Космическое табу

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Сегодня очередная годовщина полета Юрия Гагарина. За эти полвека "с хвостиком" так и не появилось ни одного значимого произведения не только о нем, но и вообще о труде космонавтов.
Сочетание слов "труд космонавтов" как-то даже режет слух, поскольку мы о нем практически ничего не знаем, хотя в то же время знаем, что он - колоссальный и не каждому под силу.
Вся история космонавтики, во всяком случае советской, настолько засекречена, на ней лежит такое космическое "табу", что, кроме рапортов о полете и прилете, обществу практически ничего не известно.
Есть, конечно, какие-то "документальные" книги о космонавтах тех журналистов, которым разрешено было освещать полеты первых космонавтов, но все они - глянцевые и далекие от истины. Писать надо было с оглядкой на "верх"(как там воспримут?) и "органы". Даже самим космонавтам (тем более им!), решивших написать воспоминания.
Все это принесло свои "плоды":общество по-прежнему практически ничего не знает о работе космонавтов, об их жизни, взаимоотношениях между собой, о Звездном городке... И как результат:интерес к космическим полетам у граждан явно угас, никто не бросается к экрану телевизора узнать, как проходит очередной из них, да и само телевидение в основном ограничивается стартовыми и прилетными репортажами. Ну разве еще расскажет о нестандартной ситуации, если таковая возникнет в полете.
Да и о Гагарине вспоминают лишь в день его полета, ставшего днем не только российской космонавтики, но и Международным днем полета человека в космос.
Парадокс, однако, в том, что по сути мы ничего не знаем и о Гагарине. Вроде и знаем "все", но на деле - ничего. Ибо это "все" - то, что вложила нам в уши советская пропаганда. Что посчитала нужным вложить. Так некогда создавались идеальные герои из Олега Кошевого, Зои Космодемьянской и других. У идеальных героев не должно было быть недостатков, и по такому образцу лепили героя и из Гагарина. Хотя он в этом не нуждался, был обаятельным сам по себе и "своим парнем".
Самое удивительное, что запрет на иной, более земной (в хорошем смысле этого слова) его образ действует до сих пор. И на вопрос из песни "Знаете, каким он парнем был?", вполне можно ответить:"Нет, не знаем". Ибо, чтобы лучше составить мнение о человеке, надо иметь не только официальную версию о нем.
Между тем, загадкой остается не только причина смерти Гагарина, но и ... молчание жены космонавта. Что с ней случилось? Почему она ни разу ничего не сказала за прошедшие десятилетия? Не говоря уже о том, что ни разу нигде не появилась?
Объяснять это сверхскромностью, а также сверхболью от потери любимого мужа, просто нелепо. На первых порах еще можно было, но не спустя годы. И почему молчит вторая дочь Гагарина, а всюду выступает и за нее, и за мать лишь одна?
Вопросы остаются без ответа. Людьми, желающих получить на них ответы, движет не обывательское любопытство, не желание проникнуть в чужую жизнь. Сознательное или невольное умолчание порождает всякие домыслы и слухи, и неужто они лучше, чем правда жизни?
То же происходит и вокруг гибели Гагарина. Никто не верит в официальную версию произошедшего, все, как всегда, было строго засекречено. И вот теперь появляются свидетельства, что в полете к самолету Гагарина пристроился непознанный летающий объект в виде шара, и что именно он спровоцировал взрыв самолета.
Дальше - больше. "Оказывается", что Гагарин вовсе не погиб, а его похитили инопланетяне, и что теперь он живет на другой планете (интересно, зачем он нужен там и чем занимается?):об этом говорила Ванга, а она, мол, всегда говорила о том, что происходила на самом деле.
А один известный летчик подтвердил:да, бывали случаи, когда самолет благополучно приземлялся на землю, а кабина пилота при этом оказывалась пустой, при том, что летчик не катапультировался.
Но в данном случае самолет разбился, хотя тел как будто не нашли, а собирали какие-то мелкие фрагменты. Или не собирали, а делали вид, что собирали? Или погиб только Серегин? Или не погиб и тоже "взят" на другую планету?
Одни фантазии порождают другие. Не фантазией остается лишь космическое табу на все, что может пролить свет на истину. И это тоже загадка,- почему все, что касается космонавтов, и особенно того необъяснимого, с чем они встречались во время своих полетов, и что испытывали, объясняется по принципу:"этого не может быть, это галюцинации".



Другие статьи в литературном дневнике: