Совсем не чудо

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Вчера исполнилось пятьдесят лет установления дипломатических отношений между Израилем и Германией. В Германии это событие называют чудом, на ознаменование которого в Берлин был приглашен президент Израиля Ривлен, где он принял участие в официальных мероприятиях по поводу знаменательной даты, а также встретился с Ангелой Меркель.
В эти же дни с визитом в Израиле находилась министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен. Она посетила музей Памяти жертв Катастрофы Яд-Ва-шем, и была принята премьер-министром Нетаниягу.
В отличие от ФРГ, в Израиле внимание на дате установления дипломатических отношений с Германией не акцентировалось вовсе, только было упомянуто в разговоре премьера с немецким министром обороны. Да ещё сообщено о визите президента Ривлена в Берлин.
Это отличие в подходе двух стран к одному и тому же событию говорит о том, насколько рано ещё говорит о "чуде":боль загнана глубоко внутрь, и не все ещё спокойно воспринимают слова "немец" и "Германия". Ведь в Израиле всё ещё немало тех, кому довелось пережить Холокост в концлагерях и гетто.
И тысячи "детей войны", которые родились и выжили под немецкими бомбёжками, а их родители смогли с ними эвакуироваться в тыл, часто буквально из-под носа фашистов.
Примирение с Германией на первом этапе отношений двух стран было вынужденным. Созданное в 1948 году государство Израиль было нищим и слабым во всех отношениях. И первый премьер-министр Израиля Бен- Гурион обратился к странам коалиции, воевавшей с фашистской Германией, с просьбой помочь с репарациями. СССР вообще не ответил ему, а западные страны посоветовали решать этот вопрос непосредственно с ФРГ:сами они принимать в этом участия не хотели.
И Бен-Гурион решился, хотя знал, какую реакцию это вызовет в Израиле. Сначала он вёл переговоры с Аденауэром тайно, но потом пришлось условия соглашения обнародовать в Кнессете.
О помощи ФРГ никто и слышать не хотел("От тех, кто нас убивал, не хотим никакой помощи!), премьера обвиняли в предательстве, не утихали шумные и ожесточенные демонстрации, в Кнессет бросали камни, депутатам угрожали...
Понадобилось довольно длительное время, чтобы хоть как-то улеглись страсти. Договор о компенсациях был заключён в 1952 году, а дипломатические отношения - лишь в 1965.
Теперь отношения между двумя странами внешне хорошие, особенно между правительствами, которые не однажды проводили, поочерёдно в каждой стране, совместные заседания.
В Германию охотно едут молодые израильтяне, чтобы и "потусоваться", и даже пожить здесь.
Но антисемитизм в Германии вновь поднимает голову, и даже Меркель вынуждена признать, что в последние годы он значительно вырос.
Выходит, чуда не случилось? Ведь хорошие отношения на уровне правительств - это совсем не то, что хорошие отношения на уровне народов.
Чуда и не случится, во всяком случае в ближайшие, как минимум, сто лет. Евреев, живших в Германии до установления в ней нацистского режима, связывала с немцами одна пуповина, прежде всего культурная. Многие великие немецкие поэты и писатели, искусствоведы и артисты, деятели науки и техники были еврейского происхождения, но считали себя немцами по мировосприятию и преданности стране, в которой они жили.
Сегодня этого культурно-технического слоя нет, и тот пролом, который образовался в результате уничтожения немецкой культуры тех лет, никем не заполнен и не может быть заполнен.
Как не заполнена и никогда уже не будет восстановлена и идишская культура уничтоженного европейского еврейства, чей язык называли ещё "испорченным немецким", но евреи - его носители и немцы всё равно, казалось, понимают друг друга.
И что же осталось? Два разных народа, живущих вдали друг от друга, и стремящихся хотя бы не быть врагами.
Что ж, в наше время и это уже немало. Но это совсем не чудо, а просто практическая реальность.



Другие статьи в литературном дневнике: