В последние годы Нобелевские премии по литературе вручаются писателям, чьи имена мало что говорят массовому русскоязычному читателю. Например, в 2013 году премию получила канадская писательница Элис Манро.
Естественно, возник вопрос:кто это, почему выбор пал на неё?
Надо отметить ещё одно обстоятельство, сопровождающее лауреатов премии:они, как правило, немолоды, так что премия вручается и как бы за дело, а, вернее, творчество всей жизни.
Манро родилась в 1931 году, и в аннотации к книге "Слишком много счастья", изданной в минувшем году Санкт-Петербургским издательством Азбука, сказано, что её уже тридцать лет называют лучшим в мире автором короткого рассказа, а к российским читателям она приходит впервые, после получения Нобелевской премии.
Вторая половина этого предложения соответствует действительности, насчёт же короткого рассказа можно поспорить. Во всяком случае, в отношении тех, что собраны в этой книге:меньше тридцати страниц, а то и "с хвостиком", они не занимают.
Но дело, конечно, не в количестве страниц, а в том, что каждое её произведение совсем не соответствует нашему привычному понимания рассказа как жанра. Это "целые" повести и даже романы которые погружают нас в привычную будничную жизнь, от которой не ждёшь ничего особенного, и тем более, каких-то потрясений, и - на тебе- автор как-то незаметно для нас сделала поворот, и вот уже обычная жизнь наполнена драмой, а то и трагедией, и, как не старайся, не угадаешь, а чем же всё закончится.
Начинаешь читать очередной рассказ как бы налегке, а потом начинаешь чувствовать какую-то тревогу, предвестие беды, несчастья, которое или обрушивается или может обрушиться на героев.
Всё неоднозначно, всё неспокойно у героев Манро, и читая её произведения, не столько отдохнёшь душой, сколько разбередишь её.
Уж, казалось бы, что нового может рассказать Манро о Софье Ковалевской(название этой повести-рассказа стало название всей книги), и как будто действительно ничего нового она о ней не сказала. А на самом деле - сказала, и сказала многое, раскрыв такие черты её характера и эпизоды из её жизни, что заставляет посмотреть на героиню не столько как на незаурядного математика, а в какой-то степени и на... заурядного человека, с весьма несчастной женской судьбой.
В общем, выбор Нобелевского комитета оказался действительно правильным:Элис Манро достойна присуждённой ей премии.