Всё-таки, похоже,

Артем Ферье: литературный дневник

аккурат в тридцать четыре года я ****улся. В смысле, дозрел до того, чтобы сурово прикипеть к сериалу.


Нет, я никогда не говорил глупостей вроде "ненавижу сериалы". Это звучит так же придурковато и жлобски как "я люблю симфоническую музыку" (исключительно в европейской рассадке оркестра, и чтоб бемолей побольше... или диезов). То есть, люди, которые это говорят, где-то слышали, ЧТО им следует "любить" или "ненавидеть" дабы сойти за культурную, утончённую личность с развитым художественным вкусом, но поняли это в меру собственного истинного развития и соображения.


Нет, к сериалам, как и к любым другим культурным продуктам, я отношусь диалектически. Те, которые нравятся, - люблю, а те, которые не нравятся, - не люблю. Но прежде, в целом, предпочитал такие сериалы, где каждая серия представляет собой по сути отдельный фильм, лишь персонажи сквозные. То есть, когда можно не знать, что было в 25-й серии, и это не очень мешает пониманию цимеса 32-й. Сериалы же с планомерно развивающимся сюжетом - я просто не мог себе позволить смотреть по ТВ. Времени не было, чтоб подсаживаться на это дело. Особенно, если серий не 12 как в "17 мгн Весны" и не 14 как в "Бригаде", а несколько десятков или сотен. Увлечёшься, начнёшь следить за перипетиями да метаморфозами - считай, подсел, как греки на Одиссею, а тут римляне нагрянут.


Но - чему быть, того не миновать. И на "Школу" я всё-таки подсел конкретно. Всё же, блин, отрадное и яркое явление в новейшей российской кинематографии. Молодчина эта барышня с редким девичьим именем Валерия Гай Германика.


И это не только что чуть ли не первый действительно адекватный, правдивый фильм про школу (нет, "Доживём до по..." был очень хорош, местами шедеврален, но всё же - "гламур" и "нотация"), но просто приятный фильм. Приятные живые люди, а не "архетипы" на кривых ходулях, нормальные отношения, вменяемая логика развития сюжета (местами - с очень недурными детективными "закидонами", когда самому хочется допереть, кто чего сделал, и почему, и проверить догадку, и порадоваться, что верно просёк тему, что сценарный ход действительно имеет смысл).


Что же я категорически отказываюсь понимать - почему почти все, в один голос, и хулители сериала, и большинство "защитников", кричат "ужас-ужас". То есть, хулители кричат, что это всё выдумки и тотальное очернилово, "клевета на нашу молодёжь и идеологическая диверсия против наших храмов знаний". Защитники кричат, что сериал "обнажает язвы школы и общества, показывает весь кошмар ситуации без прикрас, чтобы мы могли увидеть и задуматься".


Какая, блин, клевета? Какая, ёпты, диверсия? Какие, нахуй, язвы? Какой, в ****у, кошмар? Люди, вы бредите!
Штука не в том, насколько сериальная реальность соответствует реальной реальности, а в том, что мир этого сериала - он вполне себе ничего, симпатичный. То есть, я допускаю мысль, что есть где-то школы, в которых все ходят строем, взявшись за руки, и поют песни о дружбе, взаимовыручке, любви к образованию и к Родине, но это, смею заверить, не та школа, в которую я бы отдал своего сына (та, в которую отдал, правда, - наша корпоративная, суперэлитная, с отличным педсоставом, но, естественно, там никто не ставит целью превратить нормальных детей в приторных ангелочков, а в лучшем случае - вырастить из них "разумное и не слишком злобное хулиганьё" :-) ).


Но и в этой "пролетарской" школе - я в упор не вижу какого-то беспредела и мрака. Пятнадцатилетние подростки совершают глупости, а порой, по глупости - и подлости? О ужас! Оказывается, мы все были святыми в пятнадцать лет! И бесконечно мудрыми! И уж конечно, никогда-никогда в порыве "праведной" обиды - не делали ничего такого, о чём потом могли бы пожалеть.
Реально, я не вижу в этом сериале ни одной по-настоящему патологической личности. Взбалмошные, вздорные, капризные, по-детски эгоистичные - да. Иногда возникает мысль: "А вот этому (этой) я бы быстро вправил мозги" - но это подразумевает, что мозги есть. А вообще, нормальные все ребята. Живые. И уж по крайней мере, не настолько лживые или ****утые, чтоб изображать (или реально воспитывать в себе) какую-то аномальную приверженность идеалам коллективизма. А значит - они куда нравственнее многих иных прочих наших поколений (я не отрицаю, однако, что и среди советских людей были очень даже хорошие).


Эти милые детишки пьют пиво, курят прямо в школе и ругаются нехорошими словами? О да, это кошмар. Что ж, мы, в нашей спецанглийской, курили на крылечке, стреляя пахитоски у трудовика и литераторши (или они у нас), пьяными или обдолбанными на уроки старались не заявляться (хотя бывало, всё же, и довольно комично), а матом не ругались - матом разговаривали (между собой; причём на трёх языках, но сути это не меняет).


Мои друзья из "пролетарских" школ говорят, что в восьмидесятые у них курили в сортирах, а явление на урок какого-нибудь бухого отмороженного гопника могло оказаться не таким уж комичным. Лёшка Зимин как-то на спор в восьмом классе заявился в школу в костюме Адама (он никогда не был гопником, но, сдаётся мне, всегда был эксгибиционистом :-) ). Говорит, другой паренёк, проигравшись в карты, принуждён был подрочить прямо на уроке (не думаю, что это был он, поскольку иначе не скрывал бы :-) ). Это, правда, было уже в девяностые, но и в восьмидесятые во многих школах те ещё чудеса творились. Тогда же наша новая классная рассказывала нам, как, прежде работая в обычной школе, вызволяла своих нимфеток из Астории, отбивая от спецуры.


Да и в любом случае, даже если соблюдаются какие-то внешние формальные приличия (типо, нельзя по пьяни послать учителя нахуй, когда он отбирает у тебя косяк), школа - это место, где дети, принудительно спакованные в коллектив без учёта их личных пристрастий, вынуждены терпеть диктат каких-то непонятных взрослых (лохов и лузеров, как правило, в системе бесплатного образования), тратить своё время на какую-то никому не понятную, занудную схоластическую ***ню, когда можно было бы погонять мячик или заняться чем-то ещё реально полезным как для собственного удовлетворения, так и для карьеры (сомнительность тезиса "ученье - свет" они видят на примере своих учителей, которые сами хуй чего добились в жизни, но всё лечат и лечат, всё, типо, наставляют, блять... как стать лохами и лузерами с великой своей образованностью).


Ну и какое должно формироваться психологическое состояние при всём этом? Нет, я не говорю, что это плохо и что это нужно немедленно исправлять (хотя вообще являюсь противником обязательного и бесплатного 10-12-летнего образования) - но состояние формируется весьма такое взъерошенное. Что не удивительно, когда тебя так откровенно гладят против шерсти. Некоторые неглупые люди считают, правда, что в этом и фишка - формирование протестности против "системы". Я нахожу аргумент резонным, но полагаю, что тогда уж следует вернуть телесные наказания, чтоб уж точно было ясно: нет, государство тебя нихуя не любит и не должно :-)


Как с этим в хороших частных школах? Вообще-то, занимая не последнее место в попечительском совете нашей корпоративной школы, я предлагал эту фишку, телесные наказания. Типа, "Мы не делаем этого дома, поскольку нам западло было бы признавать себя таким бездарным чмом, которое не в состоянии объясниться миром с существами, которых мы знаем с момента зачатья и которые целиком от нас зависят, но учитель - не родитель. Он не обязан, в общем-то, "отсасывать" у каждого малолетнего задрота, чтобы добиться понимания. Так пусть они получат в руки розги (в разумных пределах, конечно), чтобы наши дети точно понимали, что общество - не семья ни разу". Но моё предложение "зашутили".


Как в нашей школе с дисциплиной? Да, у нас не курят прямо в здании, и не бухают, и явление старшеклассника на урок со зрачками больше ириса - будет темой "разбора полётов во сне и наяву". Как и мордобой прямо в классе или в рекреации (для этого школьный двор есть, и мы все договорились железно, что внушим своим детям мысль о недопустимости применения унибоса к одноклассникам, какова бы смертельна ни казалась обида; но, собственно, там и секция рукопашки очень толковая, где тоже такие прописные истины внушают грамотно; ну и, кстати, хорошая бойцовская подготовка - это как мощность машины на дороге: чем приёмистей - тем аварийно безопасней; большинство трагических происшествий в драках - они от "ламерства" происходят, а не от мастерства).


Хотя, конечно, полностью этого избежать невозможно, когда детишки схватываются прямо здесь и сейчас, а не назначают "дуэль" на перемене во дворе. Дети есть дети, натуры непосредственные. Особенно - маленькие дети. Но "старшаки", кто реально может сделать инвалидов друг из дружки, - как-то поспокойнее в этих вопросах. Это мы все стараемся им внушить, что нет более неприятной глупости в мире, чем грохнуть или покалечить человека, когда хотел всего лишь проучить его (ладно, если хотел именно грохнуть - то лучше сделать цигун минут на двадцать), но, повторю, во все времена самые печальные случаи насилия происходили по вине тех, кто имел слишком малый опыт насилия.


Но в этой "Школе", повторю лишний раз, собственно насилие - оно минимально. Его гораздо больше было даже в нашей отличной английско-французской школе в восьмидесятые. В старших классах - уже не очень (махались всё больше ради спортивного интереса, разумно), но в младших и средних - конечно, молотили друг дружку только в путь.


Впрочем, даже не будь насилия вовсе, и будь эти школьнички такими же "продвинутыми", как мы (нет, тут они не дебилы ни разу, но мы были "интеллектуальней", однозначно) - что это меняет? Это спорный вопрос, что лучше: "опустить" человека прямым наездом - или же "размазать" его изощрённо и "мирно", цинично играя в игру "зачмори товарища" на высоком культурно-артистическом уровне. То есть, для меня-то, как "утончённого садиста" - ответ однозначен. Я всегда предпочитал "вежливое" хамство иным формам. Но как оно с точки зрения жертв? Да ладно, сейчас, по прошествии пятнадцати с ***м лет - никто, вроде, на меня зуб не точит (что, однако, порою кажется странным :-) ).


Что до учителей в сериале - ну да, возможно, они чуточку инфантильнее, чем бывают средние учителя в средней средней школе. Но - среди них тоже нет ни одного настоящего подонка (а ведь бывают). Да, у всех свои тараканы в голове, но в целом - не окончательно гнилые люди (даже географ-"пидриот", даже старая стервозная дева "англичанка", стучащая мужу "нимфоманки"-физички о её интрижках с мажорским папашей одного из ученичков).


Моё знакомство с этой публикой, учителями "средней пролетарской" школы - довольно поверхностное. Катя, моя бывшая одногруппница (и - окей, Женя, we WERE an ITEM, once upon a time... заметь, я воздержался от каламбуров с upon :-) ), ушла преподавать в одну такую школу по чисто "земским" мотивам. Кое-что рассказывала. Потом я подменял её месяц, когда она укатила в "медовое" путешествие посередь учебного года (сердцу не прикажешь). Как учитель английского и, по паре уроков, - истории и литературы (тоже учителя вынуждены были пропустить, а мне тогда действительно интересно было).


Но вот английский я вёл месяц (и как классный рукамиводитель взамен Катюхи). Я взял что-то вроде отпуска на службе, и это был период, когда я уже/ещё не был женат, и это был в высшей степени увлекательный/познавательный экспириенс.
Конечно, был у меня конфликт с "альфа-самцом" Катюхиного класса (с тем парнем, кто претендовал на такую роль). Причём, парнишка был резкий и сразу объявил, что с ним надо считаться, а не то, боже упаси, в школе-то всё чинно-благородно, но за пределами школы, знаете ли, Артём Викторович, всякое может случиться.


Меня подмывало спросить: "А тебе, щегол, не приходит в голову, что я тоже не могу вытрясти из тебя ливер прямо здесь, потому как "учительская этика", но за пределами школы - ты серьёзно думаешь, что я один на льдине, блин?"


Я спросил лишь: "Серёг, а ты не в курсе, как Екатерина Анатольевна ездила в Египет?"
Замечу, она, до работы в школе, была отчаянная девчонка. Она собирала коптский фольклор, раскатывая по пустыне в одиночку на арендованном Рэнглере. Один раз он перегрелся и заглох в песках, она пошла искать помощи в песках, схватила солнечный удар, её подобрали бедуины из дикой деревни, где не было связи, а её сателлитник разрядился. Её родители встали на уши, обратились ко мне. И мы с Лёшкой и Анхелем чуть там геноцид не устроили, в поисках ея (а когда нашли - очень порадовались с таких добрых и сознательных себя, что реально не устроили геноцид бедуинов, оказавшихся такими милыми ребятами).


Но, оказывается, Катя была слишком скромна, чтобы рассказывать об этом ученикам. И Серёга этот, реально подговорил дружков "попугать" меня. Что характерно, мне, с моим педагогическим талантом, удалось всё же убедить их не линчевать его, когда "попугалово" кончилось тем, чем должно было кончиться (нет-нет, они все были здоровые, спортивные ребята, и я не маньяк-душегуб, а потому все остались живы и целы).


Потом этот Серёжка оказался неплохим, в общем-то, парнем (да я, собственно, изначально лишь потешался его потугам быть большим агрессором, чем он есть), извинился, краснея во ушах (что всегда очень трогательно).


При этом, хотя они не знали истории похождений Кати Анатольевны, но её - любили и уважали. Меня же восприняли в штыки как какого-то "пафосного хрена с бугра". Поняв такое дело, я кое-что рассказал им, какая реально героическая исследовательница есть их учительница и как она мне дорога. И как мы прочёсывали пустыню, держа левую руку на руле, а правую - зарезервировав для калаша на сиденье. Тут дело оставалось за малым: попрактиковаться с главными "анфан терриблями" в стрельбе.


Мне это обошлось буквально в дюжину магазинов Глока - завоевание их доверия. Выехали на природу, пошмаляли по баночкам и яблочкам - и всё. Мы стали друзьями. Вот так просто. Кому из штатных, спрашивается, учителей мешает сделать то же самое: просто вывезти своих учеников загород и пострелять (по банкам)? Они, учителя, не могут похвастать успехами в стрельбе? Ну так с этого и надо начинать педагогическую подготовку, ё-моё!


Ладно, я, кажется, несколько отошёл от сериала "Школа" к личным воспоминаниям. Но факт в том, что он будоражит их во мне. Он цепляет такие струны. Хотя, может, это уж отцовская фишка: всё прикидываю, каким будет мой охламон в пятнадцать и как мы будем ладить, когда и безо всякого падения нравов он будет неизбежно считать, что я "буржуин, тиран и враг человечества" :-)



Другие статьи в литературном дневнике: