Запрет на имя "Богословско-политический трактат" Спинозы дает ответ на многие вопросы, которые актуальны и поныне. Для меня стало открытием то, что он писал об имени Бога, ссылаясь на статью шестой главы Исхода, пункт два:"И открылся Аврааму, Исааку и Иакову богом Шадай, но под именем моим Иегова. Я не был известен им". И далее Спиноза поясняет:"Здесь для лучшего уяснения должно заметить, что Эл Шадай по-еврейски означает "Бог, который довлеет", потому что он дает каждому то, что ему "давлеет", и хотя часто слово "Шадай" употребляется самостоятельно, вместо слова "Бог", однако не следует сомневаться, что везде должно быть подразумеваемо имя Сущее - Эл (Бог). Затем необходимо заметить, что в Писании не встречается никакого имени, кроме Иегова, которое указывало бы на абсолютную сущность бога, без отношения к сотворенным вещам. Поэтому евреи и утверждают, что только это имя бога есть собственное, остальные же суть нарицательные".
© Copyright: Галина Айзенштадт, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|