Дележ педагогического опыта

Артем Ферье: литературный дневник

Как-то набрёл на обсуждение этой довольно забавной рекламы презервативов.
Там народ советовался, кто что делает/сделает со своими киндерами в случае истерики в публичном месте.


И мне вспомнился аналогичный инцидент с Лёшкой (ему тогда было пять).
Мы развлекались в парке аттракционов, три часа кряду, а когда пришла пора отчаливать (у меня имелись дела на вечер, и он знал это), Исчадие вдруг решило заупрямиться, типа, ещё хочу. А в ответ на моё заявление, что "хотеть не вредно" - устроило такой вот душераздирающий перфоманс. Эпилиптический припадок с обильным выделением ультразвука.


Меня это, признаться, удивило. Потому что по жизни Алексей Артёмович - очень спокойный и неглупый для своих лет молодой человек. И прежде никогда ничего подобного себе не позволял.


"Что ж, - подумал я, - всё бывает в первый раз. В конце концов, это нормальная фигня - исследовать разные способы давления на родителей, чтобы нащупать слабые точки. Это, практически, такая же невинная биологическая штука, как тест-байт для белой акулы".


Но, конечно, там, на месте, я не собирался углубляться в анализ его поведенческих паттернов под взглядами толпы. Тогда задача была самая тривиальная - пресечь этот концерт.
Делается это несложно. Видите ли, у большинства наземных млекопитающих существует два дыхательных отверстия. Нос и рот. На вдох они работают синхронно, но ор такой интенсивности - энергичное упражнение, требующее повышенного притока кислорода. Поэтому, если пережать нос - дискомфорт почувствуется сразу. К тому же, с зажатым носом визг получается таким непривычно гундосым, что источнику самому становится противно и он умолкает (тут ещё можно поиздеваться над этим специфическим тембром, типа, "вот так прикольней получается!")
Соответственно, я так и поступил: одной рукой взял за шкирку, вывесил на удобном для себя уровне, а другой - легонько сомкнул ему ноздри. Эффект - магический. Весьма рекомендую.
После этого сказал, доверительно заглядывая в глаза: "Ты успокоился, или тебя шлёпнуть?"
Тотчас поймал себя на мысли, что прозвучало, наверное, немножко двусмысленно и мрачновато, но ребёнок не слишком ужаснулся. Для него я всё-таки папа, а не "сеньор Артиомо", как для колумбийских драглордов. Он просто угомонился.


К слову, я не раз наблюдал подобные сцены "детского вокального террора в публичных местах" и что должен отметить - почти всегда родители сами ведут себя очень инфантильно. Начинают нервничать, кричать, добавляя напряжённости и децибеллов там, где этого добра и так предостаточно. Это действительно большая ошибка - пытаться перекричать кричащего ребёнка (да кого бы то ни было). Стоит вам повысить голос - и на самом деле он вообще перестаёт обращать внимание на смысл слов, обращает - лишь на громкость. И получается, что родитель, вставая на "одну волну" со своим неистовствующим чадом - попросту подтверждает: "Орать и бесчинствовать сейчас - это нормально. Я сам так делаю".


Лично я предпочитаю говорить тише, а не громче, когда собеседник повышает голос или невнимателен. Вплоть до шёпота, хотя это уже крайняя мера, после которой - молчание и мой прямой сероглазый взгляд №23, укоряющий собеседника в анус через глаза. А повышать голос - уместно, когда рассказываешь разухабистый анекдот в тёплой компании. Но не тогда, когда пытаешься убедить и без того взвинченного субъекта.


Можно, конечно, отшлёпать орущего ребёнка или отвесить подзатыльник (но не затрещину), но лучше всё-таки предпринять менее враждебное и более "озадачивающее" действие, превращающее его эскападу - в клоунаду. И если не помогает затыкание носа - можно подержать его над землёй, ухватив за ноги. А для барышень, которым это физически сложно, вывесить бутуза кило на двадцать, - да просто энергично потрепать по голове, ероша волосы: "Ну-ну-ну, не плачь, радость моя" (когда тебя треплют по голове - вопить уже не так удобно, но со стороны это смотрится не так маниакально, как охота ладонью за вертлявой задницей). Все реплики - в соответствующем глумливо-сочувственном тоне, естественно. И - спокойно говорить, без пены. Так, чтобы не вставать на одну доску с этим мелким сгустком истерического крика. И не демонстрируя свою чрезмерную озабоченность общественным мнением (не надо выдавать своих слабых сторон).


До машины мы с Лёшкой шли молча, а когда сели, разумеется, я поинтересовался:
"И какие будут ваши объяснения произошедшего, Алексей Артёмович?"
Он ухмыльнулся:
- Да ладно, проехали.


Я вздохнул. Терпеть не могу быть назидательным занудой, но мне действительно стало любопытно, с чего это он вздумал так нелепо взбрыкнуть на ровном месте. И я, поворотившись к нему, сказал:
- Мы ещё даже не тронулись, а не то что проехали. И я хочу знать: может, ты нездоров? Может, у тебя температура? (приложил пальцы к его лбу) Может, ты скушал какую-нибудь гадость?


- Не скушал.


- Ага. Значит, ты просто решил попробовать: а вдруг, если хорошенько покричать - папа устанет слушать твой визг и махнёт рукой: "Ладно, Лёша, когда ты такой голосистый - иди покатайся ещё на карусели". Так, что ли?


Он улыбнулся загадочно и чуть смущённо. Сказал по-английски:
- I am not so stupid.


Тут меня его психологизм порадовал. Знает, чертёнок, когда продемонстрировать успехи в инглише :-)


- Then what are you? - спросил я.


Лёшка снизошёл до того, чтобы расколоться. Оказывается, на днях, гуляя с Женькой (Гражданкой Мамой) они видели такую же сцену в магазине. Там, правда, была девочка. Очень визгливая, очень капризная ("Так кричала, что... как в самолёте... уши СТЕНАЮТ"). Мамаша этой девочки вся иссуетилась ("Смешно очень было... как кенгуру скакала"; Лёшка - убеждённый фанат Animal Planet).


- И ты решил посмотреть, как твой папа скакать будет? - уточнил я.


Он помотал головой:
- Не скакать. Просто - чего вообще делать будешь. Ну, интересно.


Да, это тоже своего рода "тест-байт" был, но я порадовался, что мой отпрыск не такой всё же наивняк, чтобы реально пытаться меня шантажировать с целью преуспеть. У него, видите ли, чистый научный интерес был: как поведёт себя папа, если устроить ему представление и сыграть "капризную девочку". Гхм.


- А знаешь, - сказал я задушевно, - ещё вот очень много есть вещей, которые надо попробовать. Например: что я сделаю, если ты нарочно разобьёшь вазу в коридоре? Что я сделаю, если ты порежешь ножницами мою куртку? Что я сделаю, если будешь ругаться матом при взрослых? Что я сделаю, если ты пойдёшь с ребятами в дальний лес и не возьмёшь с собой мобильник и часы?


Гхм, хорошо, что наши родители не знали, куда мы на даче бегали в этом возрасте. Боюсь, это было бы слишком много седых волос. Сейчас, конечно, хвала прогрессу, Лёшка знает, какую и где кнопку нажать, если они в глуши попадут в какой-то переплёт, типа, столкнутся с какими-нибудь стрёмными старшими ребятами. И GPS - великая вещь. Но, признаться, немножко нервничаешь, когда видишь, как Лёшка, ушедший "поиграть с Антоном в Х-Box, у них дома", на самом деле шарится по лесистому бывшему карьеру. Наши родители - всё-таки имели возможность питать иллюзии, будто их чада реально соблюдают ограничения, куда можно, а куда нельзя ходить. Теперь - всё сложнее. На карьер как бы нельзя ходить, но если очень хочется - то можно, но при этом нужно иметь при себе мобильник и часы, и тогда папа не скажет маме (как не скажет и Лёше, чего ЕЩЁ на него навешано, и для позиционирования, и для трансляции аудио).


Лёшка улыбается:
- А если разобью вазу - ремень возьмёшь?


Гхм. Ни я, ни Женька никогда его не пороли. Мы действительно считаем, что это и непедагогично, и бессмысленно. Шлёпнуть ладонью по заднице, чтобы привлечь внимание, - дело одно. А методично хлестать ремнём - другое.

Вообще-то, я не противник порки. Я даже собираюсь провести её в законодательство как альтернативную (по выбору осуждённого) санкцию за тяжкие административные и не столь тяжкие уголовные правонарушения малолеток. Это гуманнее, чем лишение свободы. В смысле, я хотел бы предоставить возможность им самим выбирать, что для них гуманней.

И в той нашей корпоративной школе, куда в том году отдал Лёшку - тоже предлагал ввести. Просто для того, чтобы не создавать иллюзий, будто бы общество (воплощённое в школе) тебя безмерно любит, и - "лаской, только лаской". Да нет, нифига подобного. Достал учителя - огреби по заднице. Всем - так проще будет. Но меня в этом не поддержали другие участники опекунского совета.

