О статье Подрабинека и вокруг неёВладимир Иванович Долгих, задолго до того, как сделался секретарём ЦК, ушёл на фронт добровольцем, прибавив себе год в военкомате, попал в 6-ю гвардейскую стрелковую дивизию, когда она вела бои за Ефремов. Я там не был, но вряд ли происходившее там можно назвать "адом". Потому что в аду, говорят, нет снега, тридцатиградусных морозов и 18-й танковой дивизии Гудериана. Долгих стал ротным политруком. Сейчас, конечно, в некоторых кругах бытует представление, что политрук - это примерно то же, что "заградотряд". То бишь, всяко - кровопийца, маньяк и садист, постреливающий из своёго воронёного чекистского ТТ в затылок измождённым красноармейцам, сам при этом находясь в глубоком и безопасном тылу. Однако ж есть и другое мнение: ротный политрук - это просто заместитель комроты по воспитательной работе (конечно, с коммунистическим уклоном, коль скоро речь об СССР) и его положение мало чем отличалось от положения других младших командиров. И так же они дрались, и ничуть не больше имели защиты от вражеских пуль и осколков. Биография Владимира Долгих это вполне подтверждает: в 43-м он был ранен, тяжело, но, по счастью, не смертельно. Закончил горно-металлургический институт, прошёл всю карьерную лестницу от технолога до директора ГМК. За производственные успехи награждён званием Героя соцтруда и орденом Ленина. По всему выходит, что и человек он достойный, и ветеран нисколько не "липовый", а, напротив, настоящий боевой офицер, и менеджер хороший (в ином случае его бы, наверное, не пригласили в директора "Норильского Никеля"?) Чем ему не угодила вывеска шашлычной "Антисоветская"? Нужна ли была лично ему эта кампания против довольно-таки невинной вывески, когда, казалось бы, уж лет двадцать действительность даёт "старым коммунистам" куда более весомые поводы для возмущения? Возможно, это действительно принципиальное его мнение. А возможно, его просто убедили, как председателя Комитета ветеранов Москвы, подписать заявление. Но в любом случае - он имел право это сделать. Всякий человек имеет право выражать свой протест против того, что возмущает его. Поэтому, честно, не совсем понимаю, какие могут быть претензии собственно к Долгих и к ветеранскому комитету. Конечно, их возмущение можно считать несколько несуразным - я, например, так считаю, - но мало ли против чего люди протестуют и какой моральный базис под свой протест подводят? Поэтому, честно скажу, когда прочитал статью Подрабинека, где он наговорил много "ласковых" и в адрес Долгих, и в адрес "неантисоветских" ветеранов вообще, первая невольная реакция была: "Мальчик, ты дурак?" Но Александр Подрабинек отнюдь не мальчик и едва ли дурак. В действительности, чувства, которые он может питать к Советской власти, вполне объяснимы. Его прессовали довольно серьёзно по брежневским временам. И ссылали, и сажали, и в психушку упекали, и брата его закрыли в Елецкую тюрьму по весьма вздорному обвинению, и друзей гноили. Что характерно, КГБ предлагало им всей семьёй эмигрировать в Израиль и не мозолить глаза. Однако ж, это можно считать "безбашенным идеализмом" и даже "фанатизмом", но они отказались. Я же - назвал бы это всё же принципиальностью и достоинством. В некоторых кругах, конечно, есть мнение, что все эти, которые правозащитники с нерусскими фамилиями, исключительно отрабатывали и отрабатывают бабло ЦРУ заради погибели России и торжества сионизма. Что ж, хотелось бы избежать дешёвых "барристерских" приёмов, но это всё же впрямь наводит на мысль о том, какие стимулы авторы подобных гипотез полагают единственно возможными в политической борьбе. Но я в своё время общался с этими людьми, правозащитниками (не как Артём Ферье) - и могу заверить: они действительно идеалисты, в каком-то роде даже "****утые" идеалисты, но они искренне уверены в моральной правоте того, что делают (Как в этом были уверены и многие коммунисты; и, не стану лукавить, именно по этой причине ни мы, ни Моссад, ни ЦРУ - никогда не сближались чересчур ни с какими "святыми"). И вот ситуация. В ответ на что Борис Якеменко (брат обер-нашист-фюрера; парень, не то чтобы имеющий какие-то особые заслуги или хотя бы умеющий грамотно изъясняться по-русски при своей кандидатской степени, но, вроде бы, по-своему искренний) обзывает "сволочью" Александра Подрабинека. Ну и разливается ещё более гневными и пафосными обличениями. Весьма "комсомольскими" по стилю и логике - но и "комсомольски" же искренними, повторю. Ну и, конечно, "Наши скачут у параши", как заведено. И ещё десятки безусловно убеждённых в своей правоте людей, убеждённых в своей моральности людей, полторы недели кряду швыряются друг в друга комьями наитягчайших обвинений в лукавстве и аморальности, обзывая друг друга по-всякому. И знаете, что я скажу в связи с этим? Вообще же, про писанину "нашист-патриотов" распространяться особо не хочется ("анализ кала не позволяет диагностировать состояние ума, если только не найдены гвозди"(с)), но Подрабинек - по-моему, мог бы, всё же, в свои лета и при своём опыте соображать чуточку больше и не позволять себе, чтобы его так "заносило" в тексте. Меня действительно огорчило, что он с такой подростковой категоричностью начертал свои весьма провокационные строки. Буду и я категоричен: "Господа! Я понимаю, что вы изрядно пострадали в борьбе с советским режимом, но всё же не приписывайте себе заслугу в его низвержении. Нет, "Совок" убила не "Мосхельсинская группь", не диссиденты, не какие-либо идеологи, а - фарцовщики. Вернее - действительная и всё расширяющаяся потребность граждан, пусть весьма аполитичных, в услугах фарцовщиков. А ещё вернее - неспособность советской машины повернуть себя как-нибудь так, чтобы фарцовщики её не убили со всею исторической закономерностью". Клянусь, будь мне в восьмидесятом хотя бы лет тринадцать - я бы тоже был фарцовщиком (но мне было четыре). А в семнадцатом веке - я был бы однозначно пиратом. Ей-богу, уж если презирать деспотический закон и бросать ему вызов - так хоть с реальной пользой для себя, что ли? И такой немаловажный момент. Видите ли, когда оступается святой, когда он делает глупость или пакость, все всплёскивают руками и посыпают головы пеплом: "О ужас! Он вовсе не святой, он только притворялся! И значит, мразь конченая". © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|