Комплекс неполноценности

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В белорусской независимой газете "Наша нива" разгорелась дискуссия. Белорусский филолог Анатолий Сидаревич, которого я знаю много лет, обрушился на сотрудника белорусской службы радио "Свобода" Яна Максимюка за то, что тот в своем блоге высказал свое мнение о белорусской литературной критике, вернее, о ее отсутствии. И о том, что в нынешней Беларуси нет тех произведений, которые действительно были бы интересны за пределами страны. Если где-то чем-то и интересуются, то больше потому, что в Беларуси диктаторский режим. А когда этот режим сменится, то и вовсе никто не заинтересуется белорусской литературой.
И Сидаревич "напал" и на Максимюка, и на саму службу, причем настолько сумбурно, что трудно было понять, о чем идет речь, пока я не прочитала блог Максимюка. И целиком приняла его точку зрения.
Сидаревич - человек много знающий и владеющий пером, но характер у него - "тот еще", особенно, когда "закипит". В данном случае, он явно "закипел". А белорусские читатели в большинстве своем очень быстро подхватывают такие проявления эмоций и сами "закипают", тут же нападая на того, кого чехвостят. И в каких только грехах не обвинили Максимюка:он и белорусофоб, и... рецидивист (!), и "ещё пишет такое за американские деньги".
Поскольку я знаю Сидаревича, то вклинилась в дискуссию и высказала свое удивление и его статьей, и столь злобными читателями. Написала по-белорусски, извинившись, что в моей каретке нет белорусского "и". После чего досталось и мне, которая якобы ничего не понимает в белорусской культуре. В нынешней - да, столь узконационалистической и узколобой, поскольку воспитывалась на произведениях белорусских классиков, запоем читала произведения репрессированных, а затем реабилитированных белорусских писателей, рассказывала о них в русскоязычной массовой газете Беларуси. И к тому же, больше десяти лет выступала по белорусской службе радио "Свобода".
Однако один из читателей все равно зло упрекнул меня в том, что я ничего не понимаю ни в белорусской культуре, ни в белорусских реалиях... прошлого. И привел отрывок о лидере БНФ Пазняке из моей публикации на сайте прозы, где я говорила о нелюбви Пазняка к России.
Я никогда не скрывала своего отношения к России и русской литературе, но это не мешало мне знать и белорусскую, владеть белорусским языком. Однако в нынешней Беларуси для части людей, которые считают себя белорусской элитой и властителями дум, те, кто любит Россию, русский язык, думает и говорит на нем, вызывают неприятие и ярость, будто у них тем самым что-то отнимают.
Этих людей даже жаль. Ибо такое поведение - от бескультурья, ограниченности и недалекости. И от чувства собственной неполноценности.
Кстати, Максимюк, с которым я лично незнакома, белорус по национальности, но родом из Польши. И даже в этом его упрекнули:как он смеет писать о том, чего не знает, а не знает потому, что родом не из Беларуси! Вот и весь уровень дискуссии и миропонимания.



Другие статьи в литературном дневнике: