К вопросу об охоте на ведьм.

Артем Ферье: литературный дневник

Довольно забавно, но если спросить современного человека, что он думает о средневековой охоте на ведьм, он выложит ворох известных соображений о "разгуле мракобесья", "народной темноте" и "религиозном фанатизме инквизиторов". То есть, он уверен в том, что преследователи действовали в ослеплении страхом и свирепостью, а жертвы - были совершенно невинными, злостно оклеветанными овечками. Если допустить, что хотя бы какая-то часть из них действительно наводила порчу на посевы, насылала болезни на скотину и накладывала всякие зловещие заклятья на своих недругов - современный человек, скорее всего, покрутит пальцем у виска.


И мне это кажется довольно странным. Особенно - для современного человека. То есть, живущего в эпоху, когда открываешь любую коммерческую газету - и на несколько разворотов она оказывается заполнена рекламой всяких потомственных всевидящих-вселечащих в десятом поколении, великих адептов чёрныя и белыя магии, всесильных колдунов высшего круга посвящения и прочих персонажей, серьёзно настаивающих на своих чародейских, мистических навыках, которые они готовы предложить по сходной цене.


Современные ведьмы не предлагают какой-то "злостной" магии, которая во вред? В рекламе - нет. Но, публично обещая заговор на успех в бизнесе, после небольшой приватной беседы - запросто предложат и наведение порчи на конкурента (хлеба его, стада его). Публично обещая брошеной дамочке возврат супруга - согласятся и наслать на него какую-нибудь хворь, если клиентке нужно именно это, а не возврат семейного счастья. Пусть не абсолютно все согласятся - но многие.


Так спрашивается, когда и в наш просвещённый век реально наблюдается такое чудовищное количество открыто практикующих ведьм и колдунов, - с каких бы чертей исключать их наличие во времена Средневековья? И почему так уверен современный человек в том, что всякая тётка, обвинённая инквизицией в наведении порчи - на самом деле обвинена совершенно безосновательно?


Конечно, современный человек скажет, что сие обвинение безосновательно, поскольку самое возможность наведения порчи - антинаучная ***ня. И я, конечно, порадуюсь за научный склад его ума и критичность в отношении всякого рода шарлатанства. Порадуюсь и за современного законодателя, который разделяет те же воззрения на магическую практику и не тащит нынешних ведьм за цугундер именно потому, что не верит в эффективность принимаемых ими "мер", а соответственно - не обнаруживает реального состава преступления. В ином случае - вообще-то, и такую вполне рекламируемую штуку, как "любовный приворот", можно считать разновидностью изнасилования.


Вот только, судя по стабильности и размаху этого ведьмаческого бизнеса - далеко не все наши современники так уж категорически исключают действенность магии. А возможно, и многие из этих "колдунов в пятом поколении" - не чистые и циничные мошенники, а сами уверовали в свои мистические силы.


Ну так какие основания считать, что подобных персонажей не было в Средневековье, во времена, когда вера в чудеса и таинственные силы, была, как ни крути, малость посущественнее, чем нынче?
Ей-богу, по тому, как подают это дело в школе, получается, что были тёмные крестьяне, готовые поверить во что угодно, были недоумки либо подонки священники, охотившиеся на ведьм, и только сами ведьмы - были все сплошь то ли невинными овечками, то ли цветом научной интеллигенции, причём с менталитетом не четырнадцатого, а девятнадцатого-двадцатого века. В крайнем случае - знахарками-целительницами, не замышлявшими ничего худого.


Нет, разумеется, были и добрые знахарки, и невинные селянки, попавшие под раздачу. Но - были и другие. Такие, которые вполне серьёзно искали связи с дьяволом и изобретали мистические способы досадить ближним, как-то им неугодным. Наводили сглаз и порчу, практиковались во всяких злостных заклятьях и ритуалах - искренне веря, что они действенны. Или, по крайней мере, пытаясь уверить в этом соседей. Шантажируя. Раздувая свою недобрую славу.


Почему-то считается, что "наука о ведовстве", изложенная в "Молоте" - целиком придумана церковниками. Высосана из пальца на почве религиозного психоза. Но как-то вот не допускается возможность, что это может быть вполне добросовестным обобщением "уголовной практики" по ведьмаческим делам. И содержать не галлюцинации не в меру ретивых братьев, а чистосердечные показания как свидетелей, так и вполне реальных ведьм об их промысле (пусть и данных под "давлением").


То есть, отлавливают какое-нибудь такое тётко, терроризирующее округу с понтом "ведьма она". И это тётко сообщает, что находится в прочной связи с Диаволом, который её заступник и покровитель, и сообщённая им сила так велика, что кого ни проклянёт - кирдык ему.


Почему это тётко рассказывает про себя такие вещи? Да потому что сама в это верит! И, возможно, хотела бы уверить в этом всех, вплоть до святых отцов. Но даже если такие показания были даны ею под пыткой - это ещё не означает, что их ей навязали. Просто - раскололи.


Вообще же говоря, колдуны и ведьмы водились издавна и во всех культурах. Не только мнимые, оклеветанные соплеменниками, но и вполне реальные (сиречь - "самопровозглашённые"). Последние открыто кичились своим мистическим могуществом и порою - держали в страхе целые народы. Но что случилось в Средневековой Европе - на этих "мистических террористов" нашлась управа в лице христианской церкви. Хотя на самом деле, это не её даже инициатива была, открыть охоту на ведьм. Скорее - она вынуждена была этим заняться, чтобы не утратить авторитет среди запуганного "астральной угрозой" народонаселения.
Конечно, когда процесс разогнался - без издержек было не обойтись. Разумеется, пострадали многие невинные тётки и дядьки. Но - далеко не все жертвы были невинные.


Это мы сейчас понимаем, что когда человек выкладывает пентаграмму из свечек и приносит чёрного петуха в жертву дьяволу с тем, чтобы тот ниспослал пожар на дом соседа - такой человек просто ёбнутый, но в целом безобидный, что бы он там себе сам ни воображал про свою магию. Ну, хотя бы процентов двадцать населения это понимает - и это как раз то население, которое определяет законодательную и правоприменительную практику (хотя и для сотрудников милиции проводятся семинары на тему "астральная защита от сглаза").


Но веков семь назад - да поди ж ты докажи, что нет вовсе никакой связи между заигрываниями с дьяволом со стороны этого ёбнутого лишенца - и реальным пожаром в соседском доме. Особенно, когда сам лишенец - чертовски рад, что магия сработала, и сулит то же всем прочим, кто его не уважает.



Другие статьи в литературном дневнике: