы его приятное существование без всяких усилий, захотели бы вы Обрести плотное тело с примесями воды и земли, чтобы родиться у земной женщины и быть подверженным природным агрессиям, болезням, старению и смерти, только ради того, что бы в тяжком труде добывать себе исполнение желаний о блаженстве существования? Думаю, что нет, потому что у вас и так было бы всё, что нужно...Но, существование в эдемском саду не вечно и заканчивается вместе той накопленной ранее Благой энергией, которую вы тратите на божественное существование. Тогда, при приближении истощения энергетического запаса, у вас возникает очень знакомое всем нам желание -- продлить срок жизни в раю, и сил уже нет... И тогда, подобно хромому или обездвиженному инвалиду, Бог сосредотачивает последние силы, чтобы добыть себе костыли или инвалидную коляску, с помощью которой он сможет ещё какое-то время, понемногу, получать привычные удовольствия. И такой "инвалидной коляской" становится человеческое тело, которое становится КОЛЕСНИЦЕЙ для умирающего Бога, продлевающее ЕГО Агонию -- это и есть человеческая жизнь!

Цепляясь за эту Агонию, Бог медленно и мучительно( в болезнях и страданиях) умирает, продолжая воплощаться в более низко энергетических сферах: животных,голодных Духов -Претов и Адожителях. Эта Агония может продлиться миллионы лет, перевоплощаяясь с каждым разом в более худших условиях существования, вплоть до Адских, где жизнь уже не видится благом, а желание смерти -- не исполняются до истечения срока кармы.Затем всё обнуляется в Природе Ума, и может начаться заново.

Становясь Свидетелем, мы сокращаем эту Агонию медленного умирания Бога, и преображаемся в новое божество в облике Свидетеля. Это видно на примере Иисуса, который стал Свидетелем -- Христом! Царствие Божие -- Это власть Ума(то чем мы являемся) над Чувствами, тянущими нас к страданию.

Немысль -- это не медитация, а плод медитации. Медитация -- это однонаправленное размышление о благом преобразовании порочных качеств ума в благие.

Развитие Наблюдателя -- это возрождение обновлённого знанием Бога.

Мы попали в эту ЖИЗНЬ, не для того, чтобы рвать друг у друга блаженство, а ПОТОМУ, что наш выбор был продиктован НЕВЕДЕНИЕМ и ЦЕПЛЯНИЕМ за ГЛУПОСТЬ усиления чувственных удовольствий. Такой выбор мы делаем постоянно, когда выбираем между умеренностью потребления блаженства и её ненасытностью.

Марина Тигра   15.04.2024 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Марина. К счастью, в духовных мирах нет никакой философии, и закон сохранения энергии там другой. Тот, кто при жизни связал свою волю с Волей Всев-шнего, у того энергия никогда не кончается, ибо Милость Его и Любовь безмерна.
Каждый пребывает в Раю, или Аду реализации своей души. Тот кто не был эгоистом и любил, тот пребывает среди людей и всего, что он любил. Тот, кто был эгоистом и реализовывал свою зависть и ненависть, тот пребывает наедине со своей реализацией. Тот, кто, находясь в Аду, вдруг, вспомнит о Б-ге, или его за что-то хорошее кто-то вспомнит, может поднять голову и помолиться, попросить об избавлении – и получит его.
Тот, кто будет мучиться от
неисполненных обещаний, от незавершённых дел, от незаконченной реализации, от жалости к другим, от желания что-то исправить и кому-то помочь – рано, или поздно пойдёт на очередную реинкарнацию.
Человеческие представления " о благе всех живых " – это пустая философия. Только Всев-шний знает, в чём ты нуждаешься сейчас и что тебе дать.
По-настоящему, мудрый человек мудр через Мудрость Всев-шнего, и счастлив через счастье быть сопричастным Его Любви.
Если ты не стыдишься делать плохое ( идти против Его Воли ) перед лицом Всев-шнего – ты глуп и обязательно будешь несчастен.
Это практика, а не философия. Для того мы и рождаемся в этот мир, чтобы что-то делать, реализовываться в материальном мире ( в духовных мирах это невозможно ), а не становиться Наблюдателем. Бесконечно Наблюдать и ничего не делать – это Холодный Ад.
Энергия праведников, нисходя из Рая, служит основанием и помощью для наших хороших дел.
Успеха!

Александр Машковский   15.04.2024 15:08   Заявить о нарушении
Спасибо за ваш ответ, Александр. Вера -- это великое качество ума!

Марина Тигра   15.04.2024 17:00   Заявить о нарушении
Только я никогда и ни где не говорила, что надо только наблюдать и ничего не делать. Так что прошу мне это не приписывать!

Марина Тигра   15.04.2024 17:02   Заявить о нарушении
Вера в Единого Б-га не предполагает слепую веру в Него. Вера на иврите ( эмуна ), связана по смыслу со словом
" доверие " к тому, кого ты по опыту знаешь. Однокорневое слово: " эмуним "
– упражнения, тренировки.
Если ты не видишь проявления Всев-шнего в этом мире, не переживаешь Его присутствие внутри себя и вокруг, то в кого же ты тогда веришь? – в нелепость, в пустую абстракцию?!
Поэтому, в иудаизме приветствуются любые вопросы, связанные с существованием Б-га. Чем больше человек спрашивает, тем больше он думает, связывается с Б-гом. Только переживание присутствия Всев-шнего может устранить любые сомнения. Слепая вера – абсурдна и уводит от Б-га.
В иудаизме верующий человек – это человек, знакомый с проявлениями Всев-шнего. Верующий человек имеет опыт общения с Б-гом и, поэтому, доверяет Всев-шнему.
Что касается буддизма, то без опыта остановки мышления, переживания
" самадхи " буддизм не объяснишь. Только кажется, что буддизм – философия. Буддизм – это опыт. В том числе, – это опыт делания через ничегонеделание. Тут он очень пересекается с даосизмом. Всё происходит само собой – ты сливаешься с Дао, с миропорядком. Это через философию, или через лозунги, связанные с абстрактной верой, не объяснишь. Для того, чтобы это понять, надо пережить хотя бы минуту просветления.
Буддизм – это высшая стадия человеческого разума, непознавшего Любви Единого Б-га.
Но, если человек переживает Любовь к нему Б-га, то зачем ему тогда буддизм?
Конечно, супраментал – это достижение. Но, почему-то ни один просветлённый не может переплюнуть царя Давида по мудрости, счастью и реализованности.
Супраментал – это хорошо, он никому не помешал, а только помог, но, если можно слиться со Всев-шним, стать Его компаньоном, то зачем тогда буддизм как самоцель?
Осознанность – она прекрасна и необходима, но кто сказал, что она присуща только буддизму?
Если человек думает, что знает, как предоставить благо всем живым существам, то он сильно заблуждается.

Александр Машковский   15.04.2024 22:55   Заявить о нарушении