Но как дисциплинарную меру в семье - я всё-таки порку не признаЮ. У родителей - гораздо больше иных рычагов воздействия. И если пришлось влиять на чадо, тупо причиняя ему дозированную боль, - это всё же фейл. Это всё же значит, что не смог по-нормальному достучаться до человека, которого знаешь с момента зачатья и который целиком от тебя зависит. А это - поражение.


К тому же - это уж конкретика нашей семьи - ну что для Лёшки ремень после уотербординга? А он прошёл у меня полный курс, похлеще, чем пустынные бурнусники в Гитмо (потому что они куда как быстро раскалываются). И он сам на это вызвался. Вернее, я поставил такое условие, чтобы он получил право заплывать за буйки и купаться в шторм.


Плавает-то он с четырёх лет, и всё совершенствуется, но чтобы в шторм купаться - я для спокойствия Женьки его этой процедуре подверг. Уотербордингу, "самой зверской пытке, практикуемой американской военщиной". То есть, когда зафиксированному человеку с закрытыми глазами - неравномерно плещут на лицо и в рот водой. И Лёшка - очень быстро освоился. В чём я сейчас уверен - он ни при каких обстоятельствах не захлебнётся и не запаникует. Это, в конце концов, противоестественно, когда человек тонет. Человек не рождён для того, чтобы тонуть в воде. И когда вода его убивает - это всё результат паники, не менее и не более того.


Насколько, блин, естественно для человека получать ремнём по жопе и привыкнуть к ощущению? Нет, можно, конечно, вывести абсолютно зашуганное существо, которое будет съёживаться при одном виде ремня и молить: "Ну не надо, папочка, ну не надо". Но только мне такого нафиг не нужно. Ещё не хватало - невротиков плодить. А нормальный парень - он, вообще-то, тем и ценен, тем и парень, что умеет боль переносить.


И, ей-богу, розга может считаться хорошим средством воспитания устойчивости к боли, но есть и лучшие (особенно, если знать аккупунктуру). А как средство наказания - я заведомо знаю, что с моим сыном это не прокатит. Вернее, даже так скажу. Если пороть его ремнём за всякую фигню, вроде неподчинения приказам и детские оплошности - то что делать, скажем, за жестокое обращение с животными? Кнутом сечь?


По правде, это было моим самым главным родительским кошмаром с его рождения. Что, если мой сын возьмётся мучить кошек или щенят и получать от того удовольствие? Тут, боюсь, я бы поутратил чувство родства, поскольку сам всегда жёстко противопоставлял себя ребятам, делающим такое. "Не понимаю, зачем мучить зверушек, когда есть люди".


И даже сейчас, когда слышу от кого-то "Да ладно! Неужели тебя никогда не прикалывало швырять о стену котят?" - отвечаю честно и сдержанно: "Нет, не прикалывало. Я этого никогда не делал и не хотел делать. Спустить в унитаз лишних кошкиных котят - дело одно. Это необходимость. Устраивать из их убийства фарс и наслаждение - другое. И, спасибо, что напомнил, чем отличаюсь я от очень многих своих соотечественников...".


Ну и я-то - весьма жесток к людям, хотя добр к животным, а Лёшка, как оказалось, добр ко всем. В сентябре ехали на дачу, остановились по дороге, Лёшка вышел пописать - вернулся с котёнком где-то недельным. То есть, кто-то выбросил, наверно, и совсем недавно, и оно б очень скоро загнулось, но пока - пищит.


И видно, что если сказать Лёшке "положи, где взял" - это будет не то что сопли и слёзы, это будет НЕНАВИСТЬ.
Ну мы с Женькой решили: ладно, пусть оно побудет у нас, пока не ёкнется. Благо, Нерри (наш пёс, гигантский метис волка с хаски), обнюхав - одобрил. Но Лёшке сказали: вот эта зверушка - это целиком твоя зверушка. Ухаживать за ней - ты будешь.


Мы показали, как эту кошатульку пипеткой кормить - и Лёшка добросовестно кормил три недели. И оно не сдохло - оно вполне так развивалось. А сейчас у нас есть кошка, чисто Лёшкина кошка, которая стала семейным достоянием (даже Нерри её полюбил). Очень забавное существо. И это, кстати, полезно, чтобы ребёнок имел собственную животину, о которой заботится, за которую переживает. Это немножко для него проясняет отношение родителей к нему самому :-)



Другие статьи в литературном дневнике: