Маршруты апостолов

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Меня всегда занимал вопрос, почему Апостолы ушли проповедовать так далеко от Святой земли. По нынешним возможностям передвижения из одной точки в другую всё кажется достаточно близким. Но во времена Христа "главным транспортом" были собственные ноги, ослы и верблюды, и неспешные корабли, если приходилось путешествовать по морю.
Всё это не могло не выматывать физически, а жизнь постоянно подвергалась опасностям. И, тем не менее, предания и Апокрифы повествуют о их пребывании на территории нынешних Армении, Турции, Ирака, Ирана и даже Индии, не говоря уже о Сирии и Египте.
На одну мысль меня натолкнула книга Дэвида Рола "Генезис цивилизации", в которой он пытается доказать, что Эдем находился на территории нынешней Армении, и, естественно, сюда, к истокам цивилизации человечества, стремились придти и первые христианские проповедники, считавшие это место священным.
Так же Рол пытается "вывести" и то место, где остановился ковчег Ноя,- якобы на горе, которая расположена в нынешнем иранском Курдистане. Место это тоже почитается за священное.
Рол даже пытается доказать, что шумеры - предки евреев, ведь многое из того, о чем сказано в Библии, существовало в легендах древних шумеров.
Все эти гипотезы вызывают споры, хотя и чрезвычайно интересны. Но они привели меня совсем к другим размышлениям, к давнему вопросу о якобы пропавших десяти коленах сынов Израилевых. Никуда они не пропали, хотя иной точки зрения, похоже, не существует. В плену, куда их отправил ассирйский царь, они были расселены на огромных территориях Ассирийского царства, вплоть до Каспийского моря. И, думается мне, со временем стали частью тех народов, которые здесь сформировались и жили,- тех же армян, курдов, иранцев, афганцев и т.д
Тем не менее, остались общины, которые по-своему соблюдали религию евреев. Она, скорее всего, мало - в традициях и ритуалах- совпадала с той, которую исповедовали иудеи, жившие в Иудейском царстве. Сказались не только быт и вообще местные условия жизни, но и давние расхождения между Северным (Израильским) царством и Иудейским. Жители Северного царства не ходили в Иерусалимский храм, а посещали свои "святые" места - в Вефиле и Дане, где поклонялись золотому тельцу.
Спустя почти полторы сотни лет евреи Иудейского царства тоже будут уведены в плен, уже Вавилонским завоевателем. Прежнее Ассирийское царство теперь вошло в Персидскую империю. Таким образом у евреев двух бывших израильских царств, можно сказать, снова появилась общая родина. Но теперь еще в большей степени они,- уже давно такие разные,- не смогли найти общий язык. Давняя вражда и непонимание между ними никуда не исчезли и у новых поколений. Может быть, поэтому их стали считать пропавшими? Ведь, собственно говоря, местонахождение их даже через полторы сотни лет (не такой уж это большой срок) не было загадкой.
А нынешние молитвы о том, чтобы нашлись потерянные колена и вернулись в Израиль, не больше, чем ритуалы, ведь по сути вряд ли кто верит, что это когда-нибудь осуществится, да и вряд ли кому-то это нужно. Ведь до сих пор, внутри самого нынешнего Израиля, существует непонимание, а часто и антагонизм, между коренными израильтянами и репатриантами. Сказки хорошо рассказывать, но когда дело доходит до реальности, всё выглядит достаточно проблематично, а то и просто неприглядно.
И, наконец, еще один вопрос всегда занимал меня:почему Тора, более известная русскоязычному читателю как Ветхий Завет, стала неотъемлемой частью миллионов людей, хотя верующие иудеи с негодованием отрицают, что Тора и Ветхий Завет - это не одно и то же? Ведь древние предания о сотворении мира, о Потопе, расселении людей и т.д. есть в легендах многих народов мира, и в Библии они явно позаимствованы у них.
Безусловно, главной "причиной" неотъемлемости Библии от жизни многих народов является рождение христианства. Ведь не поспоришь с одним еврейским мудрецом, сказавшем, что Ветхий Завет без Нового существовать может, а Новый - нет, не случайно они собраны в одну книгу - Библию.
Я, однако, думаю, что дело еще (и - прежде всего) - в гениальности автора или авторов, которые, используя древние мифы и легенды, перемежая их с реальными фактами, сумели написать захватывающую историю одного, еврейского народа, которая и теперь, спустя тысячелетия, вызывает удивление, восхищение, гнев, неприятие и гамму других, самых разнообразных чувств. Ничего подобного до них, похоже, не существовало (во всяком случае, до сих пор неизвестно).
Что касается Апостолов, то они, без сомнения, знали о древних временах гораздо больше, чем мы. И этому можно только завидовать.



Другие статьи в литературном дневнике: