О Христианстве и школеМногие мои знакомцы (не коллеги) - в курсе, что мой сын ходит в корпоративную школу, созданную специально для детей сотрудников и абсолютно независимую как от Минобра, так и от каких-либо общественных организаций помимо собственного Попечительского Совета из спонсоров (преимущественно родителей). Имея некоторое представление о нашем менталитете хотя бы по моему примеру, эти знакомцы, естественно, не спрашивают: «Есть ли в вашей школе основы православной культуры?» Но всё же интересуются: а есть ли в целом какая-то политика по освещению религиозных вопросов, когда они возникают? Что ж, честно скажу, со стороны родителей (сотрудников Корпорации) и их детей (учащихся) – такие вопросы практически не возникают. Поскольку людей с каким-то обострённым отношением к религиозным вопросам – мы попросту не принимаем в свои ряды, отсеиваем на первом же собеседовании под любым предлогом. Мы – структура силовая, имеющая очень большие возможности, но это подразумевает и большую ответственность, а потому – нам не нужны проблемы, неизбежно порождаемые фанатиками. Причём, это касается не только одержимых мистических мракобесов, норовящих всех и вся обратить в свою веру либо покарать неверных, но и воинствующих атеистов, норовящих сделать, по сути, то же самое. Для нас это равно неприятно: что боговер, кричащий в каждое ухо: «Я верую в Господа, и потому выше вас, презренных безбожников, скитающихся во тьме», что и столь же шумный атеист, стремящийся всем и вся доказать невозможность бытия Бога (а равно Деда Мороза, Саурона и Люка Скайуокера). Мы приветствуем людей умеренных и деликатных в подобных делах, сознающих интимный их характер и рассматривающих свою религию как удобный ИМ(лично!) набор неких медитативных упражнений и приятных ритуалов, не более и не менее того, но вполне готовых к тому, что окружающие будут временами подшучивать над их «хобби», равно как и готовых отшутиться в ответ, не хватаясь за нож. То есть – относящихся к этому без догматизма и фанатизма. Но с учителями (с соискателями вакансий) - некоторые накладки бывали. Нет, естественно, агрессивные боговеры, открыто изъявлявшие своё стремление навязывать религию, - отшивались сразу же. Но их и бывало очень мало, ибо к нам педагоги приглашались всё же по рекомендации. Однако ж, принципиальные проповедники атеизма, люди научного склада ума, которые, естественным образом, испытывают глубокую антипатию к скатыванию России в очередное религиозное мракобесье и стремятся этому всячески воспрепятствовать, - они создавали некоторые проблемы. Которые приходилось разбирать. Беда этих ребят в том, что они собирались бороться с богословами – на их же, богословском поле, притом будучи, честно сказать, мало подкованы в знании источников. И потому их критика религиозных основ монотеизма (христианства прежде всего, если уж говорить о России) – выглядит довольно беспомощной и наивной «лео-таксиливщиной», если не «иван-бездомовщиной». Ну вот, к примеру, говорил мне один очень толковый биолог на собеседовании (а я, как сопредседатель Попечительского Совета, собеседовал абсолютно всех желающих учить в школе моего сына): «Как учёный, я постараюсь не оскорблять чувства христиан в грубом виде, но, если вопрос возникнет, буду указывать на внутреннюю противоречивость христианской веры». Спрашиваю: «Ну вот, скажем, с одной стороны – «подставь вторую щёку», а с другой – «не мир я принёс, но меч». Налицо – двойной стандарт». К слову, это расхожее (недо)понимание Евангелия что у далёких от первоисточника атеистов, что у многих людей, по недоразумению почитающих себя христианами. Будто бы Христос действительно дозволял кому-то обратить на другого человека меч, который он сам же, Христос, и принёс. Ну поскольку эти люди, называющие себя христианами в современном мире, – не менее далеки от истоков веры, что и их критики-атеисты. Приходилось объяснять: Он не унимался:
Того биолога я заверил, что в нашей школе никто и никогда не будет требовать, скажем, преподавания на равных эволюционной теории и креационистской, поскольку наука есть наука, а догматы есть догматы, но и ему лучше не лезть в опровержение христианства, поскольку не его это область знания, а безосновательными придирками и передёргиванием – только навредить можно. Потом попадётся ребёнок в лапы действительно компетентного теолога – и тот элементарно разобьёт все эти «противоречия», выдранные из контекста, просто предложив ознакомиться с текстом самих Евангелий и более-менее грамотно их прокомментировав, если где будет неясен старомодный слог синодального перевода. Собственно, это и я могу сделать по наиболее известным таким придиркам. Не исключаю, кстати, что эти слова были приписаны Христу (и только в Луке) уже после взятия Иерусалима легионами Тита спустя тридцать лет и уничтожения Храма. Как пророчество «задним числом». Такое бывает в сакральных текстах. Но в любом случае, вовсе не против материнства и детства он тут выступал. А якобы предвещал именно жителям Иерусалима, города, чей народ обрёк его на распятие: «Постигнет вас гнев Господень, и настанут такие времена, что живые позавидуют мёртвым». Примерно так. Ну и я не знаю, КАК нужно было прочитать евангельский текст, чтобы вывести из него: «Иисус утверждал, что смерть лучше жизни». Ну это… не знаю, примерно как пранкеры, общаясь с Ксенией Собчак, заполучили от неё фразу: «Вы что, всерьёз думаете, что Владимир Владимирович Путин поставил меня вести передачу Дом-2»? Естественно, потёрли руки, и далее всем последующим жертвам крутили фразу в несколько обрезанном виде: «Владимир Владимирович Путин поставил меня вести передачу Дом-2», чем ввергали людей в некоторое охуение на тему того, какого такого кокса нюхнула Ксюша. Но это-то ради прикола делалось, а когда теми же методами пользуется пропаганда - по-моему, это такая полемическая нечистоплотность (либо просто крайняя тупость), что моментально девальвирует достоинства критики, как только бывает вскрыта вдумчивым читателем. То же, скажем, и с приписыванием Христу каких-то маниакальных устремлений (не тех, которые он имел в действительности) на основании цитаты из Лк: 19,26: Тут «критеги» сразу два противоречия просекают. Во-первых, призыв к нарастающему социальному расслоению, в противоположность утверждению о том, как непросто богатому пройти в Царство Божие, а во-вторых – с призывом о непротивлении насилию. «Другим, значит – «подставьте вторую щёчку», а сам – «избейте тех, кто противится моему царству». Вот ведь лицемер!» Обвиняли Иисуса и в расизме, в иудейском шовинизме. На основании одного эпизода. Он в нескольких Евангелиях есть, но, вот, скажем, в Матфее, 12, 26. Получается, это история о том, как Иисус, несмотря на свои расизм и хамство, всё же вошёл в жалость к «расово неполноценной», но только один раз? В действительности, этот случай – свидетельство как раз не «еврейского шовинизма» Иисуса, а открытости его учения для всех и вся, кто готов «правильно» уверовать в Единого Бога (который раньше был помощником только для евреев). И вот именно поэтому фарисеи-садуккеи и взъелись на Христа – что он сулил помощь еврейского Бога всем желающим и уверовавшим в него смиренно и кротко. Между тем как «ортодоксальные» иудейские жрецы считали (и считают) своего Бога исключительно СВОИМ покровителем. Вообще же, довольно глупо искать внутренние противоречия в философии Христа. Да, что-то было привнесено неточностями переводов и пересказами его учения разными людьми, но в целом – оно очень органичное и непротиворечивое. Именно это наталкивает меня на мысль, что Христос был реальной исторической личностью, создавшим единое философское учение, происходящее из иудейской религии и во многом подвергавшее её ревизии. И это, кроме шуток, был, наверное, славный парень (потому мне не очень приятны вульгарные «леотаксилевские» наезды на его личность). Думаю, этот парень – искренне возмечтал создать новую веру (на родной иудейской основе, но с отдушкой некоторых восточных культов, от зороастризма до индуизма, с коими он был, возможно, знаком) , которая бы примирила всех людей на почве АБСОЛЮТНОГО воздержания от насилия, смирения, кротости, нестяжательства. Кто он был по жизни, вот в период своих скитаний до возвращения на родную израильскую землю? Да чёрт его знает! Но мне почему-то кажется, что военный (когда надо – он умеет говорить властно). Ну и я навидался, ей-богу, вояк, которые именно так, через пресыщение насилием, и приходили ко вполне христианским идеям, даже если раньше и близко не интересовались ничем подобным. Рискну предположить, он повидал много насилия, самого зверского, самого бессмысленного, и – надорвался от таких зрелищ. Пришёл к убеждению, что корень сего зла – суетные амбиции людей, их воля к власти земной и благам бренным. А значит – остаётся лишь убедить людей в суетности и ничтожности всех подобных устремлений по сравнению с Царством Небесным. Да, это неизбежно вызовет гонения неверующих на верующих – но потом, хотелось ему надеяться, уверуют все, и наступит мир да благодать. И я допускаю, что он был добрый малый, а вовсе не такой человеконенавистник, как его рисует атеистическая вульгарная пропаганда. А вот что предлагал, по сути, Христос, - именно отказ от соперничества, от амбиций, от желания лично (или в команде) вознестись над прочими личностями (или командами) на земле этой «грешной». Отказ от всего земного – в угоду Царству Небесному, где лишь самые безгрешные (умертвившие в себе всякие земные амбиции) обретут наибольшее, и последние станут первыми. Поэтому столь часто христианство и называли «мертвящей», «некрофилической» религией (но вовсе не из-за слов про «блаженны нерожавшие» в Луке при шествии на Голгофу). И христианское учение – оно не противоречит само себе, как пытаются утверждать поверхностные критики Евангелий. Нет, оно очень гармоничное и целостное (если судить о нём по наиболее близким ко Христу источникам, конечно). А чему оно противоречит – так самой малости. Именно: природе человека. К наиболее полному пониманию обречённости христианства «в чистом виде» - подошёл, вероятно, Ницше в своём «Антихристианине». Но у Ницше та беда, что он, с одной стороны, очень образованный парень, и потому обильно и небрежно сыплет, как само собой разумеющимися, аллюзиями и цитатами, ясными ему и людям его круга, но вовсе неясными для современного «массового» читателя, а с другой – он тоже малость шизофреник, как и Христос, и более того – «поэт», по своему отношению к подаче своих мыслей аудитории. Сам я прочёл «Антихристианина» в шестнадцать лет, и тогда подумал: «Да, кто бы сомневался, что и сто лет назад были люди, способные вникнуть в существо Христова учения и критиковать его по существу! Фриц – гениален, конечно. Но, его пафосная писанина - ещё более «лёгкая дичь» для разнообразных интерпретаций, чем евангельские тексты. Неудивительно, что он и нациками был истолкован как провозвестник их довольно-таки убогих идей». Поэтому, честно, я не знаю, какое можно было бы порекомендовать чтение для школьников, чтобы ознакомиться как с Христианством в его чистоте, так и с критикой Христианства. Ну, чтобы составить представление о Христианстве как таковом, если вообще есть такое желание, - недурно, конечно, почитать эти коротенькие четыре книжки, Евангелия. Во всяком случае, только после этого можно судить, по-моему, о предмете. Другой вариант – не пытаться о нём судить, не пытаться в него вникнуть, а просто сказать: «Что было – то прошло, и я тут программы для космических ракет намерен делать, а во что кто верует – вообще не моё дело, пока эти ребята не начинают на меня наезжать». Чтобы стать «богоненавистником» - для этого, вероятно, нужно почитать Ветхий Завет, который втюхан христианам был для понимания многих мест Нового, где Христос бодается с фарисеями-садуккеями на такие темы, которые вообще непонятны без знания Торы. Правда, в «арийской» культуре ознакомление с Ветхим Заветом, как правило, влечёт такое следствие, как неизбывный антисемитизм (что всё-таки нехорошо и несправедливо по отношению к современным светским еврейским ребятам, которые сами – хрен положили на древние писания своего народа, а живут – по понятиям нынешней Цивилизации). Нет, я ни в коем случае не поклонник «долбославия» или идеи какого-то невзъебенного нравственного-культурного превосходства древних ариев над всеми прочими. Я признаю, что мои предки – были грязными, вонючими дикарями. И не важно, сколь отдалённые предки –десять тысяч лет назад, или пять, или тысячу. Нет, сам я не насилую пленённых дев и, тем более, не храплю в луже блевотины. Но всё же, вот как-то инстинктивно, я – носитель этого «арийского», варварского менталитета. «Завоевательского». Крут – тот, кто крут, де факто, и – vae victis :-) Но когда я читаю в Библии, в Бытии, про то, как Авраам, вступив в землю Египетскую, уговорил жену свою Сару выдать себя за сестру (как выясняется, она и была сводной сестрой Авраама), чтобы египтяне, прельщённые красотой Сары, не убили Авраама, - у меня оскомина возникает. Это ж каким чмом надо быть, чтобы подкладывать свою жену под чужеземцев, только лишь из опасения, что тебя грохнут, если представишься как муж? Нет, я ещё понимаю, когда муж и жена – разведчики, выполняющие некое важное задание, и жена использует свои женские чары и спит, с кем надо, разводя его. Но вот когда мотивация со стороны мужа: «Ложись, чтобы сохранить мою жизнь»? Как тут не блевануть-то? И как не испытать презрение к народу, который чтит своего прародителя, бывшего такой ничтожной вошью? Да по нашим, инстинктивным, арийским понятиям, вот если б Авраам вломился в землю Египетскую да всех там нагнул, да сам перетрахал фараоновых жён, да Саре своей подарил пленного фараончика для сексуальных утех и BDSM – это нормально было бы. Пусть байка – но изобличающая величие амбиций. Но когда народ гордится тем, что его прародитель подкладывал свою жену под всех правителей, а потом шантажировал гневом своего дебиловатого старшеклассника-бога, сам при этом ничего из себя не представляя – вот если именно этим он гордится – то как к нему относиться-то, к такому народу? Ну и вся Библия, как история еврейского народа, - это какая-то такая мерзость, что у многих сторонних наблюдателей возникала мысль: «Даже если это было на самом деле в вашей истории, от слабости вашей, - почему бы этого не скрыть сейчас, когда вы не столь слабы? Почему бы вам не создать себе героическую(!) историю?» Евреев – губит их честность (как бы комичной ни казалась сия мысль многим). И под «мерзостью» библейского сказания – я, конечно, не подразумеваю их блуд и разврат как таковой. Да я не ханжа. И я ничего не имею против хорошей оргии, на римский манер. Постольку – поскольку это просто приятное физическое упражнение и эстетическое шоу, не имеющее никаких пересечений с вопросами нравственности, в моём, «арийском» разумении. Но вот когда с одной стороны проповедуется рестриктивная половая мораль, а с другой – промискуитет, инцест, хрен знает что, то получается, что этот народ постоянно нарушает собственную же мораль. Не, ну и все эти близкородственные смешения, производящие потомство, – это всё-таки нездорово по-любому (хотя плоды имбридинга, будучи физиологически неполноценными из-за оскуднения генетического материала, могут являть усиление некоторых врождённых качеств). Неудивительно, что во все века еврейский народ имел «особый статус» в глазах окружающих. И вот я стараюсь не быть антисемитом – и это легко удаётся, когда имеешь дело с современными, светскими еврейскими ребятами и девчатами, которые болт положили на свою древнюю историю и отреклись от заветов предков. Но при этом понимаешь: светскость – это всё же «арийская» фишка, восходящая к тем самым головорезам-грабителям, возлежащим в лужах блевотины после пира в честь продажи в рабство с бою добытых и изнасилованных девиц (ничего не упустил?) Это фишка – начисто игнорирующая всю эту восточную религиозную мистику. Что мы стали цивилизованней и сдержанней в порывах своих (вроде того, что не насиловать всех покорённых девиц, а предлагать им тушёнку в обмен на секс, и не храпеть в блевотине, а выходить проблеваться за пределы помещения) – это следствие рационализации, а не сакрализации наших действий. Ну то есть, мы договорились вести себя более прилично по отношению друг к другу – поскольку мирное сотрудничество между людьми для нас выгоднее вечной войны беспредельной. Выгоднее – с точки зрения прироста материальной культуры, тех самых «благ земных». Это ровно то, чего не понимал Христос, хороший и разумный парень, взращенный всё же в мистической традиции. И я думаю, что в истории Европы всё-таки неизбежно было впадение в эту мистическую традицию, означавшую отрешение от мира «бренного» в угоду Царству Небесному. Но это всё довольно сложные вещи, которые я даже на знаю, стоит ли объяснять школию. Лучше, по-моему, не грузить их. Кто хочет – сам займётся изучением вопроса. А кто не хочет – так и слава богу, что не хочет. А так-то, если говорить об этическом воспитании, так оно сводится, в моём разумении, к одной простой фразе: Ну или: «Не наезжай на других людей, если не можешь обосновать, что они наехали на тебя первыми». Хотя, конечно, и такие постулаты – неизбежно влекут разночтения в их применении. И никакие законы – никогда не гарантируют стабильность в общественных отношениях. Но уж что точно – никакие правила общежития человеков не будут хоть чего-то стоить, если не подкрепляются вооружённой силой и возможностью насилия, здесь и сейчас (а не в качестве гнева Господнего). Эта мысль Христова, конечно, никогда не имела практической импликации ни в одном из государств, воспринявших его веру (а это значит, что его вера и не была нигде воспринята таковой, каковой подразумевалась). Считаю ли я, что необходимо преподавать мои мысли школьникам? Ну, пусть не буквально в этих словах – но вот какой-то такой должен быть мессадж.
© Copyright: Артем Ферье, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|