Посмотрел фильм Афганский ИзломПрежде не смотрел, поскольку за этим несколько нервическим названием виделось нечто "чернушное", надрывно-плаксивое. Такое подозрение усугублялось годом выхода - 91. Был приятно удивлён. Очень такой ровный, в спокойных тонах выдержанный фильм. И никакого, в действительности, натужного пацифистского пафоса. То есть, конечно, он как бы "показывает правду войны". А правда войны - это, само собой, страшная правда (Во всяком случае, в публицистике считается хорошим тоном это подчёркивать к месту и не к месту, а иначе, вроде как и не гуманист вовсе). Этот же кин - ни в коем случае не агитка. Ни "милитаристская", ни "пацифистская". Приятен тем, что показывает нормальных, живых людей, а не праведных киборгов и не истеричек в трауре. Людей, которые, будучи на войне, никаких особых антивоенных настроений не выказывают (что всегда порождает некоторый "когнитивный диссонанс" и непонимание, какого хера чел забурился в армию, когда не любит войну). Молодой старлей, сын какого-то стратега, рвётся в бой реально, как голый на еблю. Мотивация - скорее даже романтическая, чем карьерная. Ну, расстаётся с конечностью, потому как дурак и вылез невовремя. Однако, это уже нюансы. Сержант (Серебряков) вполне открыто признаётся, что любит воевать. Для девяносто первого года - смелое, я бы сказал, откровение в российском/мировом кинематографе: признавать, что в войсках, оказывается, могут быть люди, которым нравится их дело. И вообще, славный малый этот сержант. Именно такие имеют шанс расстаться со всякими младенческими идеологическими иллюзиями и стать Солдатами (то есть, Наёмниками). Но и майор (Плачидо) - на самом деле вовсе никакой не "пацифист". Да, он не любит командование и штабных, с их дурью и произволом, но под пулю в конце фильма подставляется вовсе не потому, что "война опустошила его душу" или "его снедало чувство вины перед изнасилованным афганским народом" или ещё какая ***ня. Как раз на войне-то - он как рыба в воде. А вот что война кончается - для него это впрямь печально. Что его ждёт? Дом... семья... жена... которую он пять лет не видел и тем был вполне счастлив с очаровательной медсестричкой. Ему кажется, будто действительно - только в швейцары и дорога. О чём он в полуироничной форме и сообщает сержанту. Ну да, бедняга тогда ещё не знал, что настоящая веселуха в России только начинается и его навыки могут прийтись очень даже кстати. Отдельное достоинство фильма - что он, пусть вскользь, касается темы мотивации советских военных в Афгане. Дело в том, что за последующие годы на их головы было вылито столько грязи, что сейчас молодёжь искренне не понимает, почему тогда многие ребята рвались в это пекло. "Неужели правда так интернациональный долг чесался? Неужели правда так хотелось "землю крестьянам в Герате отдать?" Что ж, естественно, в такой огромной стране, как Советский Союз, находились и ****утые, которые мечтали исполнить некий интернациональный долг перед непонятным народом с совершенно чужой культурой и отдать землю крестьянам в Герате. Но всё же у большинства - мотивация было куда более осмысленной и достойной. Во-первых, конечно, любознательность и романтические настроения. Когда армия по-любому светит - интереснее всё же не полы два года драить да газоны красить, а поучаствовать в реальном экшене. В фильме этот момент не обойдён вниманием. Когда молодому лейтёхе "старожилы" объясняют схемы купли-продажи видюшников - видно, что им эта тема гораздо ближе "интернационального долга", "борьбы за социалистические завоевания" или ещё какой ***ни. И это нормально, это естественно. Что НЕ естественно - отвергать эти "стяжательские", "мещанские", вполне человеческие черты в вояках и изображать их какими-то самозабвенными манкуртами, у которых в голове одни токма высокие идеи и никакого личного интереса. Поэтому, собственно, так блевотны все военно-патриотические агитки новейшей поры. Они делаются людьми, которые не то что ненавидят армию, а попросту, в глубине души, не хотели бы иметь с нею никаких точек соприкосновения. И потому, задаваясь целью "возвеличить доблесть", - лепят ненатуральных пошлых уродов, которым никто в здравом уме сочувствовать не станет. Здесь же, в "Изломе", - люди как люди. И никакой чернухи, никакой дурацкой патетики. Реально, дал бы совет военным пропагандистам: хочешь привлечь молодёжь в армию - покажи, блин, светлые стороны войны! Не только то, как там можно красиво сдохнуть за Родину с выразительной дыренью в лобешнике, но и то, как на войне можно нарубить бабла, перепробовать кучу наркоты, потискать девок в грубой форме, пострелять в живых людей и не сесть за это в тюрьму. Но если кому-то подобный подход к пропаганде представляется чересчур вычурным и парадоксальным - вспомните, какой успех возымела в СССР такая профессия, как проституция, после фильма "Интердевочка". А ведь он замышлялся как пронзительная драма о несчастной судьбе падшей девицы. Но фишка в том, что многим советским юным зрительницам эта душераздирающая драма показалась рекламой жизненного успеха на фоне их обыденного существования. То же - и с военными фильмами. Бортко, впрочем, "ужасов войны", вроде бы, не проходил. Но фильм снял весьма толковый. К слову, и эта фишка, тоска зелёная на посту - хорошо ухвачена. "****ый в рот! Хоть бы сунулся уже кто, хоть бы обстреляли!" А через несколько часов - состояние, близкое к "галлюцинированию по заказу". © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|