Свои и чужие

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В "Истории государства Израиль" Михаила Штереншиса меня поразила одна цифра. Оказывается, в 1985 году только 18 с половиной процента израильтян были уроженцами страны, остальные родились в Галуте, то есть, в разных странах диаспоры. И это малое количество так третировало алию русскоязычных евреев, массово въехавших в начале девяностых в Израиль?
Вот какой вопрос сразу возник у меня, когда я наткнулась на эту цифру. Я приехала в страну в феврале 2001 года, и то застала отголоски той войны. Ивритоязычные дети бежали даже за пожилыми женщинами и кричали им вслед "проститутка" и смеялись, и никто их не одергивал, и не разъяснял, как это плохо и не допустимо - так себя вести.
Над русскоязычными не только смеялись, их люто ненавидели и были случаи даже убийства за разговор на русском языке.
Теперь такое и в страшном сне не приснится, потому что русскоязычные евреи сумели встроиться в израильское общество и заставить уважать себя.
Израиль - специфическая страна во всем. Странно, но читая книгу Штереншиса, написанную с осмотрительной осторожностью, чтобы никого не задеть и не обидеть, я словила себя на мысли, что история ее, в отличие от первых лет жизни в Израиле, и до нее, уже как-то перестала вызывать у меня, как прежде, чувство возвышающей гордости, если можно так выразиться. Даже Шестидневная война с победой над пятью арабскими странами.
Книга Штереншиса помогла мне понять, почему. Потому что почти всегда, после побед, страна как бы снова возвращается к прежней обычной жизни:грызне в высших эшелонах власти, коррупции, транжировании государственных средств, особенно в армии...
И всегда находится какой-нибудь враг, на которого всё это можно списать.
Единое общество так и не создано, оно по-прежнему состоит из разных этнических общин, которые живут в основном сами по себе.
И что будет дальше?
Евреи сумели создать государство, но,- я думаю, что не одна в этом убеждена,- совсем не то, какое мыслили и хотели. И как не тактичен и осторожен автор книги, эта мысль и у него проходит красной нитью через весь ее текст.



Другие статьи в литературном дневнике: