... Книга Татьяны Толстой "Легкие миры" заканчивается пространным интервью, которое она дала журналу "Слон" в декабре 2013 года. Разговор зашёл о том, что, как минимум, последние двести лет писатель был не только "законным распорядителем слов", но и "учителем жизни, знатоком всего, мудрецом". А теперь писатель эту позицию утратил.
Татьяна Толстая и соглашается с этим утверждением, и всё-таки пытается одновременно его оспорить, что, на мой взгляд, это ей не очень-то и удаётся.
Действительно, как не оспаривай это утверждение, а писатель сегодня не играет той роли, которую некогда играл. Мне кажется, это произошло после распада СССР, когда слово журналиста стало важнее писательского. Потому что журналисты рассказывали о том, что волновало сейчас, что важно было для повседневной жизни каждого.
Жизнь менялась стремительно, надо было вписаться, встроиться в неё, освоить новые реальности. Стало не до книг, да и писатели, привыкшие к медленной, степенной работе, оказались захваченными врасплох внезапными переменами и не знали, как на них адекватно реагировать.
Конечно, с того времени уже появилась "новая" литература, вышло много хороших книг, но восстановления прежнего статуса писателя - "учителя жизни", у которого ищешь ответы на мучающие тебя вопросы, не произошло.
И, скорее всего, не произойдёт, во всяком случае, в обозримом будущем. Журналистика по-прежнему важнее литературы:она мгновенно откликается на злобу дня, и в этом её незаменимое преимущество.
Я думаю, что именно это обстоятельство заставляет даже успешных писателей, таких, к примеру, как Улицкая или Акунин, время от времени "вмешиваться" в политику, произносить "резонансные" речи.
Тоже своего рода привлечение читателя:сначала к себе, потом-через этот интерес-к своим книгам.
Но часто получается, как мне кажется, обратный результат:их так называемая гражданская позиция, скорее, вызывает отторжение читателей, нежели уважение, потому что она и неубедительна, и оскорбительна. И не делает чести этим писателям, претендующих на роль "учителя жизни". Ещё и потому, что весь пафос их направлен на поддержку чуждого и чужого режима.
Я имею в виду -Украину. На этой теме пиарятся, кому не лень. Особенно те из литераторов, интерес к которым неуклонно падает, как, например, Алексиевич. На недавней встрече с читателями в Варшаве (в Минске, к её удивлению, ее литературный агент такую встречу организовать не смог - нет к ней интереса) она заявила, что "российских журналистов нужно судить за то, что они говорят и пишут о войне на Донбассе". Но, по её словам, "настоящей проблемой является то, что россияне хотят слышать эту ложь. В каждом россиянине есть немного Путина".
И она уже (и, замечу, не в первый раз) выносит вердикт россиянам, которые раньше её читали, а теперь интерес к ней, если и есть, то небольшой, а в собственной республике его и вовсе нет, так как её считают российской писательницей.
Но, напомню: дважды, в 20013-2014 годах, её на Нобелевскую премию по литературе выдвигал Шведский Пен- центр. Может, теперь пришла "очередь" польского, коль она там стала проводить встречи с читателями?
Отношение Польши к России известно. Может, своей критикой россиян Алексиевич надеется приобрести симпатии поляков?
Измельчали господа-литераторы, не о том пекутся. Поэтому и перестали быть "учителями жизни".