Граница на замке

Адвоинженер: литературный дневник

Вдумчивый читатель, комментируя пост "Четыре танкиста и собака" - напомню, история дружбы богатыря-косая сажень Старикана и щуплого еврея Гоши, которые в конце концов вместе поступили в танковое училище, выразился очень определенно:
"Раз уж ты считаешь себя евреем, давай, пиши про евреев, чего ты все о наших русских печешься".
И я призадумался. Нет, комент, разумеется, удалил - теперь вот удаляю, хотя прежде этого не делал по "демократическим", хотите, "либеральным" соображениям.
Нельзя писать о женщинах, ибо мужчина, о детях, ибо взрослый, о врачах, ибо юрист, и так далее и тому подобное.
Проще определить сферу "можно". Русскоговорящих, советских евреях, закончивших в семидесятых физико-математическую школу, в восьмидесятых Челябинский политех, а в девяностых академию государственной службы, но только по специальности "юриспруденция", возрасте от 59 до 60, проживающих в центральной части Челябинска, женатых не более двух раз и оба раза на полукровках (не трогай наших чистокровок), имеющих не более двух детей и одну внучку (про внуков мальчиков уже нельзя), состоящих членами адвокатской палаты, гуляющих пешком (велосипедисты, сами понимаете, под запретом), посещающих атлетический зал, любителей джаза (классики снаружи).
И если нарисовать диаграмму Эйлера - пересекающиеся круги, получиться, что мне дозволено писать ровно одну фразу "я-есть", хотя это может задеть родственников тех, кого уже нет.
Такая, брат, цензура.
Что тут интересного - общий тренд эпохи. Попытка воспретить все то,что не нравится потребителю.
Ведь написавший товарищ ведет себя как потребитель, которому подсунули просрочку, контрафакт, гниль или отраву - оказав честь и посетив страничку, он не получил ожидаемого - юмора или сантимента, фоток или воспламенения. Более того, узрел недостаточное почтение к титульной нации.
Казалось бы, читательское право - не понравилось, оставил отрицательный комент, но на мой взгляд, все сложнее, а может наоборот, проще, если выдвинуть гипотезу "не в себе", хотя полагаю, как раз "в себе", только без костюма пристойности - та самая жопа, которая вечно лезет сама, если ослаблен поводок.
Читатель апеллирует не собственно тексту, а непосредственно к личности автора, его национальности - раз уж ты такой (не такой как мы), делай то-то (дарует, признает право), но не делай того-то (указание и угроза санкций, если ослушаюсь - перестанет читать).
Даже не апеллирует, требует или недвусмысленно дает понять какого поведения ожидает, и роль простого читателя уступает место цензору, а точнее, начальнику, который вправе раздавать указания не особо заботясь о контекстах, подтекстах, стиле или форме. Неприятный межнациональный укол даже обсуждать не стану.
Вот по совокупности и удалил.
Зачем пишу - пытаюсь выстроить контур, оболочку, в которой было бы удобно пребывать мне, как автору и читателям-читателям - тем, кто хочет и умеет разговаривать, отзываться или комментировать так, чтобы не хотелось бить морду или баном обрывать "дружеские" связи.
Вежливо и корректно, по теме, а не по фейсу, помня, что ты не один на грешной земле, что здесь нет покупателей и продавцов, и ты не главный, не начальник и не цензор, и тебе не обязаны делать красиво.
Есть миллион способов выразить неудовольствие корректно и тактично - так ,чтобы не превращать ситуацию в срач или свару.
И хвала небу, подавляющее, если не сказать абсолютное большинство тех , кто оказывает мне честь посещая страницу, более того, оставляет оценки и коменты, представляются именно такими - вдумчивыми и снисходительными, терпимыми и принципиальными, эрудированными и многоопытными, но главное, душевно чуткими.
Именно поэтому такие отношения перерастают из простого читательства в продолжительное личное знакомство, а иногда, многолетнюю дружбу, несмотря на отсутствие реально-натурального рукопожатия, поцелуя или объятия.



Другие статьи в литературном дневнике: