Перечитываю книгу Ристо Сантала "Мессия в Ветхом завете", в надежде на какие-то вещи посмотреть иначе, с учетом знаний, приобретенных о Христе и христианстве в последние годы.
Название книги Сантало имеет важный уточняющий подзаголовок:"в свете раввинистических писаний". Финский ученый, фин по национальности, Сантало хорошо владел ивритом и даже написал на нем несколько книг, кроме того, хорошо знал Талмуд, на свидетельства которого он часто опирается в своих размышлениях.
Это придает его книгам особую ценность. И все-таки именно перечитывание его книги привело меня к мысли, что все исследования о Христе и христианстве, кто бы ни был их автором, скроены как бы по одному сценарию. В них непременно есть ссылки на труды древних богословов и отцов церкви, на отдельные места в Талмуде и обязательно - на Иосифа Флавия, верить которому, как представляется, следует меньше всего, поскольку он, заклейменный своим народом как предатель, хотел оправдаться перед ним и многие небылицы выдал за факты.
Что касается богословов и отцов церкви, на которых ссылаются исследователи, и на чьи выдержки из текстов опираются в своих выводах, то наиболее известные из них жили во втором-четвертом веках. То есть, прошли столетия после распятия Христа, и единственными свидетелями о Его жизни стали четыре "официальных" Евангелия и множество Апокрифов. Поэтому все рассуждения и выводы в основном строятся на них.
Однако последующие исследователи уже стали ссылаться на первых исследователей (для солидности или из лени?), и это вошло в традицию.
Вторая особенность всех исследований - спор с теми исследователями, которые выражают "неверную" точку зрения, и похвала тем, чьи рассуждения оказались созвучными твоим мыслям.
Эти особенности в определенной степени есть и в книге Сантала. Но она и отличается от других:он много лет прожил в Израиле, любил Израиль, работал здесь, дружил со многими раввинами, и поэтому его книгу даже перечитываешь с удовольствием. Ибо она написана с чувством глубокого уважения к народу Израиля и страстной мечтой, чтобы материнская и дочерняя религии нашли взаимопонимание.