Лицо

Адвоинженер: литературный дневник

Витает идея создать группу "Небесный Челябинск", где можно было бы единомышленниками, что очень важно, порассуждать на тему вечного города.
Боже упаси, рядить за власть или бесхозность, всякие уродства и нелепости - итак достаточно.


Наоборот, попытаться найти уникальное, чего ни у кого кроме Селеби нет.
Ландшафт, архитектуру, виды, ансамбли, звук.Выговор, акцент, сленг или жаргон. Самобытные названия, таинственные пути и волшебные места.
Поговорить о самости, становлении и бытии.
И отбросив предвзятость ,несоответствие современным канонам, дизайну или картинке, увидеть в сумраке печей и кладок, железа и воды, лицо - собственное лицо.
Философы, поэты, писатели, историки, архивисты, этнографы, антропологи, все те, кто верит в бессмертие, кто хочет нащупать незримое, прикоснуться к сути, почувствовать миф, онтологию - короче, копнуть логосом фюзис.


Понятно, ландшафт всегда уникален - Миасс и его и берега, лес - Городской и Каштакский, Монахи, Шершни, Первое, Смолино и карьеры, Игуменка и Челябка.
Что осталось от первозданности и как приподнять ее на поверхность, пусть уголком, тенью, намеком - поэзией и прозой, философией или музыкой.


Ансамбль на площади Революции -магическое перекрестье, городок МВД, Политехнический, Торговый центр и Дворец спорта, мосты, телевышка и Кировка, Труда и Свободы, Публичка, Табачка, Ликерка и Чаеразвесочная, филармония, театры, парки и скверы.
Понимаю, уникальных проектов не так много, скорее, совсем мало. Но ведь есть ансамбли и виды, то, что определяет атмосферу, в том числе, "техно".
И если учесть "обрезание" - то, как в середине пятидесятых порезали этажность, как у Политехе или дома на площади Революции, того самого Аэроофлота, хотете Управление ЮУЖД, или пересмотры начальных проектов, как с территорией вокруг кинотеатра Пушкина, изменения генпланов, дурацкие проекты вроде метро или несостоявшегося делового центра на Миассе, застройку Заячьего острова или перенос центра за реку, можно попытаться представить, горизонты - возможности того, как город мог бы выглядеть, если бы не...


Как в согласованные и утвержденные планы вторгались случайность и необходимость, честь мундира или управленческое чванство.
Как и зачем пожертвовали лесом, реками или природными ландшафтами. Не для критики или поиска виноватых, для понимания. Это задача.
Что-то всегда мешало по-полной воплотить проектную красоту - и хорошо бы узнать что, и почему это "что" всегда рядом, присутствует постоянно.


Поэзия и литература, театр и музыка. Классика, филармония, джаз и рок, Ариэль и Диксиленд, Манекен и Драма, Опера и ТЮЗ.
Но вот найти в большом творчестве следы Челябинской онтологии, выявить метафизический, небесный аспект, думаю, не помешало бы - суть, идею, закон, соответствие.


Даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы увидеть как минимум три разных города.
Крепость 1736 года - гарнизон с понятной задачей.
Бурное развитие с момента появления железной дороги - храмы, биржа, торговля и фабрики, включая революцию и гражданскую, вплоть до строительства ЧТЗ.


И начало новой, промышленной эры - ЧТЗ, конец тридцатых, которое совпало с войной и эвакуацией, временем, когда старый город уступил место Танкограду.
Заводские поселки и слободы, поначалу почти феодальные, постепенно расселялись в хрущевки и брежневки. Или снос частного сектора и переселение в многоэтажки. Наступление серовато-жилищной городской застройки.
Согласитесь, это коренная смена привычного уклада, прям из варяг в греки, из утопии в науку.
От военной крепости к уездному городку, а затем моментально в промышленный гигант, забравший под себя лес и воду, воздух и время, людей и выбор.
Очевидно, столь резкие и масштабные смены уклада не могли не сказаться на людском сознании, поведении и речи, в том числе на состоянии среды, городской атмосферы, архитектуре или поэтике.


Так же очевидно, что влияние центра и центров, сперва русского - Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург а затем советского Москва, Ленинград, Харьков, Свердловск, Министерств и Ведомств, большой Металлургии и меченного Атома, оборонки и машиностроения, внесло существенный вклад в формирование городского ландшафта, житейских укладов и поведенческих разворотов.


У Челябинска в знаменателе всегда страна - Россия, СССР, Россия. Мы есть, потому что так нужно - защищать рубеж, соединять Европу и Азию, делать металл и танки, ракеты, снаряды и бомбы.
В какой-то степени мы - средство, опора, котел. Завод и фабрика, лаборатория и полигон.
И только потом обычные люди с житейской повесткой - машина, дача, квартира и огород.
Даже культурные успехи, порывы и прорывы связаны с вовлеченностью в большое - жизнь огромной страны и оборонную сверхзадачу - войну и покорение космоса, послевоенное возрождение и снова войну, только холодную.


Мы не выбирали себе соседей и жилье, воду или воздух. Все было подчинено главным задачам - отстоять и вытянуть, покорить или победить, а мирную жизнь держали в сумерках, прихожей, малосущественном - уж точно не возвышенном, громко выговоренном или ,упаси господь, поэтизированном. Все для фронта, все для победы. Поэтому бытовой аспект, микросреда, комфорт и удобства, салоны, бульвары, катание на лодках под зонтами - больше картинка пожелание, нежели факт.
Нет, конечно, по отдельности было - и то, и другое, и третье с десятым. Но сага о Форсайтах - Англия, буржуазный стиль, парижские бульвары и венские кофейни - истории из другой жизни. Уголок отдыха, но не повседневность.


У города есть возможность дать старым производственным площадкам новую жизнь - брошенные заводы превратить в интересные территории. Рестораны и кафе, выставки и музеи, спортзалы и магазины, научные и творческие лаборатории, художественные и ремесленные мастерские.
Пусть там процветают алхимики и художники, фитнес и спа, пикейные жилеты и карнавальные этюды. Колюха, Элеватор, Фарма...


Но сперва нужно понять кто мы, почему здесь и что за фокус в этом здесь.
Миссию, сверхзадачу и природу места.
Его мифологию, топику, траекторию движения и найти наконец дорогу к вечности.



Другие статьи в литературном дневнике: