Привет из прошлого

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Из всех восточных пейзажей Василия Поленова больше всего мне нравится "Тивериадское озеро". Мне кажется, что я даже знаю это место, запечатленное художником, что и не удивительно, ведь Поленов побывал в Тверии, которую в эпоху римлян называли Тивериадой.
На берегу озера, у огромных валунов, стоит с посохом Иисус Христос. В одиночестве и раздумье. О чем Он размышлял? О несовершенстве мира и людей? О том, что Ему предстоит совершить?
Пейзаж навевает грусть, тоску и желание тоже побывать здесь в одиночестве и размышлениях.
У Поленова библейским сюжетам, связанных с Христом, посвящено немало работ:"За кого Меня почитают", "И возвратился в Галилею", "Источник Девы Марии в Назарете", "Марфа приняла Его в дом свой", "Воскресение дочери Иаира" и ряд других.
Не однажды он рисовал голову Христа, и образ Его явно давался художнику с трудом. Один из набросков(1880 год) мне показался похожим на... Чехова,-восточный тип лица Христа появится постепенно, в 1887 году перед нами уже совсем иной лик:человек средних лет, рыжие, даже коричневые, усы и борода, на голове шапочка.
Куда удачнее, мне кажется, у Поленова получались типы евреев. "Голова старого еврея" настолько выразительна, что кажется, что "человек" сейчас откроет рот и начнет вещать.
А уж насколько выразительна "Голова фарисея"! Весь в пейсах, кудрявых волосах, седая борода, белая шапочка на голове. Нос горбатый, один глаз, правый, более прищурен, чем левый...,- и сразу не только вспоминаются эпизоды споров фарисеев с Христом, но словно оживают, представ перед нами во всей своей красе.
В Интернете наткнулась на запись, в которой утверждается, что восточные этюды Поленова "кажутся слащавыми и неприятно поражают своей вялой техникой". У каждого человека - свое восприятие. Лично мне хочется обращаться к ним снова и снова, особенно к "Тивериадскому озеру".
Прошло больше ста лет с тех пор, как Поленов побывал на Ближнем Востоке и писал свои восточные пейзажи и этюды. Как же драгоценен этот привет из прошлого!



Другие статьи в литературном дневнике: