Запрет на имя

Галина Айзенштадт: литературный дневник

"Богословско-политический трактат" Спинозы дает ответ на многие вопросы, которые актуальны и поныне. Для меня стало открытием то, что он писал об имени Бога, ссылаясь на статью шестой главы Исхода, пункт два:"И открылся Аврааму, Исааку и Иакову богом Шадай, но под именем моим Иегова. Я не был известен им". И далее Спиноза поясняет:"Здесь для лучшего уяснения должно заметить, что Эл Шадай по-еврейски означает "Бог, который довлеет", потому что он дает каждому то, что ему "давлеет", и хотя часто слово "Шадай" употребляется самостоятельно, вместо слова "Бог", однако не следует сомневаться, что везде должно быть подразумеваемо имя Сущее - Эл (Бог). Затем необходимо заметить, что в Писании не встречается никакого имени, кроме Иегова, которое указывало бы на абсолютную сущность бога, без отношения к сотворенным вещам. Поэтому евреи и утверждают, что только это имя бога есть собственное, остальные же суть нарицательные".
Ни в Торе, ни в Библии имени Шадай нет. Видимо, Спиноза пользовался какими-то другими источниками. А ведь действительно, когда читаешь Библию, все время ловишь себя на мысли, что Боги, приходящие к Аврааму, Исааку и Иакову,- разные, а тот Бог, который пришел к Моисею, просто воспользовался их "опытом".
Спиноза, как известно, был отлучен от еврейской общины. Евреям запрещалось иметь с ним дело под страхом смерти. Ведь Спиноза был настолько "отступником", что даже писал и размышлял о Христе(и с явной теплотой, уважением и признанием), апостоле Павле, вообще о христианстве. А ведь имя Христа и поныне в религиозной еврейской среде запрещено произносить вслух.
А Спиноза и ... Маркс остаются проклятыми. Но причем здесь Маркс? По мнению ультраортодоксов, Маркс своим учением взбаламутил массы многих стран и тем самым усилил бытующий в них антисемитизм.











Другие статьи в литературном дневнике: