Что Россия может предложить миру?

Артем Ферье: литературный дневник

В этот тихий, милый сочельник хочется думать о чём-то позитивном, оптимистичном.
Кому-то покажется странным, но для меня очень позитивная и оптимистическая тема – перспективы российского экспорта.


Меня часто спрашивают: «А вот если отбросить всякие углеводороды и прочее сырьё, то что может дать миру Россия, какая её продукция имеет шанс пробиться на международные рынки и что в принципе может быть выгодно производить здесь?»


Краткий ответ: «Если облегчить налоговое бремя и упростить налоговую систему, если сократить половину госнадзоров, урезать их полномочия и отменить бОльшую часть идиотских правительственных регуляций для бизнеса, если лишить Трудовой кодекс обязательного характера и если наконец легализовать в России частное рабовладение – то здесь будет выгодно производить ВСЁ. И любая российская продукция будет обходиться настолько дешевле европейской, с их мародёрскими налогами, с их драконовской бюрократией и с их обезумевшими профсоюзами, что у ЕЭС не останется никаких шансов в плане конкуренции с нами, покуда сами не возьмутся за ум».


Вместе с тем, мне бы не особо и хотелось, чтобы Россия вновь превратилась в огромную индустриальную помойку, какой был старина Советский Союз и какой сейчас является Китай. Собственно промышленное производство – это не бог весть как престижно и здоровски в нынешнем мире, а в чрезмерных масштабах – оно в любом случае оказывает чрезмерную нагрузку на экологию. Мне же берёзки в рощицах и окушки в речках – как-то вот малость ценнее, чем моральное благополучие биологических приставок к станкам, получающим иллюзию собственной полезности.


Поэтому, полагаю, для бизнеса было бы предпочтительней сконцентрироваться на инвестициях в те проекты, которые сулят наибольшие и наиболее надёжные прибыли с выходом на внешние рынки.


Во-первых, конечно, сельхоз. Да, Россия уступает многим странам по благодатности климата, но зато – имеет огромное количество пустующих земель с весьма плодородной почвой. Если же помножить эти преимущества на смелое применение трансгенных технологий, если развеивать средневековые предрассудки против ГМ, популяризируя солидные научные исследования по этой теме, а не шарлатанский бред, если проводить агрессивную рекламу ГМ-продукции как более чистой и полезной, выращенной без использования ядохимикатов (что совершенная правда), - мы можем занять лидирующие позиции в этом прогрессивном секторе сельского хозяйства, за которым – в любом случае будущее.


Во-вторых, из промышленной продукции – следует делать упор на то, что исторически удавалось русским лучше всего и пользовалось признанием в мире. Я говорю, конечно, о продукции военного назначения.


Собственно, и сейчас Россия занимает первое место в мире по объему продаж вооружений, но ещё далеко не исчерпаны возможности расширения сбыта для фирм нашего ВПК.


Могу подкинуть одну идею (которая даже не требует развязывания новых конфликтов среди всяких бабуинов, чтобы впарить им наши «громовые палки»).
Вот сейчас некоторые российские производители пытаются вновь выйти на рынок среднемагистральных пассажирских реактивных самолётов (тот же Сухой Суперджет) и малой авиации (там много примеров, много проектов). И да пребудет с ними удача, конечно, но, следует признать, этот рынок очень насыщен, причём такими брендами (для магистральщиков - одного Боинга хватит), с которыми конкурировать реально сложно.


Вместе с тем, наши маркетологические исследования показывают, что в весьма скором времени среди состоятельных парней может возникнуть мода на сверхзвуковые летательные аппараты. Во всяком случае – вполне реально им эту моду навязать, коль скоро будет выставлено соответствующее предложение. И это будет – совершенно новый рынок, на котором у российских производителей в принципе не ожидается сильной конкуренции.


До сей поры опыт использования сверхзвуковых самолётов для гражданских целей считается провальным и обескураживающим. Хотя, по сути, он сводился к эксплуатации тринадцати Конкордов и двух Ту-144 на внутренних советских линиях.


И то, и другое – конечно, было совершенно бредовое использование «суперсоников».
Само собой понятно, что люди, ценящие скорость перемещения, не больно охочи будут до рейсовых Конкордов, которые летают пусть быстро – но редко и не туда, куда надо конкретно этому состоятельному парню.
Поэтому реально состоятельные парни – отдавали предпочтение чартерным рейсам либо вовсе – обзаводились частным самолётам.
Это я могу говорить совершенно уверенно, поскольку сужу по себе и своим друзьям.
Вот, допустим, мне нужно попасть ASAP из Москвы на P-51D, нашу тихоокеанскую базу и корпоративный курорт в трёхстах милях от Оаху. Ну и какой мне прок от Конкорда, летающего между Парижем и Нью-Йорком? Это мне придётся брать билет на рейс до Парижа, ждать этого рейса, потом кантоваться в Париже до вылета Конкорда, потом он реально шустро перебросит меня через Атлантику, но потом – мне придётся лететь через Сиэтл на Гонолулу, а оттуда – добираться какой-нибудь Цесной.


Мы поступаем проще. Когда я узнаю, что мне нужно срочно прибыть на P51D, – я звоню командиру своего Гольфа, прошу подготовить машину к вылету (а она пребывает в постоянной технической готовности, ей только заправка требуется), через час прибываю на аэродром, мы вылетаем, дозаправляемся во Владивостоке или в Сеуле, и вот, без пересадок, без муторного ожидания, за шестнадцать часов – я на месте. А по рейсовой схеме, на перекладных, - я бы суток двое добирался. При этом – я могу курить в салоне, я могу отоспаться на полноценной кровати, я могу принять душ, и – мне не приходится нюхать смешанное амбре духов и пота каких-то перезрелых самок, не приходится смотреть на пьяные рыла каких-то недопырков, не приходится слушать их пьяный бред о собственной крутости.


То есть, провал стратегии применения Конкорда был в том, что он неверно позиционировался. Люди, готовые платить впятеро-вшестеро больше за трансатлантический перелёт, – они вообще не склонны летать на рейсовых самолётах. Да, они ценят скорость – но ещё больше ценят комфорт. Тем более, что и выигрыша по скорости не получается, когда этот самолёт используется как тупо рейсовый. А потому, потенциальная клиентура Конкорда – она больше тяготеет к персональным джетам.


С другой стороны, хотя Гольфстрим-550, – отличная машина, но вот, честно признаюсь, я уже давно мечтаю о чём-то большем. Чтоб и поскоростнее, и покомфортнее было (а то душ – это круто, конечно, но хотелось бы бассейн на борту иметь) И я-то могу только мечтать, но многие из моих друзей побогаче – реально готовы были бы отвалить пару ярдов баксов за, скажем, Ту-160 в гражданском варианте. Точнее, не «скажем» - а это уникальная машина, Ту-160, не имеющая конкурентов в мире.


Как стратегический ракетоносец – «Белый лебедь» имеет даже не нулевую, а отрицательную ценность для России (с учётом расходов на содержание). Ну потому что ни одному вменяемому человеку, включая руководство ГШ, не приходят в голову реалистичные сценарии боевого применения этой прекрасной машины. То есть, сама по себе война с теми противниками, против которых он может быть применён, – это не реалистичный сценарий, а шизофрения. Хотя, если кому-то угодно, для понтов и рекламы, - можно и сохранить их на вооружении.


Но вот если возобновить их выпуск в гражданском (люксовом) варианте, как частный юбер-пепелац для крутейших парней мира сего, - оно будет пользоваться спросом. И Россия – одна из двух стран в мире, в принципе способных предложить такую машину (при том, что американский B-1B – всё-таки уступает по многим параметрам, включая возможную кубатуру бассейна на борту и скорость).


Однако ж, и помимо уникального Ту-160, – у России есть, что предложить для состоятельных парней попроще, которые всё же не миллиардами, а сотнями миллионов баксов оперируют.


Что следует признать, Россия – одна из очень немногих стран, которые вообще производят сверхзвуковые летательные аппараты. Можно, конечно, поставить это в заслугу «советскому периоду» (хотя я думаю, что без этой вашей дурацкой революции всё было бы ещё лучше, когда б не свалили ребята вроде Сикорского), но факт есть факт: очень мало кто в мире способен (покамест) самостоятельно разрабатывать и производить достаточно надёжные сверхзвуковые самолёты.


Пока – исключительно в военных целях. Что, конечно, не имеет коммерческой отдачи, покуда не использовать продукцию для таких благих и выгодных целей, как Реконкиста Африки (это тоже насущный, но несколько иной вопрос).


Но – кто мешает взять наши очень хорошие, тщательно вылизанные, годами испытанные сверхзвуковые истребители и переделать их под частное гражданское использование?


Ей-богу, я бы купил разоружённый «фланкер» миллионов за тридцать баксов (а вооружённый – за сорок :-) ).
И многие люди, имеющие даже такие скромные личные финансовые возможности, как у меня, - тоже купили бы. Особенно, если там будет хотя бы пять пассажирских мест и некоторый отсек для багажа. Но при этом – сверхзвуковая машина с очень хорошим уровнем безопасности (а ведь катапультируемые кресла, которые в самом деле отлично проработаны в русской школе, - это как раз то, чего нет на бизнес-джетах).


Что я хочу сказать: потребность богатеньких буратинок в частных сверхзвуковых самолётах – объективно складывается. И либо русские холдинги будут щёлкать клювом, ожидая, пока эту потребность покроют французские, американские и китайские производители, либо, имея изрядный задел в данной области, возьмут фортуну за вымя и выдоят тот профит, который по праву им принадлежит. И тут – смело, напористо нужно действовать. Завоёвывать рынок – и одновременно формировать его, рассказывая, как это круто, иметь собственный сверхзвуковой самолёт. А это – реально круто.



Другие статьи в литературном дневнике: