Принуждение к единству

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Что делает население народом? Общие цели? Идеалы? Вера? Наверно, каждый ответит на этот вопрос по-разному. Безусловно, притирают друг к другу и века совместной жизни. Но достаточно ли этого?
Ответ можно проиллюстрировать на судьбе израильского народа после Исхода из Египта. Даже сорокалетнее блуждание по пустыне не смогло объединить разношерстный народ, а уж когда поселились на земле, обещанной Богом, и вовсе все колена разбрелись по своим уделам.
Объединялись они, и то далеко не все, лишь в случае необходимости, когда нужно было дать отпор напавшему врагу. Кого опасность непосредственно не касалась, равнодушно оставался в стороне.
Казалось бы, ситуация изменилась, когда царь Давид создал единое могущественное государство. Однако и оно распалось после смерти его сына Соломона. Все десять колен, входивших в Северное царство, не хотели иметь ничего общего с царством Иудейским, своими соплеменниками, и даже воевали друг с другом.
Думается, эта неприязнь, часто переходящая в открытую ненависть, и была причиной того, что, угнанные в плен колена Северного царства, так и не вернулись в, казалось бы, родные пенаты. Для них они не стали родными, ведь и боги у них были свои, отличные от иудейских.
В итоге вышло, что иудейский народ, названный так по месту проживания (а позже и религия стала называться иудейской) в местности Иудея, стал состоять из одного колена - Иуды, четвертого сына Иакова, и примкнувшего к нему небольшого колена Вениамина, по сути слившегося с коленом Иуды.
Вот тебе и многочисленный, как звезды на небе, народ, обещанный Богами праотцам!
Как так получилось? Наверно, надо признать, что идея Исхода вовсе не овладела массами, как на то рассчитывал Бог. По сути, Он своими действиями принудил евреев покинуть Египет, о чем они потом не раз сожалели.
Кроме бытовых тягот и многочисленных лишений, которые им пришлось перенести после Исхода, они попали и под гнет новой, незнакомой и чуждой им религии, которую им прививали самыми жесткими и даже жестокими методами.
Новые поколения, которые, по мнению ее творцов, должны стать свободными - в смысле послушными-, надежд их не оправдали. Как только представилась возможность, они тут же вернулись к старым богам и верованиям, вызывая гнев главного Бога и пророков, однако израильтяне в подавляющем большинстве своем продолжали жить по-своему.
Итог этой многовековой истории известен.
Ну а выводы? Насильно ни свободу, ни веру не привьешь. В небольших масштабах,- возможно. Но в широких масштабах,-нет. Внешне, до поры, до времени, все может выглядеть благополучно, но при первом же испытании даст сбой.
Это характерно не только для навязанной веры, но и насильственных идей. Сколько в мировой истории было империй? И все они, рано или поздно, распадались, потому что доминировала идея одного, более сильного народа над другими, входящими в нее.
А каждому народу хотелось иметь свою национальную квартиру. Свой язык, свою веру. Но, получив ее, опять ищут союзников и союзы, потому что в мире без этого не прожить.
А кто-то уходит в другой народ и другую веру. Может, так и должно быть?
Похоже, найти ответ на этот вопрос, тем более однозначный, невозможно.



Другие статьи в литературном дневнике: