Снова о Pussy Riot

Артем Ферье: литературный дневник

Вышло (с третьей попытки) экспертное заключение , подкрепляющее обвинение по 213-й.


Многое в нём, конечно, комично, даже умильно. Но по существу - да разумеется, там хулиганство в полный рост. Прийти в церкву, намеренно нарушить все мыслимые правила поведения самым нескрываемым образом, игнорируя замечания священнослужителей, - что это, как не хулиганство? Если ко мне в дом вломятся какие-то безумные девицы и начнут совершать протестный молебен, запрыгнув на моё бюро, - я вообще за мухобойку возьмусь. И хотя имею мало симпатий к РПЦ - но признаю её право ограждать свои культовые сооружения от подобных нежеланных посетителей. Это её территория, они там устанавливают правила, и могут требовать хоть какой-то ответственности за злостное, вызывающее их нарушение.


Единственная сложность с квалификацией возникала в связи с идиотической формулировкой состава, который в данном случае требует обязательного наличия мотива религиозной ненависти. Я не могу понять этого требования. Как по мне - да пофиг, в чём состоял конкретный мотив. Я могу даже представить, что и Герострат в действительности не имел какой-то ненависти к Артемиде и к её поклонникам из Эфесского храма. Его мотив был в другом - в жажде славы. Но это не отменяет социальной вредности его поступка. Поэтому, я не понимаю, зачем нужно требовать установления конкретного мотива, когда вполне было бы достаточно объективной стороны и хотя бы косвенного умысла на совершение хулиганства.


Эти, правда, Пуськи ничего не жгли, не уничтожали, никого не били, оружием не размахивали - поэтому ответственность должна быть минимальная. Я бы дал пару лет условно и замял бы на сём это дурацкое дело, где хуже всех смотрится РПЦ (но уж сами её чины виноваты, что так себя повели и в таком неприглядном свете выставились).

Мурыжить этих девиц полгода в застенках - возможно, перебор, но не могу исключать, что судейские попросту опасаются за их жизнь (с учётом "благостности" оскорблённой православной паствы). Если будет хоть какой-то уголовный приговор (именно уголовный) - ПГМнутые получат основание верить, будто государство не считает их за то говно, каким они являются, и всё же как-то оберегает неприкосновенность их храмов от бесшабашных девиц, желающих привлечь к себе внимание путём эпатажа, безусловно перерастающего в хулиганство. Но с учётом фактической безвредности их шалости (никто не умер, ничего не сгорело) - срок условный. Это будет самый мудрый выход из ситуации. Если особо кровожадные "христоносцы" не утихомирятся, станут требовать более суровой расправы, - можно будет привлекать уже их. Но перед этим - показать всё же надлежащую реакцию на ущемление их прав.


Поэтому я даже рад, что следствию удалось наконец разжиться экспертизой, которая даёт шансы на обвинительный приговор. Он не должен быть чрезмерно суровым и сопряжённым с реальным сроком - но он всё же должен быть обвинительным. Нельзя заявить, будто в этом вообще ничего противоправного нет, в таком поведении в храме. Да в любом чужом доме - это противоправное было бы поведение. И девицы, когда шли на это, прекрасно знали, что нарушают общественный порядок, делали это намеренно, и готовы были понести ответственность. Если нет - то полные дуры, наверное.


Ещё - лингвистический нюанс. Помню, как-то читал у Латыниной, что на самом деле этих девиц нужно называть не "Пусси", а "Пасси". Якобы, так это читается по-английски. Да, но только в том случае, если pussy означает "гнойный". Но я не думаю, что Pussy Riot - это "Гнойный мятеж". Скорее - "****обунт". И в этом случае pussy читается как "пусси". Ну, английский язык - он такой. Пишем "Ливерпуль" - а читается когда "Манчестер", когда "Бирмингем".



Другие статьи в литературном дневнике: