Опасное невежество

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В одной из школ Хайфы в день поминовения жертв Холокоста произошел дикий случай. Учительница, чья семья репатриировалась в Израиль из Северной Африки,поведала своим подопечным, третьеклассникам, что фашисты убивали евреев, определяя их по цвету кожи и волос. Светловолосых евреев они не убивали и освобождали из гетто, потому что внешне они похожи на немцев.
Словесных "разъяснений" учительнице показалось мало. Она вызвала к доске шестерых ребятишек из русскоязычных семей, а остальным предложила сравнить их цвет кожи и волос со своими.
Разразился грандиозный скандал. Русскоязычные семьи потребовали увольнения невежды-учительницы, которую они обвиняют в расизме. История вышла на уровень Министерства просвещения и депутатов Кнессета. Вполне возможно, что учительницу уволят, а, может, и нет, заставив горе-учительницу извиниться перед родителями.
Если бы дело было только в ней, было бы еще пол-беды. Но беда в том, что подобных невежд в Израиле много. Долгие годы в Израиле не знали, кто на самом деле сыграл главную роль в разгроме фашизма, какой вклад внесли в победу над фашизмом советские евреи. И когда бывшие советские евреи, участники Великой Отечественной войны, репатриировавшиеся в Израиль, где-то в середине девяностых годов прошлого века, впервые вышли в Иерусалиме в День Победы на демонстрацию при всех своих регалиях - орденах и медалях, на них смотрели даже с усмешками и колкими замечаниями.
Никто из местных жителей не понимал, что это за люди, почему они вышли на улицу и чем гордятся. Ведь в Израиле все предыдущие десятилетия существовало убеждение, что победу над фашизмом одержали западные страны.
Благодаря советским ветеранам, их настойчивости, общественное мнение удалось повернуть "в нужном направлении". К ветеранам ВОВ стали присоединяться участники армий западной коалиции, войн за Независимость Израиля. Так создалась преемственность поколений, столь необходимая для укрепления страны.
Столь сильного, объединяющего начала не произошло в оценке и отношении к жертвам Холокоста. Эту функцию взяло на себя государство, но провалило ее. Раз в году оно устраивает торжественные мероприятия по этому поводу, а потом все забывается до следующего раза. И это при том, что в Израиле создан уникальный музей памяти жертв Катастрофы - Яд- Вашем, где действительно осуществлен принцип, некогда провозглашенный в СССР:"Ничто не забыто, никто не забыт".
Однако, судя по инциденту в Хайфской школе, практического участия в воспитании молодого поколения Яд-Вашем не принимает или мало принимает. И как показал все тот же инцидент, воспитание надо начинать с учителей. Невежество хайфской учительницы не просто поражает,-оно ужасает. Кто же "ходит" в Израиле в учителях? Почему они такие невежды по истории собственного народа? Ведь это очень опасное невежество, учитывая, что его носителем является воспитательница подрастающего поколения.
Я не думаю, что она - расистка, она просто дура и невежда, и, скорее всего, даже не понимает, что такого плохого она совершила. Поймут ли это в Министерстве просвещения? А главное, сделают ли выводы на будущее, при подготовке и принятии учителей на работу?
Боюсь, что - нет



Другие статьи в литературном дневнике: