Дискуссия

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочла в белорусской газете "Наша нива" комментарий одного из читателей:"Утверждаю это потому, что прочел про него уже четыре книги" (привожу в переводе с белорусского). Он - это президент Беларуси Лукашенко, которому запрещен въезд в страны Европы. Споры о том, правильно ли это и насколько эта мера адекватна, как и экономические санкции, введенные против ряда белорусских предприятий, то и дело вспыхивают в оппозиционной среде республики.
Высказал свою точку зрения и бывший белорусский диссидент Кукабака, семнадцать лет проведший в советских тюрьмах. По его мнению, санкции ничего не дают, наоборот, вредят белорусскому народу, а Лукашенко надо пускать в Европу, пусть поездит по разным странам и поучится, как надо вести дела.
Мнение бывшего диссидента и предложила обсудить "Наша нива". Приведенный выше комментарий - один из тех, что опубликован. Читатель убежден, что никакие поездки не помогут "исправиться" Лукашенко. И свое убеждение он основывает на аргументе:"прочел про него уже четыре книги".
Если бы этот читатель жил не в Беларуси, его аргумент не удивил бы. А где еще черпать сведения, как не из книг и прессы? Но этот человек живет в ней, так неужели у него нет собственного мнения, и нужно прочесть четыре книги (а мне известно, что большинство книг о Лукашенко написаны его оппонентами), чтобы, опять же, сослаться не на него, а по сути на чужое мнение?
Вопрос - пускать ли не пускать Лукашенко в Европу, а шире - иметь ли Европе отношения с "последним диктаторским режимом" в Европе, и если - да, то в каком формате, дискутируется почти все время пребывания Лукашенко у власти. И обычно обостряется после очередных президентских выборов, которые Запад, как правило, признает несвободными и нелегитимными.
В это время настает звездный час белорусской оппозиции. Она раскатывает "по Европам" и поет эту песню в тон высказываний европейских политиков. Потом уровень исполнителей снижается до уровня европейских чиновников, чаще всего второстепенных, а политики ищут повод для отступления от прежних грозных заявлений и пытаются наладить отношения с официальными властями.
Оппозиция разочарована, в ее среде усиливается раскол, одни начинают оправдывать европейских политиков, другие - резко критиковать, призывая не отступать от своих принципов.
Ныне как раз такая очередная ситуация, и, похоже, она будет повторяться до тех пор, пока у власти Лукашенко, которому ни один из лидеров белорусской оппозиции не может составить конкуренцию.
Да и оппозицией ее в классическом смысле этого слова назвать нельзя. Народ абсолютно равнодушен к ней, никого ни разу не избрали даже в парламент, и ссылки на то, что в этом виноват режим, несостоятельны, так как выборы происходят по одномандатным округам.
Народ в массе своей приспособился к жизни "при Лукашенко", выходить на баррикады не хочет, и это тоже одна из проблем, с которой не может не считаться Европа. Это не та страна, где можно совершить "цветную революцию".
Оппозиция же, конечно, прекрасно знает об этом, хотя постоянно вещает о том, что народ "уже пробуждается", "вот-вот пробудится" и пытается убедить в этом Европу, то и дело вояжируя туда на разные посиделки.
Есть какая-то маргинальная, небольшая часть общества, которая постоянно читает оппозиционные сайты и высказывает свое мнение, как правило, резко негативное, а часто грубое и хамское, о Лукашенко, и с надеждой на помощь Европы. Если суммировать их взывания к ней, то смысл их таков:приди и освободи нас от диктатора, принеси нам красивую жизнь, чтобы мы жили так, как живете вы.
То, что нынешняя жизнь в Европе - давно не сахар, ими даже не замечается. Благодаря белорусским оппозиционерам, давно кормящихся из "европейских рук", с их лозунгом "Наш путь - в Европу! Иной альтернативы для нас нет".
Любая здравая мысль о том, что Европа ведет против Лукашенко и Беларуси не совсем разумную политику, вызывает у маргиналов крайнее озлобление. Вот и бывшего советского диссидента просто заклевали участники дискуссии, наклеив разные ярлыки, и даже обвинив в том, что он сошел с ума.
А один из них (смотри выше) в качестве аргумента сослался на четыре безымянных книги.
Бедная Беларусь...




Другие статьи в литературном дневнике: