Ещё один фактор героиновой угрозыПомню, как-то (довольно давно) задумался вот о чём. Реже – кислота. Ну, кокс, правда, попробовал впервые уже на втором курсе, со своими подружками-гэбэшницами, которые как бы меня «разрабатывали» (я уже был в Ауэрзе). И я знал, конечно, как действуют опиаты. Замена эндорфинов, подавление их естественной выработки, как следствие – монополизация источника кайфа и дискомфорт при отказе. Ещё в школе знал. Даже не от матушки – в книжках почитал. И понял, что вводить себе ЭТО добровольно – значит отказываться от всякого другого кайфа. Что подсад на героиновую иглу – это не сделка с дьяволом. Это – сделка с манной кашей. Когда ты сам себе вышибаешь зубы, чтобы не быть в состоянии хавать что-то ещё. И это совершенно не прельщало. И хотя в конце восьмидесятых опиаты в Союзе были делом относительно новым (ан масс), а антинаркотическая пропаганда была так же убога и антинаучна, как и сейчас (если не больше), но в целом и я, и все ребята моего круга – представляли, что такое героин, и почему не стоит на него сажаться. И тьфу-тьфу, никто не сел. Хотя прочей наркотой – долбились только в путь, в своё время (траву, впрочем, и сейчас не грех покурить на досуге). Но вот гердос – с такими темами сразу нафиг посылались барыги. Были ли тогда барыги, приставали ли они к ребятам моего круга? Ещё как были, и к кому им ещё-то приставать, как к не школьникам-мажорам, совершенно отвязным и понятия не имеющим о том, что такое «родительский контроль» (нет, у меня лично были очень хорошие отношения с родаками даже на пике пубертатной активности, но я бы просто очень удивился, узнав лет в шестнадцать, что они меня как-то контролируют и что я как-то отчитываться перед ними должен за свою жизнь; они бы, возможно, тоже). Разумеется, мы были очень лакомой добычей для барыг (или торчков, вынужденных барыжить, чтобы себе дозу обеспечить). Полно бабла, ветер в голове, полное наплевательство на законы и общественные устои. И когда базар шёл за траву – то ради бога. Брали только в путь, было бы качество. Но вот мне один раз предложили даже не купить, а получить карточный долг героином. «Ну, я задаром почти сливаю, а ты можешь куда как получше толкнуть, или, может, попробуешь, всё-таки? Я покажу, как. Серьёзно, кайф неземной, отвечаю, а что до подсада – так это как с бухлом. Кто в алкашню конченую превращается, а кто вино хорошее пьёт по случаю. Всё то же самое. Всё от человека зависит. И ты ж, Тём, – спиваться не собираешься, хотя пьёшь порой? Здесь – всё то же самое!» Но я знал, что не совсем «то же самое». И та навязчивость, с какой этот барыга, торчок по совместительству, пытался мне впарить свой товар, – ярчайшее тому подтверждение. Поэтому я сказал просто и внятно: «Чел! Мне похер, чем долбишься ты сам, но ещё раз поднимешь такую тему со мной или с кем-то из моих друзей, - и тебя найдут в Обводном канале с очень сильно проникающей травмой черепа. И найдут тебя там – лет через триста. Слово даю!» Он знал, что таким моим словам – и в шестнадцать лет следует верить, поэтому отвял от нашей компании (а долг вернул травой, против которой мы ничего не имели). Но мои друзья и не нуждались в моей защите от героинового искушения. Сами не дебилы были. И реально, вот, никто ни из школьных моих товарищей, ни из дачных, - на гердос не подсел. Впоследствии, конечно, я общался и с торчками, куда больше, чем в юности, но у меня складывалось ощущение, что мозги они просрали куда раньше, чем сели на геру. Вернее, чувствовалась в них какая-то такая увечность воспитания и становления личности, что чел будто бы реально не может допустить, что за свои поступки, за свои эмоции, за своё состояние – он отвечает САМ. Вот вроде мозги даже есть – а не знает просто, как их применять, и к чему. То есть, скажу крамольную мысль, но распад личности – это не следствие опиатной наркомании. Это – её причина. И что-то реально очень сильно с башкой не в порядке должно быть, чтобы добровольно и с песней подсесть на геру. В первом приближении – повышенная жалость к себе, драматическое переживание любого минимального дискомфорта (вроде, там, девушка бросила) как повода то ли к суициду, то ли к химической реабилитации, полнейшее отсутствие стойкости к болевым ощущениям (порой кажется: может, детей, действительно, пороть надо, хотя бы ради этого? :-) Но мне, впрочем, хватало п.издюлей на спаррингах и в уличных драках), общая установка «я такой, какой я есть, а мир неправильный»; отсутствие опыта какой-либо самостоятельности и ответственного принятия решений. Ну а как первопричина – совершенно порочная педагогическая стратегия со стороны родителей. Которые могут быть и очень милыми людьми, но вот чего-то наглухо не понимают в этой жизни. Как бы это объяснить-то? Пожалуй, на примере. Я ответил, что если б охрану им нужно было устроить, - тогда это ко мне. А няньку… И тут я спохватился: «Подожди, а какому ребёнку?» Тут у меня просто ум за разум стал заходить. Что я хочу сказать, моё «одиночное плаванье» в семь лет – было опытом пусть несколько рискованным, но крайне познавательным. А уж в двенадцать – я один ездил в Москву и летал в другие города, к разным нашим родичам. И на электрички один до дачи добирался совершенно спокойно. И дело не в том, что тогда было безопаснее на улицах и в электричках (да на самом деле, уличная криминальная обстановка в конце восьмидесятых была ГОРАЗДО круче, нежели сейчас, просто тогда менты в жизни бы не завели дело по обращению о грабеже или разбое без чего-то более тяжкого, поэтому и складывалось ощущение, что статистически всё благополучно). Ну и подруге я этой сказал тогда: «Твой шкет – он чего, сосиски себе сварить упарится? Или пельмешки? В двенадцать-то лет?» «Нет, ну он же ребёнок, он же должен быть под контролем…» В следующий раз я эту семью проведал года через три. Саша – вырос, возмужал. Оказался очень общительным, очень разговорчивым отроком. Тараторил без умолку, острил, нисколько не стесняясь малознакомого дяди (меня)… и у него была такая весьма характерная моторика, что я в конце концов предложил ему: «Давай, что ли, Алехандро, выйдем, покурим!» Мамаша, моя одногруппница, возмутилась: «Скажешь, тоже, «покурим»!» Мы вышли на лестничную клетку, и я спросил в лоб: Он пробовал отпираться, но я быстро его урезонил: И парень немножко так представлял себе, что я могу запросто устроить ему третий вариант, поэтому ухватился за второй. Матушке его мы объявили, что он отправляется на стажировку в мой лагерь, откуда открыты многие карьерные пути, и это правда. Почему так? Да потому что он бойкий у тебя, дорогуша, грех такой потенциал терять! И это тоже правда. Как мы снимаем с иглы? Да никакой барбитуры, никакого комфорта! Исключительно – через подвиг, через преодоление себя. Мы, понимаешь, траншеи роем против наступающих немецких танков. С соблюдением всего антуража – форма РККА, и сержанты с ППШ на заднем бруствере. Понятно, что это шизофрения, но состояние торчка на ломах – оно и не очень ясное по-любому. И когда он говорит, что ему тяжело, - ему отвечают, что это правильно, потому что работа тяжёлая, но зато героическая. И есть, ради чего напрягаться. При этом, замечу, ничто так не восстанавливает нормальное производство эндорфинов, как интенсивный физический труд. Замечу, тот парень, Саша, действительно легко снялся с иглы, поскольку не так уж сильно завяз в этом героиновом болоте. И не так уж сильно нуждался в гердосе. А подсел, скорее, в силу взращенного в нём экзистенциального слабоволия. То есть, любая попытка его быть самостоятельным – тут же натыкалась на матушкину гиперопеку. «Нет, нет, я тебя защищу, я всё за тебя решу». Да, очень крайняя форма подросткового протеста. Во-от… Но это – мой был подростковый протест. Парня, который с семи лет привык сутками один обходиться, а что такое нянька – вообще не знал. Тем более – «нянька в двенадцать лет». Да я бы повесился, если б родители хотя бы заикнулись о чём-то подобном в двенадцать лет! Ну а этот – не повесился. Этот – укололся. Раз, другой, третий. Исключительно – чтобы доказать свою самостоятельность. Ну потому что он тоже чувствует, что это п.издец, нянька в двенадцать лет, и не знает, как бы просемафорить о том мамаше. Разве лишь: «Мамаша, я героиновый нарик, я инвалид, и вот что ты теперь с этим будешь делать, мне просто интересно?» Возможно, малость сумбурная моя заметка получилась, но я надеюсь, что главный смысл ясен. А чтобы быть по-настоящему хорошим родителем – нужно очень хорошо помнить, без купюр и без изъятий, какие вы сами были в том же возрасте. По части наркомании – у нынешних родителей есть изрядное преимущество по сравнению с нашими родителями (я – 76-го года, мои родители – пятидесятых). Мы все – курили траву, по крайней мере. И знаем, что это ничего страшного. И знаем, чем отличается любой иной наркотик – от опиатов. У нас гораздо больше доступной литературы, чтобы знать механизм воздействия. И, да, опиаты – одно из убедительнейших доказательств того, что нет ни Бога, ни души. Есть просто раздражители опиоидных рецепторов в организме. И они могут быть внутренними эндорфинами, порождаемыми самыми разными причинами, либо – импортом морфинов извне, который аннулирует всякие духовные и нравственные причины довольства. Который просто – поставка веществ, необходимых для счастья. Чуть перегнёте палку с «сынок, я забочусь о твоём счастье» - он сам позаботится о своём счастье. Подсев на опиаты. И это такое счастье, которого никто и ничто больше ему не даст в этой жизни. Порой думается, что лучшая формула родительской заботы – «Я в тебя вложился, паршивец, ты мне должен, и ты сдохнешь в муках, если не отдашь мне должок!» :-) Но на самом деле – это тоже неправомерно. Нет, мы детей заводим ради собственной прихоти, ради собственного удовольствия (и не только сам процесс зачатия тут имеется в виду). Тогда я и решился окончательно завести ребёнка. Да, с ним может быть что угодно и в любой момент, но счастье – это каждый момент, когда вы вместе. И не стоит слишком переоценивать свою способность защитить его от любых напастей. Да он в любой момент может сорваться с верхотуры, лазая где-то с пацанами, он может неудачно упасть на воду с вышки, он может попасть под машину где угодно и как угодно. Что мой родительский долг – учить его так, чтобы он САМ мог противостоять опасностям, а не огораживать его от возможных опасностей, аки царевича Гаутаму, поскольку это просто бессмысленно. Может ли он подсесть на гер? Надеюсь, нет. Он в свои девять лет знает о гере даже больше, чем я знал в конце школы, и если подсядет – ну, значит, решил то ли сойти с ума, то ли покончить с собой замедленным способом. И когда так – то СВОЕГО сына я не стану даже снимать с гера. Он так решил – и быть посему. А я буду помнить того светлого пацанчика, который был жив до этого решения. Но в действительности, я не верю, что Лёха подсядет на гер хоть при каких-то условиях. Как и никто из моих друзей на него не садился даже в смутные девяностые, когда осведомлённость о действии опиатов не такая была, как сейчас. Впрочем, да, я загрузился. Безосновательно. Да Лёшка – никаких вообще поводов не даёт заподозрить его в том, что лет через пять ему понадобится гер для решения каких-то жизненных проблем. Потому что он – умел и в семь лет жарить яичницу, и мы с Женькой безбоязненно оставляли его одного дома на сутки-двое.
© Copyright: Артем Ферье, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|