За кока-колу? А, по-любому - Огонь!Намедни встретилась в одном здешнем опусе буквально такая фраза: «Кухонным умам шестидесятников, диссидентов, правозащитников и прочей гнилой части интеллигенции, продавшей великую страну и ее народ вместе с вертухаями и ее защитниками за джинсы, джаз и кока-колу, не понять…» (ну, дальше не так шедеврально) Клянусь, я не выдумал этот перл – цитируется «копи-пастой». И, скажем так, есть вероятность, что это не стёб, не пародия на «бичевательную» стилистику старинного агитпропа, как, скажем, иные опусы Коммунистов Петербурга и Ленинградской Области. Но если вдуматься, некоторый смысл в этой бредятине всё же есть. И смысл – совершенно убийственный, «приговорный» не только для состояния мозгов автора, но и для советской системы. Этот смысл можно выразить в двух тезисах: И ведь по сути – это правда. Оба пункта – правда. Однако ж было бы неверно представлять себе ту негоцию, продажу Великой Страны за кока-колу, как обмен социалистических ценностей на какое-то количество означенного прохладительного напитка, будь то банка, канистра, бидон или даже цистерна. Нет. Всё гораздо хуже. Великие советские ценности – были слиты вчистую за одну лишь ВОЗМОЖНОСТЬ видеть на прилавках кока-колу. Почему так вышло? Да очень просто. Состоялся примерно следующий диалог. Будущий Предатель Родины (БПР) спрашивает Советскую Власть (СВ): СВ: БПР: СВ (поморщившись): БПР: СВ: БПР: СВ (грозя пальцем): БПР: СВ: БПР: СВ (саркастично): СВ, на самом деле, хотела пристыдить докучного гражданина. Думала, что он, услышав такой каскад упрёков в кощунственном противопоставлении, виновато разведёт руками и замямлит: «Э, ну нет… Я не это вовсе имел в виду… Нет, ну раз такое дело – то, конечно, обойдусь я без этой дурацкой кока-колы». И подобная тактика работала довольно долгое время. Но в конце концов – дала сбой. И очередной БПР, доведённый до белого каления уже очевидным маразмом ответов СВ, взбеленился: Тут ведь дело не в собственно кока-коле. Дело в принципе. Дело – в моральном состоянии советского гражданина. А оно в восьмидесятые – было расшатанным донельзя. Ведь что получается? Американский какой-нибудь докер – приходит после работы домой, открывает холодильник, и берёт оттуда холодную банку кока-колы (скорее – пиво, но это не важно). Почему у него в холодильнике есть кока-кола? Потому что он её купил в лавчонке, ближайшей к дому. Почему он смог это сделать? С одной стороны, потому что у него достаточно бабок, чтобы сосать кока-колу вёдрами, пока не слипнется уретра. Но это и понятно: США мало пострадали от Войны, и у них капитализм, а это система, когда буржуазия безжалостно эксплуатирует докеров, но вынуждена делиться с ними своими сверхдоходами, чтобы умерить, задобрить классовый гнев пролетариата… эээ, ну это – пока что слишком сложные материи для советского гражданина. И такой же доступ к кока-коле есть, скажем, у нигерийского докера. То есть, не совсем «такой же». Этот нигерийский бедолага – он нищий. Он, возможно, вынужден был бы потратить весь свой дневной заработок на одну-единственную банку кока-колы, и это был бы очень странный выбор с его стороны. НО! У него – ЕСТЬ этот выбор. Потому что – перед ним есть эта самая кока-кола, на которую он может спустить свой дневной заработок (когда совсем мудак). А вот у советского гражданина, даже относительно высокого социального ранга, такого выбора нет физически. Просто потому, что физически нет кока-колы в свободной продаже в СССР. Ни за какие деньги (нет, ну достать-то можно что угодно – однако это уже «бутлегерство» и уголовщина). А вот чтобы на законных основаниях зайти в магазин и купить банку кока-колы (пусть дорого, пусть совершенно неоправданно и заоблачно дорого) – такой возможности у советского гражданина нет. В отличие от не только что американских, но и нигерийских докеров. И это действовало очень угнетающе. Сознание того, что за тебя решают, какие ПОТРЕБНОСТИ тебе следует иметь. Когда тебе сообщают: «Ваша потребность в пепси-коле признана имеющей место быть и подлежащей удовлетворению, а вот потребности в кока-коле – у вас, по нашему мнению, не имеется». Неудивительно, что от такой бесцеремонности советский гражданин (едва ли не всякий, а далеко не только «гнилая интеллигенция») чувствовал себя «вторым сортом» по сравнению не только что с зажравшимся американцем, но и с тем пресловутым докером-нигером (в смысле, нигерийцем). А это сознание – не очень, мягко говоря, способствует тому, чтобы гордиться своей принадлежностью к «Великой Стране». Вот из-за такого, казалось бы, пустяка, Советская Власть и была в конечном счёте послана нахуй. Не «гнилой интеллигенцией» (не только ею). И сейчас, оглядываясь назад, я не перестаю удивляться потрясающей тупости этой власти и её пропаганды. Ведь, в конце концов, её никто за язык не тянул, призывая граждан сравнивать какую-то пошлую кока-колу с Великими Завоеваниями Социализма. Но – добились своего. Ценности были сравнены, взвешены, и Великие Завоевания Социализма - признаны легковесными по сравнению с вульгарной кока-колой. Кстати, если кто-то считает это каким-то патетическим преувеличением, «проблему кока-колы» - смею заверить, это не так. Чтобы в этом убедиться – вспомните фильм «Бриллиантовая рука». О чём спрашивает жена Семёна Семёныча Горбункова, вернувшегося из средиземноморского турне? Она спрашивает: «А кока-колу пробовал?» То есть, этот вопрос был существенным: «Ну какая она из себя, эта самая кока-кола?». Конечно, найдутся люди, которые возразят: вовсе не только лишь «кока-кольный» вопрос угробил Советскую Власть. Ведь были и другие, куда более важные претензии к ней. Но я всё же следую принципу бритвы Оккама. А по этому принципу, даже если б не было у Советской Власти никаких других изъянов, для сокрушительного (в конечном счёте) недовольства ею хватило бы и одного: отсутствия кока-колы в свободной продаже без указания сколько-нибудь внятных причин. То есть, когда спрашивают, почему рухнул СССР – вполне можно отвечать: «Потому что в советской торговле не было кока-колы». Пусть это не главная причина из имевшихся, но и её – было ДОСТАТОЧНО. При этом согласен с тем, что отсутствие кока-колы – очень частный вопрос. Но он ведёт к более обширному – к отсутствию свободы торговли. А это – принципиальная ценность, которую многие склонны презирать и не видеть её значения, но им всегда выходит «боком» подобное небрежение. Вот именно по этой причине Советская Власть подточилась и рухнула аккурат на пике советского «благоденствия» (да и без кавычек можно было бы). Тогда, когда граждане в целом наелись картошкой – и захотели к ней кетчупа. Причём не одного сорта кетчупа – а чтоб был у них доступ ко всем сортам, «как у всех белых людей». Ну и кока-колы, естественно. Сейчас совпаты говорят: «Ну и как, сынку, помогли тебе твои ляхи?» В смысле – «Ну и что, и как вам «свободный рынок», как вам реформы гайдарочубайса?» © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|