Асфальт как школьная доска

Артем Ферье: литературный дневник

Многие, познакомившись с сотрудниками корпорации, в которой я имею честь состоять, отмечают весьма высокие личные и профессиональные их качества. Порой интересуются даже: «Где вы таких находите?»
Ну уж не на свалке – точно. Отбор очень жёсткий, многоступенчатый, производится не девочками, только-только получившими диплом психолога, а матёрыми дядечками, у которых в течение многих лет от умения разбираться в людях зависела их жизнь, в буквальном смысле.
Однако ж, что важнее, - так это воспитательная работа с кадрами уже после их приёма. Осуществляется она с применением крайнего садизма, лжи, коварства и глумления. А потому – очень эффективна.
О каких-то приёмах, вроде провокации сомнительного стороннего заработка за вознаграждение, я уже рассказывал в своём этом дневнике. Сегодня – хотелось бы рассказать о том, как в воспитательных целях можно применять дорожное полотно и двигающиеся по нему моторные транспортные средства.
Почему захотелось? Да потому что весна наконец пришла, потому что повылазили подснежники, повалили толпами на дачу, - и езда по Москве и Области сделалась особенно… интригующей.


Итак, многие справедливо отмечали, что стиль вождения – может очень многое сказать о человеке. Куда больше, чем тесты Люшера или Роршаха (тем более, что девочки, только-только из института, обычно не знают и не могут знать, для чего эти тесты в действительности созданы и как их правильно применять).


Ещё больше о человеке может сказать – образ реагирования на те или иные дорожные ситуации. И не только сказать – но и помочь произвести некоторую коррекцию мировоззрения в угоду нашим целям и задачам.


Итак, поступает в мой департамент новый стажёр. Конечно, мы уже знакомы, я его собеседовал, и мы с ним на «ты» (это общий корпоративный стиль), но пока – между нами пропасть. Я семнадцать лет в деле, я вхожу в совет директоров, мною пугают непослушных детей и генералов, а он – пока что всего лишь сопляк, который ничем себя не проявил. И плевать, кем он был на военной службе, в ментовке, в юридической или охранной фирме, или где там ещё. У нас всё по-другому. И я имею в виду не только повышенные требования к качеству сотрудников и их работы, но у нас просто другие подходы, другая жизненная философия. Что мы и стараемся объяснить в максимально доходчивой и запоминающейся форме как можно раньше.


Как это делается? Я подхожу к нему и обрисовываю задачу. Нам необходимо прибыть к определённому времени в определённое место. На важную встречу. Стрелять там ни в кого не придётся, он мне нужен исключительно в качестве шофёра. Поедем на его тачке.


Разумеется, новичкам про меня рассказывают всякие страшилки, вроде того, что я могу сломать какую-нибудь конечность или даже прострелить голову за одну только неосторожную фразу. Правда, не уточняют, что это бывают неосторожные фразы вроде «Мы найдём твою родню и вышлем тебе в нарезке». Ну и не малолетним бакланам я ломаю конечности за такие угрозы, а людям, которые должны понимать, чтО говорят. Но таких нюансов парень не знает, поэтому малость нервничает в моём присутствии. Вместе с тем – горд, что его заметили и взяли на ответственное задание.


Когда он садится за руль, да ещё и своей машины, - нервозность заметно снижается, а желание произвести на меня впечатление – нарастает. Водительское сиденье автомобиля – это привычная территория внутренней свободы для всякого мало-мальски опытного и уверенного в себе «автолюбителя». Над ней – в наименьшей степени довлеют иерархия и субординация. Пусть он везёт меня по моему указанию, но всё равно – я лишь пассажир, а он – как бы капитан корабля.


И вот мы едем. Я работаю с почтой, и парень понимает, почему я усадил за руль именно его, но - присматриваюсь к тому, как он ведёт, делаю выводы. И я очень рекомендую всем начальникам, желающим побольше узнать о подчинённых (то есть, вменяемым начальникам) – как-нибудь изобретать предлог, чтобы прокатиться с младшим коллегой. Кроме шуток, это очень, очень познавательно.


Проспект свободен, шуршим по асфальту где-то восемьдесят, как вдруг некий Фокус, идущий справа, включает поворотник и нагло режет нас.
У стажёра, понятно, всё в порядке с реакцией, он успевает притормозить даже раньше, чем матюгнуться.
После чего – разражается стандартной тирадой про «как таких вообще на дорогу выпускают… права купил… фордец купил кредитный… а на мозги – таким кредитов не дают».


Я немножко подначиваю. Говорю: «У меня, честно, возникло бы желание малешко наказать за такую езду. Потому что это реально беспредел».

Большинство стажёров отвечали: «Да ладно тебе, пусть живёт. Может, чайник, может, баба? Бог накажет». Или: «Извини, но я его боюсь. Хер знает, чего от него ещё ждать? Лучше обойду сейчас сторонкой – да и оторвусь».
Бывало, уточняли: «Наказать – в смысле, прижать к обочине и устыдить?»
Приходилось пресекать такую инициативу на корню: «Забей». Потом, в рамках курса спецвождения, его научат, как грамотно и безопасно прижимать машину, имитируя боковой таран, но не доводя до него. А пока – я не знаю, насколько он компетентен по данной части. Поэтому не надо такой жести, как прижимание тачки, идущей в левом ряду.
Один, особенно сознательный, порывался позвонить гайцам, чтобы на алкоголь проверили, на наличие прав. И хотя такая идея представлялась мне самой здравой, в данном случае нам совсем это было ни к чему, и я отговорил: «Да вряд ли он пьяный. Идёт ровно, не вихляет. Скорее всего, просто не заметил. И уже раскаивается».


Но один, правда, попался паренёк – своим умом крепкий. И очень, сицилийски мстительный.
«Уж я-то накажу! Я его, суку, так покараю – заебётся чехол сиденья отстирывать!»
Я приготовился к шоу, в общих чертах представляя себе, что у Славика, моего стажёра, на его крепком и самодостаточном уме.


Конечно, он обошёл того придурка на Фокусе, встал перед ним – и дал по тормозам.
Вообще-то, Славик рассчитывал, что дистанции должно хватить даже для самого неповоротливого ума и самых кривых ног на свете, чтоб оттормозиться. Но он хотел напугать обидчика видом стремительно надвигающейся нашей кормы, озарённой адским багровым пламенем стопарей. Заставить дорожного хама испытать примерно те же эмоции, что давеча испытал сам, когда давил тормоз, чтобы не вспороть этому Фокусу бочину. И чтобы хам – задумался, значит, на тему внимательности и уважительного отношения к другим участникам движения.


Но я не особенно удивился, услышав скрип сминаемого пластика, неохочее повизгивание приторможенных колёс и ощутив характерное подталкивание сзади, которое в более серьёзных случаях может привести к хлыстообразной травме шеи, но наш случай был лёгкий.


«Нет, ну не мудак?» - возмутился Славик.
«Что ж, - сказал я, - морду его тачки ты ему помял. Хочешь наказать по-настоящему, по-взрослому – пойди, что ли, намни ему его собственную морду. Я вот только регистратор сейчас поверну, чтобы ничего не упустить. Девочкам потом показывать будешь».


Кажется, несмотря на всю эмоциональность, Славик понял намёк и чуточку охолонул. «Да ладно уж, я всё миром сейчас решу».


Но миром решить не удалось. За рулём Фокуса оказался совсем лоховатого вида паренёк, явный офисный клерк низового разбора – и явно обстремавшийся до заикания. Да, он слышал, что девяностые прошли, что теперь у нас диктатура законности, ОСАГО и КАСКО, а это значит, что теперь в случае аварии из битой машины выходит не братва с намерением выставить на бабки, а… какой-нибудь псих с травматом. Ведь по телевизору показывают именно такие душераздирающие сцены, как разъярённые психопаты палят друг в друга из травматов только потому, что «поцеловались» на дороге (сколько упоминаний домашних животных и половых извращений предшествует стрельбе из резиноплюев – телевидение обычно умалчивает). Поэтому, как выяснилось, паренёк первым делом позвонил 112 и гайцы уже были уведомлены о ДТП.


Славик пытался увещевать во всю силу своего красноречия и лукавства:
«Слушай, перезвони им и скажи, что произошла ошибка. Типа, тебе только показалось, что было касание».


«Но ведь было же. У меня бампер смят, да и у вас. Но вы не беспокойтесь, моя страховка всё покроет».


Славик огрызался:
«В жопу страховку! Что у нас – это наши проблемы. К тебе нет претензий. А что твоё… так, с собой у меня всего двенадцать тысяч? Я их тебе отдаю вот, а если не хватит - расписку дам, что обязуюсь покрыть ущерб. И хороший сервис подскажу, где тебе всё сделают так, что вообще муха не сидела. Ты просто туда приедешь – и тебе бесплатно всё починят. Ещё и ТО проведут».


«Мне пока рано ТО проходить. Я всего неделю езжу».


«Вообще – или на этой машине?»


«Вообще. В прошлом месяце права получил».


Славик пытался усовестить:
«Ну, это многое, конечно, объясняет, что ты чайник, но будь ты хоть человекообразным чайником! Мы спешим очень, по важному делу! Некогда нам гайцов дожидаться!»


«А как же без них? По закону ведь – требуется. Нет, не буду я перезванивать. Вдруг кто-то ещё из мимо проезжавших тоже позвонил и сообщил номера? И тогда получится, что я скрылся с места ДТП?»


Надо отметить, авария случилась в довольно позднее время, машин было мало, но сколько-то десятков их проехало мимо нас, не сильно затруднившись. Один сознательный мужчина, медик, даже остановился и поинтересовался, не нужна ли помощь.


Славик ярился:
«Слышь, пацан, ты совсем дурак, что ли? Кто будет номера вычитывать да сообщать? Да кто их вообще запомнит, когда мимо пролетают? Если сообщили, то просто: «Кажется, произошла авария». Именно – кажется. Поскольку со стороны эти повреждения вообще нихера не видны».


«А если здесь камера висит? Нет, я хочу спать спокойно».


Славик бесился:
«Вот же ты мудило! Мало того, что ездишь, как чёрт морской, – так ещё и… драматизируешь! Параноик, ёпты!»


Обратился ко мне:
«А может, ну его к бесу? Уедем – да и всё?»


Я пожал плечами:
«Давай. Вот только он-то не уедет. Дождётся гиббонов, сообщит, что другой участник ДТП скрылся, – и твой номер окажется в базе».


Замечу, для полноценного сотрудника это не было бы серьёзной проблемой, поскольку номера он может менять, как перчатки, подбирая подходящие из нашей базы, чтобы не подставлять непричастных людей, а вместо водительского удостоверения показывает некий более серьёзный документ. Но на стажёров такая лафа, понятно, не распространяется.


Тут как раз подъехал экипаж ДПС.
Оценили ситуацию:
«Несоблюдение дистанции? Все согласны?»


Паренёк из Фокуса потупился, совсем засмущавшись:
«Наверное, да. Но всё так быстро произошло. Я вообще ничего понять не успел».


Славик, собравши совесть в кулак, уточнил, покривившись:
«Да его-то вина небольшая. Он же чайник совсем. А я на самом деле резко оттормозился. Там собака дорогу перебегала».


Я сделал кое-какие пометки в своём мысленном досье, поставил пару плюсов Славику, и вмешался в беседу. Заступился за подчинённого, как и положено заботливому начальнику.


«Не было, - говорю, - здесь несоблюдения дистанции. И собаки никакой не было. Что было - экстренное торможение без необходимости. С целью спровоцировать аварийную ситуацию и «наказать» этого малоопытного юношу за то, что ранее тот по невнимательности подрезал нас, когда мы были у него в «мёртвой зоне». Так что, полагаю, здесь даже не «обоюдка», а чёткая вина моего водителя. В этом вы можете убедиться, ознакомившись с записью регистратора, установленного в нашем автомобиле. Он фиксировал не только ситуацию на дороге, но и реплики в салоне. Поскольку же произошло реальное ДТП с причинением материального ущерба, и поскольку этот гражданин (кивок на Славика) действовал намеренно, допуская вероятность столкновения, но относясь безразлично к последствиям своих действий, - налицо не преступная небрежность, а косвенный умысел. Соответственно, здесь уместно ставить вопрос о привлечении его не только к административной, но и к уголовной ответственности по статье 167 ч.2 УК РФ, умышленное повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений. До пяти лет лишения свободы. Но, конечно, окончательную квалификацию деяниям даёт только суд».


Надо было видеть лицо бедного Славика. Как же так? Ему столько говорили, что мы своих не бросаем, не даём в обиду, не кидаем на растерзание государству или кому-либо ещё – и тут такое гнусное, вопиющее предательство с моей стороны?


Долгое общее молчание. Потом Славик порывался что-то сказать, но капитан ДПС его опередил:
«Ладно, я предлагаю решить вопрос по-простому, без формальностей. Все и так уже потеряли много времени, поэтому воздержимся от возни с протоколом. Я так погляжу, машины пострадали незначительно и остались на ходу? Значит, могут продолжать движение. А что бампера помяты – на скорость не влияет».


Славик тряхнул головой:
«В смысле?»


Капитан растолковал:
«В смысле, этот парень сядет за руль своего Фокуса, начальник твой сядет за руль твоей Камри, и поедут себе, куда ехали».


«А я?»


«А ты сядешь к нам в машину, мы тебя вывезем в лесопарковую зону и применим регламент №215 «Об усилении мер борьбы с аварийностью на дорогах», статья 24 которого гласит, что водители, создающие аварийную ситуацию намеренно, а не по неосторожности, подлежат физическому уничтожению. Поскольку же в России действует мораторий на смертную казнь и она не может быть вынесена приговором суда, уничтожение производится БЕЗ судебного разбирательства и всей прочей подобной мутотени. Но ты не волнуйся: это будет небольно».


Славик, дотоле совсем вялый, оживился:
«Это вы, типа, так шутите? Типа, воспитываете? Нет же никакого «регламента 215»?»


«А жаль!» - довольно искренне молвил капитан.


Пришлось отравить Славику его веселье:
«Господин дорожный полицейский не прав только в одном. В том, что будет небольно. Это излишне оптимистический прогноз. Поскольку ты поедешь в лесопарковую зону не с ними, а со мной. И я тебе там кое-что объясню».


Поочерёдно жму руки остальным участникам беседы:
«Господа, большое спасибо за участие, но – пора разбегаться. Да, Андрюх, - киваю «мелкому офисному клерку», - отлично резанул, как всегда, очень правдоподобно получилось. И «клизму» впечатал – самое, что доктор прописал».


Для антуража – я действительно завожу Славика в лесопарк. Всю дорогу – молчу, предоставляя ему гадать, что его ждёт, и наслаждаясь «комковатыми» движениями его лицевых мышц.


Он тоже молчал, и лишь когда я остановился в дальней аллее, - робко замечает:
«Но Артём Викторыч, вы же ведь сами сказали, что надо бы его наказать?»


Я мог бы напомнить, что у нас не принято «выкать», но вместо этого - вздыхаю. Долго и протяжно.
«Ну-ка вспомни, Славик, что именно я сказал?»


«Ну как? Типа, что и вы были бы не прочь его наказать».


«Уже теплее. Но тебе всё же не приходит в голову, что если принимать любое высказывание начальства как руководство к действию – желательно хотя бы понимать и помнить точную формулировку? Смотри, не разочаровывай меня, совсем уж!»


Славик напряг лоб – и частично реабилитировался:
«Вы сказали, что у вас возникло бы желание малость наказать за такую езду, потому что это реальный беспредел».


Хвалю:
«Да, почти дословно. Но теперь – внимание, вопрос: ты серьёзно не видишь никакой разницы между «возникает желание наказать» и – «умышленно устроить реальную аварию с непредсказуемым результатом»? Вот не малюсенькой? Ты хоть соображаешь, что, подставляя свою машину то ли чайнику, то ли пьяному, - ты нихера не можешь контролировать его поведение? Ты думал, он успеет полностью оттормозиться – а он въехал в нас. И хорошо, что слегка только въехал, что всё-таки притормозил. А если он вообще невменько или с бабой по телефону срётся и нихера вокруг не видит? И непристёгнутым – башкой в лобовуху, со всего разлёту? А если он руль влево вывернет и на встречку уйдёт? Тебе подсказать, где найти классные подборочки забавных всяких видюх, чего бывает порой, когда кто-то на юз встаёт, а сзади – «сторож черепах» из анекдота? Или сам найдёшь?»


Славик кается:
«Да всё я понимаю, Артём Викторыч. Глупость, конечно, сделал. Но вот такая злость разобрала, что реально наказать захотелось. Действительно ведь чуть не впилился в него. Стресс, как бы».


«Стресс? – ухмыляюсь максимально плотоядно. – Запомни, стресс – это теперь, когда ты работаешь у нас, самое ёмкое и точное обозначение твоей жизни. Всё твоё существование – это один непрерывный, гнетущий стресс. Но если ты, пребывая в совершенно трезвом состоянии и находясь при исполнении готов поддаться эмоциям и устроить аварию лишь за то, что какой-то совершенно безобидный, неагрессивный чел, безо всякой злобной задней мысли, лишь по дурости и невнимательности, доставил тебе маленькое, мимолётное неудобство, вынудив долбануть педаль тормоза, - то что ж ты натворишь, когда будешь оттягиваться в кабаке и какой-нибудь придурок скажет чего-нибудь нехорошее про твою маму или воздушно-десантные войска?»


Вообще, должен отметить, Славик – единственный бывший десантник в моём «дипломатическом» департаменте. Их частенько берут в штурмовые группы (хотя, обычно, не срочников), но для нас это изначально очень настораживающий факт, служба в ВДВ. Не хочу оскорблять вменяемых и достойных голубых беретов (какие, безусловно, тоже есть), но всё-таки бравада, легко перерастающая в быковатость, - это их родовое, можно сказать, клеймо (как рода войск). В причины вдаваться не буду – но вот что есть, то есть. И для нашей работы – это не очень подходящее свойство, склонность рвать тельник на груди и показывать свои геройские наколки таким людям, которым это просто похер. Которые согласны видеть в тебе либо нормального собеседника, либо мишень, tertium non datur.


Славик, однако, поработал пару лет в одной нашей «сателлитке», легальном ЧОПе, и проявил себя очень хорошо. Как очень спокойный, разумный и адекватный парень, предпочитающий даже по пьяни разруливать конфликты добрым словом и тонким психологизмом, а не устраивать сходу «второе августа» всякий раз, когда кто-то проявляет недостаточный пиетет. Он сознательный парень, на самом-то деле, но в этой автодорожной ситуации сознательность его, возможно, и подвела. Сознательность – как неизбывное стремление изменить мир к лучшему.


Он не имел возможности сделать словесное внушение подрезавшему нас «долбоёбу», за отсутствием связи, поэтому – решил сделать хоть какое-то. Глупо – но от чистого сердца.


Подумав, я сказал:
«Ну и что мы имеем в итоге? Мы имеем две помятые машины. Одна из них твоя – и не рассчитывай, что тебе её починят за счёт корпорации. Не в этот раз. О причинах, думаю, подозреваешь. Если нет – посмотри контракт повнимательней. Вторая машина – служебная. Из нашей конюшни, как ты, надеюсь, уже догадался. Стоимость её ремонта – будет вычтена из твоей зарплаты. Так, для закрепления урока».


«Но главное, Славик, как ты был информирован непосредственно до поездки – она, вроде, имела какую-то цель? Я на какую-то встречу важную собирался, нет? И где я оказался, доверившись тебе? Посреди ночной трассы у двух разбитых корыт в обществе двух баранов, которые асфальт, извольте видеть, не поделили. И что мне делать-то прикажешь, имей я действительно важную встречу? Ловить «шахида» на ржавой пятёрке, чтобы метнуться на дачу к знакомому магнату? Или вызвать жёлтенькое такси? Это чтобы его на обратной дороге прямо на въездном посту тормознули и расспросили водилу, кого он подвозил? Или вызвать кого-то из наших, уведомив контрагента о моём неизбежном опоздании? Но я не Путин, я не опаздываю».


«Да и с тобой-то как было мне поступать? Оставить для ментов записочку, мол, забейте, ребят, не надо никого наказывать, не надо никаких протоколов, я так сказал, великий вождь, пхао! И копию – для страховой компании: вы там ущерб как-нибудь возместите, но без бумажек ментовских, ибо ерунда это всё. Нет, а ну как чудик этот реально рогом упрётся: компенсацию на месте принять не согласен, хочу всё по закону! А ну как он связан с какими-нибудь Синими Ведёрками, и разведут они бодягу, типа, беспредельщики-подставщики устраивают ДТП, причём намеренно, а менты даже протокола не оформляют, тотальная коррупция? Вдогонку к печально известным «тюменским мажорам», буянившим в Ё-бурге, - может проканать в негодующей блогосфере. Тебе снова рассказать, как нам «желанна» засветка наших персон в публичном пространстве? Не забыл? А чтоб избежать её - мне что, валить этого чудика, с которым ты стукнулся? Или бабла ему отстегнуть столько, чтоб он на всю оставшуюся жизнь рот себе кавьяром заткнул?»


«Ты хоть соображаешь, Славик, сколько ты мог создать мне проблем, АБСОЛЮТНО на ровном месте? О скольких вещах мне пришлось бы парить свой и без того изнурённый мозг? Надеюсь, ТЕПЕРЬ ты это понимаешь, и у меня нет необходимости активировать твою голову, совершая какое-то физическое воздействие на неё. Но о чём ты тогда думал-то, когда «покарать» его вознамерился подобным образом? Если уж так радеешь за безопасность дорожного движения – слил бы его ментам, и дело с концом. Они б ему сами объяснили правила перестроения. Тебе-то – на кой хер их функции подменять? Ты где у себя жетон на груди разглядел?»


«Знаешь, самая близкая аналогия твоего поступка: это служебный пёс, который шёл по следу злодея, но вдруг отвлёкся на более важный приоритет. Именно: кошка, которая нахально перебежала ему дорогу и даже зашипела на него. И поэтому, конечно, не будет покоя, покуда не загнать мерзавку на дерево. А лучше, конечно, схватить и растерзать. Это ничего, что преступник успеет уйти. Это ничего, что придётся улаживать конфликт с хозяевами кошки. Главное – не остаться равнодушным, главное – наказать ИСТИННОЕ зло».


«Но если аналогия с таким недисциплинированным служебным псом кажется тебе унизительной – возможна другая. С Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, который из-за кошки устроил погром по всей квартире и сорвал профессору приём. Тут – как бы человек. Даже справку о том выдали, в конце концов».


Эта история полгода назад случилась и, судя по дальнейшей работе, Славик извлёк необходимые уроки из нашего невинного дружеского розыгрыша.
Но, конечно, в нашем арсенале есть и много других «пранков», помогающих новичкам в игривой и непринуждённой манере усвоить две очень простые мысли:
1. Когда тебе кажется, что кто-то нарывается на конфликт, – сделай глубокий вдох и оцени, так ли уж нужно идти ему навстречу, и нет ли каких дел поважнее.
2. Если уж решил пойти навстречу и проучить грубияна – не дай тебе бог утратить хладнокровие и спороть горячку, вызвав не те последствия, на которые ты рассчитывал. Твоё состояние – не имеет никакого значения. Глубина твоей обиды – не имеет никакого значения. Это могло бы иметь значение для суда, но не для нас. Поскольку для нас самое глупое словосочетание в мире – это «причинение смерти по неосторожности». И не в силу своей стилистической корявости. «Неумышленное убийство» - звучит нисколько не менее глупо.


Ну а когда человек учится контролировать себя в любой ситуации и всегда думать о последствиях, избегая превращения в гневного альфа-бабуина, отстаивающего свой статус в борьбе с другими бабуинами, - естественно, он становится очень эффективным и успешным профессионалом. Сначала он учится вести себя так, чтобы не эскалировать конфликты с людьми, которых не намеревался на самом деле грохнуть, потом – он учится внушать симпатию едва ли не одним лишь сиянием своей ауры, незапятнанной мрачными помыслами. Что, безусловно, ценнейшее качество и для бизнесмена, и для менеджера, и для сыщика, и для адвоката, и для шпиона, и для киллера (надеюсь, ни один киллер не обидится, что я поставил их профессию в один ряд с адвокатской?)


Но по-настоящему научить этому можно лишь на практическом опыте, тогда, когда человек попадает в реальные трудные ситуации (или уверен в их реальности). Иначе – он сам не знает, чего может натворить, когда его захлестнут эмоции. А для этого, конечно, необходимы провокации.


Однако же, насколько в курсе, они очень ограниченно и слабо используются в воспитательной работе государственных и большинства частных организаций. И понятное дело, что слушать на собрании сквозь полудрёму бубнёж начальника о необходимости ответственного отношения к работе, укрепления трудовой дисциплины и верности общему делу – это одно. А осознавать, что ты по глупости только что совершил уголовное преступление и очень серьёзно подставил такого начальника, про которого ходят слухи, будто он имеет привычку простреливать головы за одну неосторожную фразу, - это совсем, совсем другое. И страх-то – не в том, что Я с ним могу сделать (не до такой степени они доверчивы, наши стажёры). Страх в том – что он, оказывается, сподобился САМ с собой такую херню сделать и пустить жизнь под откос. Вообще ни за что.


Потом, конечно, - вздох облегчения, что всё обошлось, что всё как бы понарошку оказалось. Как будто старый сейв загрузил, до того как сфакапился. Но – остаётся память о том, каково было, когда считал, что всё реально и сделанного не воротишь.



Другие статьи в литературном дневнике: