Посмотрел фильм Афганский Излом

Артем Ферье: литературный дневник

Прежде не смотрел, поскольку за этим несколько нервическим названием виделось нечто "чернушное", надрывно-плаксивое. Такое подозрение усугублялось годом выхода - 91.
Но увидел мнение, что "Девятая рота" - ***ня, а "Излом" - гораздо лучше", и решил заценить.


Был приятно удивлён. Очень такой ровный, в спокойных тонах выдержанный фильм. И никакого, в действительности, натужного пацифистского пафоса.


То есть, конечно, он как бы "показывает правду войны". А правда войны - это, само собой, страшная правда (Во всяком случае, в публицистике считается хорошим тоном это подчёркивать к месту и не к месту, а иначе, вроде как и не гуманист вовсе).
Но то же самое можно сказать о любом военном фильме, кроме комедий и совсем уж тупых агиток.


Этот же кин - ни в коем случае не агитка. Ни "милитаристская", ни "пацифистская". Приятен тем, что показывает нормальных, живых людей, а не праведных киборгов и не истеричек в трауре. Людей, которые, будучи на войне, никаких особых антивоенных настроений не выказывают (что всегда порождает некоторый "когнитивный диссонанс" и непонимание, какого хера чел забурился в армию, когда не любит войну).


Молодой старлей, сын какого-то стратега, рвётся в бой реально, как голый на еблю. Мотивация - скорее даже романтическая, чем карьерная. Ну, расстаётся с конечностью, потому как дурак и вылез невовремя. Однако, это уже нюансы.


Сержант (Серебряков) вполне открыто признаётся, что любит воевать. Для девяносто первого года - смелое, я бы сказал, откровение в российском/мировом кинематографе: признавать, что в войсках, оказывается, могут быть люди, которым нравится их дело. И вообще, славный малый этот сержант. Именно такие имеют шанс расстаться со всякими младенческими идеологическими иллюзиями и стать Солдатами (то есть, Наёмниками).


Но и майор (Плачидо) - на самом деле вовсе никакой не "пацифист". Да, он не любит командование и штабных, с их дурью и произволом, но под пулю в конце фильма подставляется вовсе не потому, что "война опустошила его душу" или "его снедало чувство вины перед изнасилованным афганским народом" или ещё какая ***ня. Как раз на войне-то - он как рыба в воде. А вот что война кончается - для него это впрямь печально. Что его ждёт? Дом... семья... жена... которую он пять лет не видел и тем был вполне счастлив с очаровательной медсестричкой. Ему кажется, будто действительно - только в швейцары и дорога. О чём он в полуироничной форме и сообщает сержанту. Ну да, бедняга тогда ещё не знал, что настоящая веселуха в России только начинается и его навыки могут прийтись очень даже кстати.


Отдельное достоинство фильма - что он, пусть вскользь, касается темы мотивации советских военных в Афгане. Дело в том, что за последующие годы на их головы было вылито столько грязи, что сейчас молодёжь искренне не понимает, почему тогда многие ребята рвались в это пекло. "Неужели правда так интернациональный долг чесался? Неужели правда так хотелось "землю крестьянам в Герате отдать?"


Что ж, естественно, в такой огромной стране, как Советский Союз, находились и ****утые, которые мечтали исполнить некий интернациональный долг перед непонятным народом с совершенно чужой культурой и отдать землю крестьянам в Герате. Но всё же у большинства - мотивация было куда более осмысленной и достойной. Во-первых, конечно, любознательность и романтические настроения. Когда армия по-любому светит - интереснее всё же не полы два года драить да газоны красить, а поучаствовать в реальном экшене.
А во-вторых - материальный стимул. Сейчас, конечно, это может показаться странным, но в те годы Афганистан был для советских граждан одним из окошек в свободный мир. Возможностью заработать настоящих, "свободно конвертируемых" денег и купить на них настоящие вещи. Привезти домой японский телевизор, видюшник. Возможно, обзавестись машиной или квартирой в кооперативе.
И здесь - никакой иронии, никакого осуждения. Что предосудительного в желании молодого человека заработать, пусть и рискнув жизнью и здоровьем? Что плохого в том, что он не фанатик, сражающийся за абстракции, а нормальный человек с нормальными желаниями?


В фильме этот момент не обойдён вниманием. Когда молодому лейтёхе "старожилы" объясняют схемы купли-продажи видюшников - видно, что им эта тема гораздо ближе "интернационального долга", "борьбы за социалистические завоевания" или ещё какой ***ни. И это нормально, это естественно. Что НЕ естественно - отвергать эти "стяжательские", "мещанские", вполне человеческие черты в вояках и изображать их какими-то самозабвенными манкуртами, у которых в голове одни токма высокие идеи и никакого личного интереса. Поэтому, собственно, так блевотны все военно-патриотические агитки новейшей поры. Они делаются людьми, которые не то что ненавидят армию, а попросту, в глубине души, не хотели бы иметь с нею никаких точек соприкосновения. И потому, задаваясь целью "возвеличить доблесть", - лепят ненатуральных пошлых уродов, которым никто в здравом уме сочувствовать не станет.


Здесь же, в "Изломе", - люди как люди. И никакой чернухи, никакой дурацкой патетики.
Вообще, наверное, последним нормальным фильмом про армию у нас был рогожкинский "Блокпост". После него - сплошное оплёвывание под видом "патриотической пропаганды". Хотя с другой стороны, амерские творения вроде Black Hawk Down - такая уже унылая параша, пусть и на более высоком техническом уровне.


Реально, дал бы совет военным пропагандистам: хочешь привлечь молодёжь в армию - покажи, блин, светлые стороны войны! Не только то, как там можно красиво сдохнуть за Родину с выразительной дыренью в лобешнике, но и то, как на войне можно нарубить бабла, перепробовать кучу наркоты, потискать девок в грубой форме, пострелять в живых людей и не сесть за это в тюрьму.
В таком подходе сразу два плюса. Во-первых, критики назовут этот фильм "пронзительно антивоенным", а потому его благосклонно воспримет и разрекламирует интеллектуальная общественность. Во-вторых же - в военкоматы потянутся ребята, которым можно доверить оружие (а не чокнутые идеалисты, которые схватят суровый невроз от знакомства с военной реальностью и притащат его потом на "гражданку").


Но если кому-то подобный подход к пропаганде представляется чересчур вычурным и парадоксальным - вспомните, какой успех возымела в СССР такая профессия, как проституция, после фильма "Интердевочка". А ведь он замышлялся как пронзительная драма о несчастной судьбе падшей девицы. Но фишка в том, что многим советским юным зрительницам эта душераздирающая драма показалась рекламой жизненного успеха на фоне их обыденного существования.


То же - и с военными фильмами.
Если бы кто-то поставил себе целью снять действительно "пацифистский" фильм - он мог бы выглядеть так. Поле. Лес на горизонте. Время от времени панорамный обзор сменяется видом через бинокль. Когда налетает ветер - шелестит листва. Время от времени над кронами вспархивают птички. Но это, собственно, и всё. И так - два часа.
Добавить к этому ощущение не первой свежести белья на теле - и получится, возможно, самое верное и самое "пацифирующее" представление о том, что такое война. Вернее, о том, что на ней самое гнетущее. СКУКА.
Но если цель - наоборот, увлечь зрителя военной игрой, то показывать надо то, что развеивает эту скуку. Артналёты, бомбёжки, перестрелки, оторванные бошки, прочие экстремальные виды, которые запомнятся надолго. Плюс - оттяг, освобождение от гнёта привычной морали, "пробуждение зверя". Для молодёжи - это особенно привлекательно.
Реальные мастера военного кино - как раз на таких ярких вещах и норовят делать акцент в своём творчестве. Потому что им это интересно - и зрителю это интересно. Когда же дебилы-критики говорят "Господин режиссёр сам прошёл ужасы войны и снял про это фильм, чтобы никогда больше в мире не было таких ужасов" - дебилы и есть. А когда ветераны скорбно цокают "Я видел такое, что не дай бог никому", это переводится как: "Я видел то, чего не видели вы, и хрен на что в этом мире поменяю те свои впечатления!"


Бортко, впрочем, "ужасов войны", вроде бы, не проходил. Но фильм снял весьма толковый. К слову, и эта фишка, тоска зелёная на посту - хорошо ухвачена. "****ый в рот! Хоть бы сунулся уже кто, хоть бы обстреляли!" А через несколько часов - состояние, близкое к "галлюцинированию по заказу".
Странно, что этот фильм по ящику не показывают.



Другие статьи в литературном дневнике: